Армия, реформы и реформаторы

Армия Иванов, Сердюков, Шойгу
Путин считает Ельцина великим человеком, не боящимся брать ответственность. Речи и мысли президента не отличаются логичностью. Брать ответственность и поступать ответственно разные вещи. Взял Ельцин на себя инициативу развала страны, изменил присяге, предал партию, идеалы отцов, обнулил плоды победы, разрушил заводы,  но отвечать за всё это боялся, поэтому вцепился во власть руками и зубами. По сути, второй срок он не управлял страной, работая на даче, дела вершили другие. Он боялся армии, и генералов, которые пришли в политику. Рохлин, Лебедь, Трошев, Шаманов… Потенциальные российские Бонапарты погибли при подозрительных обстоятельствах, армия, как политический фактор, больше не существует.
Демонстративное ускорение ликвидации армии - это, в числе прочего, контрольный зондаж для выявления если не заговоров, то потенциальных заговорщиков Моментом истины стала автокатастрофа с начальником ВДВ генералом Шамановым, который по всем параметрам – от авторитета в войсках до опыта губернаторства, идеально соответствует образу генерала-политика. Она напоминает – убийство Машерова, расчистившее Андропову путь к власти.
«Случайный» выезд грузовика на встречную полосу шоссе, по которому проходит заранее намеченный маршрут «объекта» - классика жанра. 

Гибель еще одного «генерала и губернатора» Александра Лебедя, который с десантником Павлом Грачевым организовали военный переворот августа 1991 года, отдавший власть Борису Ельцину. Отсюда особое отношения Кремля к генералам - десантникам.
Редкое по гнусности убийство еще одного героя Чечни и «мятежника» – генерала Рохлина. Убийцей объявили жену генерала.
Еще одно подозрительное совпадение – очень похожая на убийство смерть еще одного генерала за день до покушения на Шаманова. 28 октября 2010 года при «неустановленных обстоятельствах» погиб председатель Высшего Офицерского Совета России, соратник Владимира Квачкова, генерал-лейтенант в отставке Дубров Григорий Карпович. По мнению Квачкова, вероятнее всего его соратник по "Народному Ополчению" Григорий Дубров был брошен под электричку.

Указом от 7 мая 1992 года были созданы Вооруженные силы (ВС) и Министерство обороны (МО) суверенной России. казалось, что, опираясь на богатое наследство Советской Армии, страна сможет быстро и легко создать современные ВС, оснащенные самой совершенной военной техникой и способные достойно отстаивать национальные интересы.
В 1999 году Путину, бывшему в тот период Председателем Правительства РФ, пришлось лично заниматься организацией отпора вторжению ваххабитских боевиков под командованием Басаева и Хаттаба в российский Дагестан и затем последующим освобождением Дагестана и Чечни от боевиков. Позднее он  говорил, что ему с большим трудом удалось собрать со всей России нужное кол-во боеспособных воинских частей. Т.е. несмотря на сокращение численности армии, задача создания частей постоянной готовности предыдущими военными реформами так и не была решена. Поэтому Путин был заинтересован в доведении военных реформ до нужного результата, т.е. до создания армии постоянной готовности.
 28 марта 2001 года министром обороны РФ впервые был назначен «штатский» человек без военного образования. Сергей Иванов
Иванов выступил за проведение реформы армии. Начать реформу он предлагал с сокращения штатов (с 1,4 миллиона до 1,1 миллиона человек, причем сокращение должно затронуть и высшие офицерские чины) при одновременном увеличении военного бюджета и перераспределении средств. Увеличить предполагалось долю средств, выделяемых на перевооружение
Министр пообещал создать армию контрактников. Однако именно при Иванове в 2002 году распространилась практика "силового комплектования" армии призывниками (имеются в виду массовые проверки и задержания лиц призывного возраста на улицах), опробованная осенью 2001 в Москве. В результате к концу мая 2003 года партия "Союз правых сил" собрала почти 16 тысяч подписей под письмом президенту Путину с призывом немедленно начать настоящую реформу армии и отправить министра обороны в отставку.
Министр утверждал, что реформа идет успешно. Но эксперимент с переводом на контрактную основу одной воздушно-десантной дивизии окончился неудачей. Попытка заставить предприятия ВПК отчислять на перевооружение армии часть средств от торговли оружием также не увенчалась успехом.

Поначалу говорилось о том, что у России появится профессиональная армия - в обществе был силен запрос на полный уход от системы службы по призыву. Но затем было объявлено, что, изучив зарубежный опыт, руководство страны приняло решение остановиться на смешанном способе комплектования Вооруженных сил. Несмотря на приток контрактников и перевод целых воинских частей на контрактный способ комплектования, армия полностью профессиональной не стала.
 2 февраля 2004 году в своём докладе перед Министерством обороны Сергей Иванов заявил, что «масштабные изменения в Вооруженных силах, связанные с коренной перестройкой в рамках военной реформы, завершены.  Сергей Иванов сказал, что после завершения реформы перед руководством страны и Министерством обороны встала новая масштабная задача – разработка концепции дальнейшего развития армии и флота  Ее основные положения были изложены 2 октября 2003 года на совещании с участием военно-политического руководства страны и высшего командного состава Вооруженных сил России и обнародованы в доктринальном документе «Актуальные задачи развития Вооруженных сил Российской Федерации».
Сердюков был утвержден Министром обороны РФ в январе 2007, еще при президенте Путине. В апреле 2007 Сердюков прошел 3-х месячный специально разработанный для него ускоренный курс обучения в Военной академии Генерального штаба, чтобы получить представление о стратегии и оперативном искусстве, театрах военных действий, знания по организации и управлению Вооруженными силами.
В результате опроса, проведенного  Всероссийским центром изучения общественного мнения, выяснилось, что большинство офицеров и прапорщиков озабочены состоянием боеготовности войск, и лишь 16% респондентов позитивно оценили положение дел в армии. При этом каждый третий из опрошенных оценил состояние армии как плохое или очень плохое, а 46% респондентов дали средние оценки. Респонденты отметили невысокую боевую подготовку солдат и сержантов по призыву и низкую прослойку в подразделениях контрактников, а также указали на отсутствие моральных стимулов к службе и многочисленные социально-бытовые проблемы..
1. Сердюков первым делом ввел новую форму. Но она из-за экономии поставщиков оказалась и непрактичной, и холодной (из-за чего зимой у солдат случались эпидемии пневмонии).
2. Офицерам стали платить денежное довольствие в 2 - 3 раза больше прежнего. Но введенные министром обороны по приказу 400 денежные премии породили откаты и взятки командирам, расплодили стукачество среди командиров.
3. При Сердюкове уволенным служивым начали давать больше жилья. Но при этом система учета и контроля за распределением квартир показала свою негодность, что вызвало массовые жалобы офицеров.
А тем же кадровым офицерам, которые снимают квартиры, деньги за поднаем стали выплачивать с добавкой, но лишь от случая к случаю. Многие квартиры предоставлялись людям, не имеющим права на их получение или не имеющим отношения к МО.
4. Во многих частях уборкой казарм и территорий, ремонтом зданий, приготовлением пищи теперь занимаются гражданские фирмы.
Но среди них появились свои и не свои - все зависело порой от откатов устроителям конкурсов.
5. У солдат появился дополнительный час отдыха, им разрешили пользоваться мобильниками. Многие солдаты служат недалеко от дома. Но в то же время при Сердюкове так и не удалось искоренить главное зло армии - дедовщину. А многократные попытки создать военную полицию до сих пор так и не доведены до ума.
6. При Сердюкове были реорганизованы военные округа, созданы Объединенные стратегические командования. Но в то же время уже вскоре после создания Войск воздушно-космической обороны академия, готовившая специалистов для них, была расформирована. Сильно сократилось количество военных городков, аэродромов. Но это привело к тому, что огромное число таких городков до сих пор стоят бесхозными, а раздутые гарнизоны стали более уязвимы для вероятных ударов противника.
7. При Сердюкове был фактически уничтожен важнейший компонент боеготовности армии - мобилизационный резерв. В случае войны Минобороны и Генштаб не смогут быстро пополнить резервы.
8. Сердюков оптимизировал военные вузы, объединил их в военно-учебные научные центры. Но это привело к разгрому многих легендарных военных училищ и академий, потере большой армии профессорско-преподавательского состава.
9. При Сердюкове был нанесен удар по военной медицине - ее «кастрировали» в войсках, низвели до минимума, и теперь, чтобы оказать медпомощь заболевшему в части солдату или офицеру, его надо доставлять в гражданские медучреждения порой за 200 км.
10. Многие культурно-просветительные учреждения армии и флота закрыты или распроданы.
11. Прибавка за спортивную форму офицеру стала больше, нежели за классность или за ученую степень.
12. Многие офицерские (и даже генеральские) должности теперь занимают гражданские специалисты из числа тех, кто был знаком с экс-министром по совместной работе в налоговой службе. Их непрофессионализм привел к тому, что работа на многих важнейших участках застопорилась. Некоторые из этих спецов были уличены в коррупционных махинациях.
Ломать - не строить. Поэтому его реформы еще не привели к созданию "нового облика армиии" и в армии оставалось много проблем. Хотя именно ему удалось провести ликвидацию всех частей неполного состава и создать контрактную профессиональную армию, что являлось целью всех российских военных реформ, проводимых после 1992 года, и что до Сердюкова никак не удавалось реализовать. По сути, Сердюков лишь выполнил те задачи, которые были прописаны в планах всех военных реформ, начиная с 1995 года.
Новый этап с 2012 года. Сергей Шойгу и новый облик ВС РФ
В ноябре 2012 года президент Путин отправил Сердюкова в отставку, назначив вместо него Сергея Шойгу. В тот же день Шойгу занял место Сердюкова и в Совете безопасности.
Именно при Сергее Шойгу России удалось придать "новый облик" ВС РФ, когда наконец были доведены до логического конца многолетние усилия России по преобразованию своих вооруженных сил. За это время армия была сокращена с 2,8 млн.человек, до 700 тысяч человек, т.е. в 4 раза.
Получив назначение на пост министра обороны Шойгу первым делом проверил, в каком состоянии находятся вооруженные силы, проведя внезапные учения по проверке боеготовности. Проверки показали, что преобразованные ВС РФ, еще не полностью находились в статусе частей постоянной боевой готовности. После поднятия по тревоге и начала маршей, исправной и боеготовой техники в войсках оказалось не более 65%. Много было и других проблем. Поэтому задачей Шойгу стало дальнейшее повышение боеготовности до требуемых показателей. Частично и реформы Сердюкова были скорректированы. Именно благодаря многолетнему руководству Сергея Шойгу российская армия оказалась подготовленной к Крымским событиям 2014 года. Сегодняшние постоянные военные учения в вооруженных силах России, модернизация техники и вооружений, это не прихоть власти, и не вызов другим странам. Это необходимая будничная работа и учеба профессиональной армии, имеющей ныне статус армии полной боевой готовности мирного времени.


Рецензии