Про старую учительницу, ее соседку и дом престарел

У меня по соседству, на одной лестничной площадке, живет бабуля, 84 года. Мужа схоронила лет тридцать назад. Детей не было. Из родни только двоюродная племянница Вера, владелица нескольких мелких торговых точек.
Александра Павловна – бывшая учительница. Сколько помню, всегда ходила аккуратная, опрятная, с красивой прической. Обувь на каблучке, шляпка. Интеллигентка до мозга костей.
Она учила мою дочь с первого класса. Не просто учила – была ей нянькой. В школу отведет, из школы приведет. Живем-то рядом.  А у нее никого. Я все время на работе. Мой муж уже давно «объелся груш». Живет с другой и про дочку не вспоминает.
Так что, вроде мы с ней соседи, а на самом деле – родные люди. Жили потихоньку, пирожками друг друга угощали. Дни рождения и Новый год отмечали вместе.
Вера появлялась по праздникам. Вела себя при встречах церемонно, нарочито вежливо. А «за глаза» высмеивала теткины старомодные привычки. Александра Павловна, например, во время застолья считала необходимым торжественно зачитать поздравление в стихах. Вера в этот момент хихикала в стол и презрительно фыркала.
С годами соседка стала быстрее уставать, сказывался возраст. Я ненавязчиво предлагала купить ей продукты, благо мне по пути. Бабушка много читала. Носила ей книги из библиотеки.
Однажды, в недобрую минуту, она поспешила к закипевшему чайнику, зацепилась ногой за коврик и упала. Встать не смогла. С трудом доползла до телефона и позвонила племяннице. Вера была за городом, приехала только через два часа. Отвезла в больницу – перелом шейки бедра. Поставили пластину.
После операции Вера заботливо ухаживала, затем отправила тетю в реабилитационный центр на две недели. А по приезду заговорила о дарственной на квартиру. Уход нужен серьезный, длительный, а она бесплатно не хочет. Тетя согласилась и подписала договор дарения. Других-то родственников нет, а на Веру она надеялась.
Александра Павловна понемногу поправлялась, стала себя обслуживать самостоятельно. Но с ходунками не расставалась. Боялась без них.
Вера вскоре исчезла за горизонтом. Ухаживать за старушкой стало некому. Все-таки с ходунками много дел не сделаешь… Я заходила, приносила суп, забрасывала стирку. Стригла волосы, в конце концов. Отвезти в парикмахерскую, сами понимаете, сколько проблем.
И тут случилась беда. Бабушка упала во второй раз. И сломала другую шейку бедра. Конечно, операцию сделали. Только уже никакого реабилитационного центра не последовало. Да и сильно она ослабла.
Лежит, на ходунки не встает. Единственное, что присаживаться немного начала. Сильно похудела, мышцы атрофировались. Пытается встать, а ноги переплетаются и путаются. Но в здравом уме, все понимает. Читает книги!
Забрала я ее к себе. Ухаживаю, как могу – жалко человека. Сдать в дом престарелых рука не поднимается, все знают, какие там условия…  Памперсы меняю, пролежни залечиваю.
Появилась Вера.
– Зачем вы ее забрали? Наверное, на квартиру рассчитываете?
– Нет, я знаю о дарственной… Она обратной силы не имеет.
– Зачем тогда? Не вижу смысла…
– Вам этого, к сожалению, не понять…


Рецензии