В плену поэзии

Накануне Всемирного дня поэзии, который отмечается в России 21 марта с 2000 года, были определены лауреаты премий «Поэт года» и «Писатель года». Церемония награждения победителей проходила в Концертном зале правительства Москвы. Работы конкурсантов жюри отбирало в течение года. В итоге в короткий список попали 200 поэтов и 100 прозаиков из разных регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Премию «Поэт года» в основной номинации получили: I премия - Арсений Загаевский (Москва); II премия - Оксана Цветкова (Нижний Новгород); III премия - Игорь Гонохов (Ногинск).
Как сообщает «Российская газета», эти премии учреждены Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную русскую литературу. Обладатели Гран-при получили главные титулы «Поэт года» и «Писатель года», а также грант от Российского союза писателей в размере 200 тысяч рублей. Остальные лауреаты получили право издания своей книги за счет Оргкомитета премии.

Игорь Олегович Гонохов родился в Ногинске в 1967 году. В этом подмосковном городе прошли его детство и юность. Здесь он окончил среднюю школу №2 имени Короленко. Со школьных лет писал стихи. Многие годы проработал радиожурналистом на студии Ногинского радиовещания. Его стихи печатались в местных газетах «Богородские вести», «Волхонка», в журналах «Южное сияние», «День и ночь».  В 2002 году в Ногинске вышла первая книга его стихов под названием «Знакомые окна». Сейчас он живёт и работает в Москве. Но в Ногинске осталась жить его мама и он нередко приезжает навестить её и побродить по с детства до боли знакомым местам, зачастую вызывающие у него чувство ностальгии.
Игорь женился на москвичке перебрался жить к супруге в столицу. Однако родные подмосковные места тянут к себе, словно магнит, и, использую выходные, Игорь частенько приезжает из суетной столицы в Ногинск - навестить маму, родных и близких людей, побродить по старинным улочкам и заповедным местам, знакомых поэту с детства.
      У Игоря в 2002 году вышла в свет поэтическая книга под скромным названием «Знакомые окна». Она издана тиражом 300 экз. в ООО «Принт». Издание состоит из восьмидесяти поэтических произведений, которые автор разбил на три композиционные и тематические части. Автор сам выступил в роли составителя и редактора издания, а компьютерную верстку книги выполнил сотрудник в 2019 году ликвидированной Ногинской муниципальной газеты «Волхонка» Юрий Агешин.
     Накануне мне стало известно, что студийцы Ногинского литературного объединения «Лира» выпустили в свет восьмой поэтический сборник «Голоса Богородского края», а вот теперь я держал в руках подаренную мне автором книгу Игоря Гонохова. Радуюсь, что не оскудевает земля богородская поэтическими талантами. Значит, не все так безнадежно в нынешней безумной и судорожной погоне за материальными благами, коли поэзия еще жива. И она не только пульсирует в сознании авторов, но и воплощается в реальный творческий продукт, который все-таки находит своих читателей и теребит еще окончательно не очерствевшие людские души.
Судя по авторской благодарности, книга Игоря Гонохова появилась на свет, благодаря спонсорской поддержке тогдашнего депутата Госдумы Владимира Пекарева и председателя Совета директоров Ногинского района Олега Волчкова. Отрадно, что люди, наделенные властью и замороченные всякими ответственными заботами, находят время и средства для поддержки творчества талантливых земляков.
Анализировать стихотворные произведения – занятие неблагодарное и, на мой взгляд, даже вредное. Стихи надо читать и слушать. Читать желательно вслух и в тишине, чтобы почувствовать мелодию, ритм и благозвучие строф, чтобы не расплескать поэтическое вино, вкусить его индивидуальный аромат. А слушать стихи лучше всего в исполнении автора, ибо он наиболее тонко чувствует чарующую музыку своего произведения и может акцентировать голосом, интонацией, паузой внимание слушателей на тех нюансах, которые для него важны.   
Тем не менее, следует, наверное, отметить, что поэтический голос Игоря Гонохова окреп, стал более зрелым, отчетливым, прозрачным, приобрел живописность художественного мазка. Вот, например, как начинается его стихотворение «Городок»:

Сырой туманный март. Чернеют липы.
Болонка мокрая по тропке семенит.
В кирпичном доме греет ноги быт.
В подвале теплом пьяный бомж сопит
И слышит труб водопроводных хрипы.

Автор чурается усложненной лексики и некой вычурности образов, которые, на мой взгляд, раньше были свойственны его поэзии. Теперь он пишет проще, внятнее и доступнее:

На розовом небе
дымы.
Мы бродим в гостях у
зимы.
По берегу Клязьмы
идем.
Вдоль снежных деревьев
вдвоем.
И космы березы
седой
Склонились над черной
водой…

Эта чеканная простота соседствует с пластичной изящностью поэтических линий и образов:

Ландыш в серебряной чашке дождя.
Запах сирени смешался с озоном.
Пудель бессовестный роет газоны.
Воздухом шалостей дышит земля.

В жемчуге слез хороши тополя.
Плачут навзрыд большеглазые клены.
В парке плавучем и пенно-зеленом
Солнце в воде, как кусок янтаря.

Ливень прошел золотым колесом
Пьяный, весенний, веселый, косой.
Улиц лиловых плывут акварели.

Сине-лазурная всюду река.
Окна, черемуха и облака.
И золотой молоточек капели.

Пейзажные зарисовки у Гонохова то наполнены звуком, то заставляют прислушиваться к малейшим шорохам. Они выверены, сочны и действительно похожи на живопись. Так, строфы в стихотворении «Текстильный переулок» автор строит так, словно пишет масляными красками:

Бревна старой казармы почти что черны.
За стеклом белый тюль, в банке рисовый гриб.
На скамейке старик курит возле жены.
Оба смотрят, как падают листья у лип…

Они молча сидят, видя листьев полет.
Кружат с самых вершин долго-долго листы.
И в одном из окон белый моется кот.
И горят в темноте темно-алым цветы.

Ногинские читатели с удовольствием обнаружили в поэтическом сборнике Гонохова стихи, созданные автором, как говорится, на местном материале. Об этом иногда говорят и названия произведений – «Улица Тихая», «Глуховский парк», «Строкино», «Стромынская история» и т.д. Это не только поэтические зарисовки, написанные в теплых пастельных тонах, но и строки, дышащие ощущением истории, быстротечности мирского быта и вечности божественного мирозданья. В стихотворении «Улица Тихая», на мой взгляд, слышна неподдельная ностальгия:

Облака. Плакучие березы.
Август, но с осенним холодком.
Палисадник. Куст опавшей розы.
И бревенчатый, высокий дом.

Желтый лист в безветрии слетает.
Яблони. Сухая ясность дня.
Улица старинная простая –
Простотою ты манишь меня.

«Тихая» дано тебе названье.
Утопил террасу дикий хмель.
Здесь машин не слышно дребезжанье.
Суета – за тридевять земель.

Здесь все дышит тем еще укладом,
Памятью морозовских времен.
И об этом шепчутся за садом.
Сосны корабельные и клен…

В стихотворении «Глуховский парк», как мне кажется, чувствуется не только грусть по прошедшему веку, безоблачному детству, упорхнувшей юности, отрезвляющей зрелости, но и ставится вечный вопрос о тленности и конечности земного бытия:

Глуховский парк – подмосковное место.
Крупными хлопьями падает снег.
Липнет на низкие туи, как в детстве.
Молча ложится на грецкий орех.

Был  здесь когда-то дендрарий, и ныне
Роскоши прошлой остались следы…
Тропка средь сосен приводит к пустыне.
К белому полю замерзшей воды.

С дальнего берега смотрят березы,
Липы под снегом – пленительный вид!
Здесь отдыхал сам Арсений Морозов –
Домик его в этом парке стоит.

Только становится как-то мне грустно.
Падает крупными хлопьями снег.
В парке безлюдно, у берега пусто.
Высится в небо мой грецкий орех.

Игорь Гонохов – человек глубоко религиозный. Этого нельзя не заметить, ибо автор во многих стихах обращается к Богу:

О, помоги, Господь, в бою с самим собой.
В бою неравном, непрерывном.
Любая мысль моя и взгляд, и шаг любой
Влекут к делам богопротивным.

Пусть даже знаю я, что мой лукавый ум
И чувства мне готовят муку.
Пусть я в бессилье злом и замкнут и угрюм,
Но Господи – подай мне руку!

Если верить христианской мифологии, Бог уже осенил автора, наградив его поэтическим даром, способностью творить и прославлять божественную красоту мира и населяющих его людей. Казалось бы, чего проще - жить по Его заповедям, стремиться к нравственному совершенству, к гармонии тела, мысли и духа. Но именно здесь автор попадает в вязкие сети, расставленные перед каждым из смертных. Как нам праведно прожить в этом материальном и сумрачном мире? Как не поддаваться плотскому зову, чувственному разврату и соблазну материальных благ? Этот вопрос мучает многих верующих людей уже не одно столетие. Прошло уже более двух тысячелетий со дня рождества Христова, а заповедям Создателя православные люди не очень-то внемлют. И убивают друг друга, и крадут, и жену ближнего, и дальнего своего имеют… Мучимый противоречиями между суровыми реалиями быта, человеческими страстями и желанием возлюбить и воспеть Господа, автор кается и просит у Бога совета:

Я весь завяз, погряз, как скот
В рабочих мелочах,
И гирьки ржавые забот
Повисли на плечах.

Я, как в болоте, в суете.
Мне труден каждый шаг.
Как подступиться к красоте,
Когда кругом спешат?

Молитва прежняя моя
Рассыпалась совсем.
И по частям развинчен я
Решением проблем.

В витринах антик и парфюм.
Соблазнам несть числа.
Поднимут кровь, замутят ум,
Окрутят, как осла.

Привяжут к крепкому столбу
Материальных благ.
И будь семь пядей ты во лбу –
Не вырвешься никак!

Скажи, Господь, что делать мне,
Пока едва-едва
Еще есть воля в глубине,
Недвижна, но жива?

Разумеется, Господь может ответить автору. Но житейский опыт свидетельствует о том, что не всегда Создатель нисходит до личного контакта с чадами своими заблудшими. Он чаще предпочитает, чтобы они сами делали свой личный выбор. И выбор у человека, как правило, всегда есть. Чтобы не погрязнуть в суетном мареве быта или, говоря словами автора, чтобы «отряхнуть будний хлам забот, соблазнов, дел», лучше удалиться от мирского мира в скромную церковную обитель, монашескую келью и там спокойно любить и воспевать Бога. По-моему, это самый простой и легкий вариант. Господь, видимо, не случайно наделяет избранных чад некими способностями и талантом, как бы делая их творцами своего индивидуального художественного мира. Он не только помогает им «выстоять в бою… у бездны на краю», но и благословляет их на тяжкую миссию сопротивления безумному миру наживы и пороков людских. Он предоставляет художнику право не только самому попытаться достичь совершенства и духовной гармонии, но и способствовать этому своим творчеством другим человекообразным особям. И, на мой взгляд, Игорь Гонохов (пока еще не без естественных колебаний и сомнений в собственных силах) достойно использует свой поэтический дар на пути искреннего служения Творцу.
Кто хочет поближе познакомиться с поэтическим творчеством Игоря Гонохова может найти его стихи в Интернете и на портале Стихи. ру. А поклонники творчества Игоря Гонохова будут с нетерпением ждать выхода в свет его новой поэтической книги. 

На снимке: поэт Игорь Гонохов.   


Рецензии