Системный подход Мишки С. 1, 2

                - 1 -
  Ах, молодость! Как давно это было! Это теперь я не помню — куда очки положил, забыл — что вчера ел.  А вот как мы  в 76-ом году ели солянку с Мишкой С. - это не забуду уж! Мы с Мишкой были соседями по общежитию пермскому, что на Шоссе Космонавтов, 84. Там две 9-этажки рядом, соединённых одноэтажной столовой. Наша мужская часть — слева, а женская — справа. Типовой советский проект, я таких много по городам видел общежитий впоследствии. Общежитие было новым,  сдали его к Новому 1976 году. Мне досталась двухместная комната 714 на седьмом этаже, но жил я один. Второй жилец только нос показал и ушёл снова к жене своей.
  Мишка С. тоже попал в комнату на седьмом этаже, но с окном на другую сторону, на запад. Познакомились мы с Мишкой потому, что по утрам мы с ним и с десятком других обитателей общежития садились в служебный автобус, везущий нас на работу, на Пермский завод монтажных изделий, куда мы с Мишкой устроились после службы в армии. От завода этого и в новое общежитие мы попали независимо друг от друга.
  Ну, я-то два года служил, а Мишка, оказывается, четыре! Это потому, что на втором году службы он подрался с одним офицером, «честь» которого проявилась в том, что он подвёл Мишку под трибунал. И Мишке вкатили два года специальной солдатской тюрьмы, имеющей известное обозначение «дисбат». Напоминает штрафбат времён войны. Короче, Мишка - тот ещё чувак! Хотя с виду про него ничего такого и не подумаешь. В дисбате, по словам Мишки, порядки были не лучше, чем на зоне, а драки там — ну что-то вроде физзарядки. Доходило и до трагических случаев. Но Мишке повезло, те постоянные разборки «кто круче» обошлись ему без серьёзных травм. А дослуживание основного армейского срока вообще показалось ему санаторием — такое уважение было  Мишке в «родной» воинской части.
Мы с Мишкой сошлись характерами. Речь его была слабой, не косноязычной, но без намёка на поэтичность и ассоциации. А мой вычурный местами трёп его смешил, нравился. Мне же Мишка был симпатичен своим оптимизмом и бесстрашием каким-то матросским! Конфликты с мужиками Мишку смешили, словно не мужики приставали к нему «Дай закурить!», а дети, обратившиеся с наглыми просьбами к матросу. Он мог ответить: «А мамка не заругает?» И если отвечали грубо, то мог снисходительно заметить: «Выпороть бы тебя, по-хорошему, надо... Но я сегодня добрый». И светил на любителей халявного курева своей неотразимой улыбкой.  Халявщики чувствовали, что перед ними серьёзная сила, снисходительная к их наглости. И замолкали. А если кто иногда и оборзеет, буркнет что-либо, то Мишка мог тихо спросить, доверительно наклонившись к уху борзого: «Тебе под каким глазиком фонарик зажечь?» И уже громче добавлял: «Ты выбери, чтоб потом не обижаться». И смеялся, хлопнув его по плечу.
  И это был не просто фасон, чувствовалось, что он может уложить фэйсом об тротуар почти любого, что и сделал с каким-то особо наглым битюгом однажды при мне. Это произошло так неожиданно быстро, только хруст выворачиваемых рук слышно было! Мишка ткнул наглеца носом в родную землю и спросил: «Чем пахнет?» И потерял к нему интерес, отходя ровным шагом, будто он старушку через дорогу перевёл, а не разбил об асфальт лицо атлету. А тот вынужден был в позе рака кряхтеть от боли в вывернутых суставах, да пытаться остановить кровь из своего разбитого об дорогу «фасада», мыча угрозы, но Мишку это уже не интересовало. Только мне, уже отойдя от пострадавшего и пытаясь унять сбитое этой стычкой дыхание, он прохрипел: "Надо бросать курить!... Дыхалка стала ни к чёрту!…"

                - 2 -
  В комнате  своей Мишка жил тоже один, причину не помню. Ему было скучно, он приходил ко мне. Предлагал сходить  погулять по вечерней Перми. В феврале, марте и апреле я редко мог составить Мишке компанию, тогда после работы  я ходил в вечернюю школу, где училась Ниночка, в которую я был безответно влюблён. А вот в мае, июне и июле 76 года мы с Мишкой регулярно совершали моцион по каждый раз разным маршрутам (в августе же я уезжал, взяв отпуск на две недели, а вернувшись - вообще уволился и уехал в Новосибирск).
  Пермь — город большой. Где только мы с Мишкой не были, километры молодым нашим ногам были нипочём. И темы для разговоров были самые разные. Мишка любил слушать. Задавал мне вопросы, а я отвечал так пространно и увлечённо, как какой-нибудь учитель на уроке истории про какого-нибудь там Александра Второго. Мишка вздыхал иногда: «Вот бы мне научиться так трепаться!» А я про себя думал: «Вот бы мне научиться так драться!»
  Но была у Мишки и ещё одна особенность, научиться которой было в принципе невозможно. С нею можно только родиться! Сейчас поймёте — о чём это я.
   В пылу своей трепологии я не замечал — где мы идём, был весь в своих образах. Мишка   остановил меня однажды и предложил: «Давай зайдём в этот гастроном. Тут одна система мне из-под прилавка продала однажды голубцы. Я забыл — как её зовут! Я только покажу тебе её издали, ты подойдёшь, познакомишься и потом мне скажешь имя, хорошо?» Тут надобно пояснить, что «системой» Мишка называл за глаза любую миловидную барышню, готовую провести с Мишкой счастливую минуту, час, ночь или целую неделю — это не имело значения. Мишка просто фиксировал для себя, как опытный паук, попавшую к нему в паутину муху: «Готова!»
  Я познакомился с той продавщицей, используя свои болтологические способности. А потом Мишка с ней ворковал без меня уже. И отоварился голубцами дефицитными. Теперь это кажется такой мелочью, такой глупостью, но вспомните сами, ностальгирующие по социализму: вы были никто, если не имели  доступ к дефициту! У Мишки этот доступ был нарисован на лице, он звучал в его хриплом голосе, от которого «системы» таяли даже через прилавок магазина. Да и не в этом дело: независимо от  этого драного дефицита, от правящей партии, от страны и от  доставшегося  нам века - таким парням, как бравым мушкетёрам, во все времена открыты такие возможности, которые большинству яйценосцев и не снились никогда, вот в чём весь коленкор!
  Мужики-то мы, конечно, мужики, но какие же мы разные! Да о чем говорить, вам ли это не знать, уважаемые дамы? Не всем же вам нравился, например, Вячеслав Тихонов или Владимир Высоцкий? Этот ряд можно продолжить: Василий Лановой, Юрий Яковлев, Алексей Баталов, Владимир Коренев, Олег Янковский, Олег Даль, Андрей Миронов, Юрий и Виталий Соломины, Вадим Спиридонов, Леонид Филатов,  Ивар Калныньш, Игорь Костолевский, Александр Абдулов, Олег Басилашвили, Эммануил Виторган, Николай Ерёменко, Михаил Боярский,  Олег Меньшиков, Дмитрий Певцов, Сергей Бодров, Евгений Дятлов, Владимир Машков, Александр Домогаров, Сергей Чонишвили, Андрей Соколов, Константин Хабенский, Сергей Безруков, Владимир Епифанцев, Даниил Страхов, Евгений Цыганов… Вы сами можете, конечно, продолжать этот безразмерный строй и во времени (современных я знаю мало), и в пространстве (один Голливуд чего стОит). Милые дамы! Любой из них нравится не всем вам. И для любой из вас даже в этом элитном ряду не все по душе, и это понятно, так и должно быть! На вкус и на цвет...
  Об артистах я упомянул потому только, что они общеизвестны, оценены вами. Но необъятное количество неотразимых мужчин ходят рядом с вами по этой планете, проезжают мимо за стёклами машин, оставаясь вам неизвестными, незнакомыми (они же не лезут на сайты знакомств), и при этом они порой превосходят своей классностью многих из  перечисленных артистов! И Мишка образца 1976 года (чёрт, не могу найти его фотографию!) превосходил, пусть и не всех. 
  Разумеется, и Мишка нравился не всем. Если выставить его фото — найдётся много таких дам, которые сделали бы гримаску типа «Фи!» Но тех, кому он нравился, было сокрушительно много! Находиться рядом с таким парнем было непросто. Мишка так привык к этому дамскому вниманию, что научился пользоваться им, как льготой, доставшейся не от богатства своих родителей, а от  счастливой случайности их встречи, от которой закономерно и появился на свете такой матёрый и привлекательный самец. Мог бы он сыграть на экране героя? Да запросто! А он не играл, он просто жил. Не играя героя — он БЫЛ им!
  А в тот раз мы вернулись в общагу с голубцами, и варили их в Мишкиной комнате, у него была электроплитка. Вообще мы довольно часто ужинали вместе. И об одном таком ужине расскажу поподробней.


Рецензии
Добрый день!
Очень верно подметили про мужскую красоту. Вот рядом с нами в обычной жизни иногда такие красавцы писанные ходят, что хоть сейчас в кадр, а некоторые из них даже не подозревают, чем одарила их природа. Или пообщаешься с кем-то, в роду внешне не так чтоб уж очень, но обаяние за версту чувствуется, и не хочется из плена этого обаяния бежать, хочется наслаждаться рядом.
Рассказ, конечно, не об этом. Я всё оценила, не переживайте. И про умение говорить и про мастерство драться.
Продолжу чтение.

Алёна Сеткевич   23.05.2022 09:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алёна! Спасибо за отзыв!
История с Мишкой реальна до мелких подробностей, оттого и фамилию Мишки не называю полностью. И понимаю, что понравиться ВСЕМ эта "правда жизни" не может. И как я понял, четвёртая "страничка" Алёне Сеткевич не понравилась (в отличии от первой + второй). Почти уверен, что пятая страничка Вам понравится. Про шестую - не уверен. Но ТАК БЫЛО! И посему прошу снисхождения за множество эпитетов типа "фру", "фря", и т.п.

Владимир Деев 2   23.05.2022 20:25   Заявить о нарушении
Я ещё просто не дошла до 3-6 страничек.
Уже кому-то писала, что перехожу на следующую страницу, чтоб не потерять, где остановилась. Наверное, этим ввожу в заблуждение, что страница прочитана, а я там пока "отдыхаю")))

Алёна Сеткевич   23.05.2022 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.