Предисловие

Работает ли гадание на кофейной гуще? Или по руке? Или на картах? В арт-терапии – да!
Связь между гаданием и арт-терапией давно привлекала меня в качестве темы для своей книги. Сначала – моя курсовая работа на первом курсе факультета психологии. В рамках курса "История психологии" я выбрала тему "Хиромантия и дерматоглифика как способы психодиагностики" и между прочим получила пятерку. Потом была моя книга по арт-терапии. Не смогла сдержаться, назвала провокационно – "Гадание на реальности".

И вот теперь подхожу вплотную к той идее, что и арт-диагностика, и арт-терапия существовали задолго до официальной психологии. Арт-терапевт, шаман, гадалка, ведьма, колдун – всех нас роднит функция психической помощи людям с помощью поиска скрытых причин "болезни". И все мы делаем это похожими методами, основанными на образном мышлении, метафорическом видении и наблюдательности, которые позволяют устанавливать связи не из причины и следствия, а по подобию и сходству явлений, процессов и событий. Это архаичное мышление, но от этого не менее эффективное, чем современное, научное, доказательное. Просто иное, позволяющее решить проблему неожиданным, нетривиальным, экстравагантным способом.

Для гадалки совершенно очевидна связь, скажем, между узором на кофейной гуще и событиями в жизни клиента; для шамана – схожесть погодных явлений и отношений в племени. А психолог-юнгианец будет искать параллель, например, между транспортной пробкой или задержкой рейса – и бесплодием. И это будет работать. Но для современного человека (читай: нашего клиента) это все – совершеннейший бред.

Между тем доказано, что человек, имея два полушария мозга, способен собирать и обрабатывать информацию двумя основными способами. Есть левое полушарие мозга, отвечающее за логику и речевое выражение проживаемого опыта, а есть правое – немое, но хранящее образы и отвечающее за бессознательное. Психологи арт-терапевты собирают информацию в виде рисунков, сновидений, образов и "переводят" в текст, то есть они являются своеобразными переводчиками справа налево, с правого полушария на левое.

Целью данной книги является привести из моей практики и показать достаточное количество образных аналогий, чтобы мозг читателя сам начал систематизировать и распознавать синхронии, как называл данные явления Карл Густав Юнг. Распознавать так же быстро и умело, как строим мы сейчас догадки и рационализации. Чтобы образы стали таким же источником информации, как сейчас мысли, облачённые в слова. Чтобы читатель научился слышать и понимать пока что "немое" правое полушарие нашего мозга. И информацию эту использовал себе во благо, для восстановления целостности. И это станет первой синхронией данной книги: осознать целостность своего мозга. И эту книгу я назову "Терапия на кофейной гуще".

Исследовательские же амбиции мои таковы. Мне хочется взять широко известные гадания и провести их на арт-терапевтических группах в качестве стимульных и диагностических арт-методик. Я хочу отследить параллели между образами из гаданий и клиентскими запросами (будь то симптом или проблема отношений), чтобы доказать эффективность гаданий в психотерапии и показать, что "точка входа" в сессию может быть любой. И что архаичное образное мышление в терапии работает наравне с доказательным, логическим.

ТЕРАПИЯ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ

Предисловие

Работает ли гадание на кофейной гуще? Или по руке? Или на картах? В арт-терапии – да!
Связь между гаданием и арт-терапией давно привлекала меня в качестве темы для своей книги. Сначала – моя курсовая работа на первом курсе факультета психологии. В рамках курса "История психологии" я выбрала тему "Хиромантия и дерматоглифика как способы психодиагностики" и между прочим получила пятерку. Потом была моя книга по арт-терапии. Не смогла сдержаться, назвала провокационно – "Гадание на реальности".

И вот теперь подхожу вплотную к той идее, что и арт-диагностика, и арт-терапия существовали задолго до официальной психологии. Арт-терапевт, шаман, гадалка, ведьма, колдун – всех нас роднит функция психической помощи людям с помощью поиска скрытых причин "болезни". И все мы делаем это похожими методами, основанными на образном мышлении, метафорическом видении и наблюдательности, которые позволяют устанавливать связи не из причины и следствия, а по подобию и сходству явлений, процессов и событий. Это архаичное мышление, но от этого не менее эффективное, чем современное, научное, доказательное. Просто иное, позволяющее решить проблему неожиданным, нетривиальным, экстравагантным способом.

Для гадалки совершенно очевидна связь, скажем, между узором на кофейной гуще и событиями в жизни клиента; для шамана – схожесть погодных явлений и отношений в племени. А психолог-юнгианец будет искать параллель, например, между транспортной пробкой или задержкой рейса – и бесплодием. И это будет работать. Но для современного человека (читай: нашего клиента) это все – совершеннейший бред.

Между тем доказано, что человек, имея два полушария мозга, способен собирать и обрабатывать информацию двумя основными способами. Есть левое полушарие мозга, отвечающее за логику и речевое выражение проживаемого опыта, а есть правое – немое, но хранящее образы и отвечающее за бессознательное. Психологи арт-терапевты собирают информацию в виде рисунков, сновидений, образов и "переводят" в текст, то есть они являются своеобразными переводчиками справа налево, с правого полушария на левое.

Целью данной книги является привести из моей практики и показать достаточное количество образных аналогий, чтобы мозг читателя сам начал систематизировать и распознавать синхронии, как называл данные явления Карл Густав Юнг. Распознавать так же быстро и умело, как строим мы сейчас догадки и рационализации. Чтобы образы стали таким же источником информации, как сейчас мысли, облачённые в слова. Чтобы читатель научился слышать и понимать пока что "немое" правое полушарие нашего мозга. И информацию эту использовал себе во благо, для восстановления целостности. И это станет первой синхронией данной книги: осознать целостность своего мозга. И эту книгу я назову "Терапия на кофейной гуще".

Исследовательские же амбиции мои таковы. Мне хочется взять широко известные гадания и провести их на арт-терапевтических группах в качестве стимульных и диагностических арт-методик. Я хочу отследить параллели между образами из гаданий и клиентскими запросами (будь то симптом или проблема отношений), чтобы доказать эффективность гаданий в психотерапии и показать, что "точка входа" в сессию может быть любой. И что архаичное образное мышление в терапии работает наравне с доказательным, логическим.


Рецензии