Бассейновое Экоправо для заблудшего Международья

Кроме бассейнового экологического права у Человечество не было, нет и не будет
никакого реального выхода на устойчивое развитие. 

Международная конференция
«Основные тенденции  развития экологического законодательства в  России  и экологические стандарты Европейского Союза. Роль неправительственных организаций» Москва  17 ноября 2008 года

Лагутов Владимир Викторович Председатель экологического движения «Зеленый Дон»
© Институт права и публичной политики, 2008

Основы новой системы экологического бассейнового права как шанс обеспечения глобального управления для устойчивого развития

1. Дислокация проблемы в деградирующей цивилизации
Всоответствии с теорией катастроф ничего случайного в этом мире не бывает и все предначертано, и на исправление ситуации необходимо затратить энергию в несколько раз большую, чем было потрачено на системное уничтожение чего бы то ни было. Особое место в этой теории занимает понятие точки невозврата, системное прохождение которой определяет гибель процесса и скатывание к хаосу.

Эти понятия как нельзя лучше определяют историю цивилизации на Земле и ее, может быть, предсмертный вздох в виде международного процесса так называемого устойчивого развития (УР). Принятая международным сообществом доктрина УР, основанная на приоритете трех категорий: экологии, экономики и социума, благополучно скончалась в течение 10 лет Процесса РИО+10 и была похоронена в 2002 году в Йоханнесбурге.

Вместо мертворожденной изначально, основанной на монетарном представлении, доктрины появилась новая бассейновая концепция устойчивого развития, отличающаяся от предшествующей химеры ООН тем, что исходит из примата не денег, как в РИО-92, а живого, т.е. возможности сосуществования всепожирающего социума и уничтожаемой им природы, без экономики как самоцели. В Библии это образ менял во храме.

Любой реальный процесс должен быть чем либо измерен и определяться реальностью. Так и процесс УР в новой постановке имеет два основных параметра измерения его состояния, а именно во времени - количеством существующих видов живого и в пространстве - бассейнами рек, как основными элементами биосферы Земли. Таким образом, устойчивое развитие может быть только в случае сохранения уже имеющихся живых видов, включая и человека. В реальности же
мы имеем деградирующую на глазах с разными скоростями в разных бассейнах среду обитания и остановить эту деградацию, хотя бы уменьшить скорость деградации, и есть главная задача современной цивилизации, как условие ее жизни в дальнейшем. Задача восстановления экосистем уже поставлена в ряде стран и международным сообществом в качестве рабочей, но дальше выморочных проектов дело пока не идет, так как наталкивается на отсутствие целевой международной правовой базы.
Особая роль в этой концепции принадлежит Евразийскому пространству в связи со спецификой, можно сказать уникальностью: в пределах одной России расположена большая часть бассейнов Великих рек. Можно сопоставить ее с Европой, где множество стран ютятся в пределах двух бассейнов Рейна и Дуная. Но скудоумие власти РФ привело к усложнению задачи создания единых правил игры, на фоне интеграции Европы - та же Водная Директива с отсутствием составляющей
биоразнообразия, в России имеем процесс активной дезинтеграции. Хотя были в наличии все составляющие задолго до Европы: водные, рыбные и иные бассейновые правила хозяйствования, уникальный исторический опыт рационального природопользования коренного населения - казачьи войска в поймах великих рек от Дуная до Амура.


2. Механизм уничтожения речных экосистем и рыбных запасов
Ситуация хорошо просматривается на гибели самого богатого продуктивности моря в мире Азовского,и, стало быть, Донского бассейна, уничтоженного на протяжении жизни двух последних поколений. Во-первых, из-за того что она была создана на Дону, а во вторых, что мы пока имеем уникальный биоиндикатор зонтичного типа, под которым ходят все остальные живые виды в воде, пойме и в бассейне осетровых.Исторически мы имеем богатейший опыт традиционного природопользования коренного населения Дона. Казачий уклад жизни является не только основой демократической модели современности во всем мире, кроме РФ, конечно, но и сохранения среды обитания на религиозном уровне.
Священное отношение к реке было всегда доминирующим по сравнению с остальными сторонами жизни. Именно поэтому и возникла проблема взаимоотношения казаков с иногородним населением, не считавшим природу за дар живым и уже тогда несущим смерть всему живому от неудержимого потребления. Пока были казаки и сохраняли рыбу, река всегда выручала народ в годы лихолетий голода и войн.

Проблемы жизни на Дону возникли с появлением чужой, опять таки враждебного уклада жизни, т.е. неустойчивой монетарной и интернациональной идеологии. Первыми были уничтожены сами казаки, так как основным законом донской республики в годы революционной смуты оказался запрет на рост дороговизны и спекуляции, что было и есть основа жизни социальных паразитов и сегодня, свидетельством этой порочной политики сегодня является выделение беспроцентных вливаний в банковскую сеть для последующего обирания ими населения.
Потом невежественным комсоставом красной профессуры был взят курс на уничтожение не только уклада жизни народа, но и его ресурсной основы самой реки Дон, ее поймы, пашни, рыбы. Все началось с создания самой бессмысленной в мире Цимлянской плотины, проходящей по этому параметру в числе достижений книги Гиннеса. Только рыбы было уничтожено столько, сколько не дают суммарно все ведомства, эксплуатирующие этот шедевр человеческого скудоумия. Окончательная гибель Дона и Азова обусловлена уже расширением Ростовской АЭС за пределами возможностей водообеспечения ресурсами реки Дон. Кстати, энергетика и есть основная причина теплового заражения и паразитирования на водных ресурсах рек, включая последовательно вытекающую проблему изменения климата.

Титанические усилия Советской власти по уничтожению биосферы -строительству плотин, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений достаточно хорошо расписаны в книге автора под простым названием «Механизм уничтожения рыбных запасов Юга России и путь их спасения», Новочеркасск 2002 год, где строго по официальным данным и документам Минрыбхоза и других министерств было доказано, кто, как и когда приложил руку в осуществлении технической политики уничтожения стратегических рыбных запасов, как в Советское время, так и новые Смутные годы воровства и лихоимства.

Основные выводы ее базируются не только на неопровержимых документах, но и на уже очевидных всем фактах. Например, об абсолютной неэффективности работы рыбзаводов по искусственному разведению осетровых за полвека их работы и выпуску десятков миллионов осетрят в Азовское море ни один осетр второй свежести так и не вошел в реку Дон на нерест. Или другой факт, не менее криминальный по заходу осетров на нерест в Дон: в 1980-е годы заходило по несколько тысяч ежегодно, в 1990-е по несколько сот, в 2000-е годы по несколько особей.


3. Бассейновая концепция устойчивого развития антипод Химеры УР ООН (на примере Донского, Уральского и других осетровых этно-природных парков).

3.1. Существующая ситуация на территории Евразии в пределах СНГ и РФ характеризуется следующими основными показателями:
- полным провалом государственной экологической политики;
- неспособностью государства организационно изменить ситуацию;
- мизерным влиянием суммарной деятельности общества на ход событий;
- неприемлемостью западноевропейского опыта для условий России из-за масштабности стоящих задач и отсутствия гражданского общества.

3.2. Концепция новой экологической политики.
3.2.1. Идея
Достижение поставленной цели, а именно стабилизация состояния окружающей среды в условиях ограниченности ресурсов и деградации власти, путем размещения активного социального слоя населения в наиболее нагруженных элементах речных бассейнов.

3.2.2. Экологическая часть базируется на выборе в деятельности шести основных однозначных критериев определения граничных условий этно-природных территорий:
- весь бассейн контролируется по наивысшему водному приоритету;
- контролируется пойма водотока как основной элемент бассейна;
- биоиндикатором выбирается самый уязвимый вид - осетровые;
- восстанавливается весь миграционный ход осетровых;
- весь жизненный цикл защищается особо-охраняемым режимом территорий в пределах линии наибольшего разлива водотока 1% водообеспеченности;
во всей этно-природной территории устанавливается традиционное (устойчивое)
природопользование с подавлением источников выбросов.

3.2.3. Социальная часть базируется на введении реального самоуправления коренного населения при решении задачи восстановления традиционного, т.е. рационального природопользования и уклада жизни в резерватах:
- выбирается самый активный слой населения (например, по Азовскому бассейну таким социально активным слоем населения, может быть и казачьего в поймах Дона и Кубани, то же на Урале, Волге и других реках);
- вводится традиционное казачье самоуправление в его землях;
- данное сообщество структурируется по порядку водотока;
- отношения с остальными частями бассейна строится на принципе экологического доминирования и экономического регулирования,
- все природоохранные службы и экофонды реорганизуются в единое бассейновое управление заповедными землями,
- аналогично строятся и отношения в трансграничной зоне бассейна.

3.3. Получаемые результаты.

3.3.1. Бассейн контролируется по всему водосбору силами местного населения как наиболее эффективными силами быстрого реагирования.

3.3.2. В международном аспекте решаются комплексно задачи: обеспечения устойчивого развития региона, сохранение биоразнообразия, решение трансграничных задач на водосборе бассейна, восстановление традиционного уклада жизни - является основой для построения единого правового поля.

3.3.3. Обеспечение активной занятостью и государственной общественно-полезной службой наиболее активной и дестабилизирующей части населения.

3.3.4. Создание предпосылок для реконструкции гражданского общества на примере решения улучшения самых экологически тяжелых мест бассейна.

3.3.5. Выполнение особой роли при этом сообщества НПО третьего сектора как мозгового центра с ограниченным финансированием в рамках международной помощи и контроля за всем бассейном и исполнением зелеными организациями своего предначертания.

3.3.6. Определением казачеству государственной ниши и благородной миссии спасителя родной земли от уничтожения ведомствами.

3.3.7. Появляется возможность целенаправленной работы в достижении целей поставленных в Рио-92 по бассейновым планам Стратегических действий.


4. Рыба как главный рычаг решения проблем устойчивого развития.
Создание нового пути решения проблемы Устойчивого развития, после крушения трехголовой монетарной химеры ООН стало возможным благодаря единой созданию нового научного направления в реконструкции рек и изучения исторического опыта традиционного природопользования казачьего народа. В итоге апробации технических и научных предложений в Отечестве новые предложения получили поддержку всех возможных научных и общественных уровней. Ни один специалист не высказался открыто против новой техники, за отсутствием негативного опыта ее
эксплуатации. Но все топится в молчании и недееспособности руководства субьектов на Дону и в Москве. А обоснования хватает с лихвой:
- НИР новой проблемной лаборатории по целевому заданию ГКНТ СССР 1980-90х; -деятельность экологической комиссии Ростовского Облсовета 1990-93;
- парламентские слушания ГД РФ «Экологизация рыбохозяйственной политики на примере Азовского бассейна» 1995;
И также апробаций на международном уровне, частично:
- Всемирный форум по охране природы в Коста-Рики 1999;
- Осетровый конгресс в городе Ошкош, штат Висконсин 2001;
- Мировая комиссия по большим плотинам, Братислава 2002;
- Азовский бассейновый семинар, Новочеркасск 2002 г.;
- Программа ООН ТРАНСКАТ в Венеции, 2004 год;
- Большая восьмерка, Москва 2006 год;
- Международный Уральский бассейновый семинар, Оренбург 2007 год;
- Международная конференция "Управление водно-ресурсными системами в экстремальных условиях" 4-5 июня 2008 г. в Москве по заседанию секции Международной сети бассейновых организаций (INBO).
- Всеевропейский Форум 10 летия Конвенции Архуса 7-14 июня 2008 Рига;
- Европейский центр реконструкции рек ECRR, Венеция 16-21 июля 2008. 5. Возможности построения реального глобального управления.

Предлагается новая доктрина, основанная на исторической памяти стертого с лица земли народа о рациональном укладе жизни, построенном на самоуправлении и особенностях жизненного цикла рыб ценных пород. В результате реформирования общественно социального устройства в пределах специальных резерватов внутри РФ достигается сразу ряд целей:

1. Бассейны в экологическом отношении стабилизируется и контролируется по всему водосбору силами местного населения как наиболее эффективными силами быстрого реагирования.

2. В международном аспекте решаются комплексно задачи: обеспечения устойчивого развития региона, сохранение биоразнообразия, решение трансграничных задач на одном водосборе и бассейне, восстановление традиционного уклада жизни коренного населения.

3. Обеспечивается активной занятостью и государственной общественно-полезной службой наиболее активной и дестабилизирующей части населения.

4. Создаются предпосылки для реконструкции гражданского общества на примере реального местного самоуправления при решении самых экологически тяжелых мест бассейна. Повышается роль общества и возрождается уклад жизни, основанный на рациональном природопользовании

5. Казачеству определяется государственная ниша и благородная миссия спасителя родной земли от ее уничтожения ведомствами. Выводится из тупика и получает рациональное разрешение и основная часть статей Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» за счет возрождения в новом качестве первого репрессированного народа - казаков, с новой исторической миссией спасителя Отечества.

6. Появляется возможность целенаправленной работы в достижении целей поставленных в Рио-92 по бассейновым планам Стратегических действий.

7. Появляется реальная возможность проведения социально-природного эксперимента и широкое поле для правовой деятельности на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.

8. Для правового закрепления найденного социально-природного решения проблемы охраны и восстановления рыбных запасов требуется корректировка Федеральных законов «О казачестве», «Об экспериментальных экологических территориях», «О рыболовстве» и иных, в части определения природных границ этно-природных территорий и режима реального самоуправления в них.

9. Предлагаемая концепция позволяет создать отдельный Федеральный закон, основанный на данном уникальном этно-социальном явлении без привязки к региону, что крайне важно для международной практики трансграничных территорий разных стран и их взаимодействия.

10. Разработана бассейновая концепция устойчивого развития, продвинутая в качестве основы решений Форумов разных уровней. В частности, для решения проблемы гармонизации законодательства и спасения осетровых Азовского и Каспийского морей

11. Была осуществлена попытка структурирования зеленых организаций по естественным географическим, т.е. экологическим критериям, по бассейнам. Это сразу отсекает внешние факторы и все вопросы о жизни своей экосистем решало бы местное сообщество. Это касалось жизни зеленых, которые и были самые передовые НПО и местных самоуправлений.
В частности, была осуществлена попытка построения сети НПО Российских рек. Была такая живая программа. Однако вместо создания Бассейновых Советов с приоритетом местного сообщества, руководство этой программы пошло на поводу у существующих администраций и изгнало все бассейновые построения из своей работы. В самих Стратегиях разных уровней не нашлось места бассейновым категорям, что привело к утрате стратегической инициативы и выхолащиванию самой сути процесса устойчивого развития Евразии.

12. Была осуществлена и попытка использования существующего правового поля при
строительстве зеленой партии по бассейновому признаку в виде экстерриториальной организации. С точки зрения Глобального управления это единственная возможность наднационального строительства в реализации процесса устойчивого развития. Но сами зеленые в РФ оказались неспособными даже понять преимущества создания Евразийской зеленой партии и московские лидеры панически утекли от наиболее реальной и продуктивной схемы работы, превратив все зеленые принципы (Яблоков и К) в имитацию партийной деятельности с зеленой идеологией. Хотя всем было понятно, что никакую независимую, тем более, зеленую по бассейнам построенную партию (Донская, Волжская, Окская и пр) власть не пустит на правовое поле.

13. Именно бассейновые водные факторы определяют не только механизмы изменения климата, но и стратегическую позицию НПО в выработке требований к энергетической экспансии корпораций в уничтожении экосистем рек и Байкала.

14. Система Бассейновых Советов рек разных уровней на основе бассейновой концецпии УР позволяет создать строгую наднациональную Глобальную систему управления планетой через Совет Хранителей Великих рек. Данная Глобальная политическая система управления находится вся вне юрисдикции существующих и ни на что полезное не способных режимов в деле спасения будущего планеты. Мировое правительство уже несколько лет не может найти альтернативного решения предложенной нами концепции и вынуждено будет пойти по этому пути.

15. Разработанные концептуальные основы новых правил Глобального управления на базе бассейновой концепции устойчивого развития спасения осетровых позволяют предотвратить прохождение точки невозврата цивилизации и остановить деградацию природы. Институт Государства как универсальный механизм жизнеустройства человечества более не отвечает вызовам современности и должен быть демонтирован на бассейновое экологическое управление. Только примат бассейнового экологического права позволяет найти решение основной задачи современности по достижению устойчивого развития - сохранению взаимосвязи общества и природы.

16. В настоящее время точка и время невозврата строго локализованы Уральским бассейном как последней рекой с естественным воспроизводством осетровых, зонтичным биоиндикатором устойчивого развития. Достижение поставленной цели обеспечивается созданием, осетровых международных парков в поймах великих рек на указанных выше режимах природопользования и абсолютных экологических требованиях по длине и ширине территорий, например Уральский или Донской, которые и реализуются в настоящее время для спасения генофонда естественного
воспроизводства осетровых.

17. Рыбная Декларация 2008 года, созданная НПО для восстановления рыбных промыслов России и основанная на бассейновой концепции УР, предотвращающая уничтожение экосистем рек энергетиками (ГЭС и АЭС) была поддержана Федеральным собранием РФ - Советом Федерации (С.Миронов) и Государственной Думой (Н.Комарова) и может служить основой для новых наднациональных и национальных политик в областях устойчивого развития, куда входит и рыбная, энергетическая, водная, сельскохозяйственная и прочие составляющие. Рыбная Декларация 2008 года как основа рыбохозяйственной политики страны была создана на основе
Предложении по формированию федеральной и региональной Рыбной программы в аспекте восстановления рыбных запасов Дона 2007 года. Очередная ФЦП не выдерживает критики как с точки зрения общества, так и самой рыбы, являясь очередным сводом правил для воровства бюджетных средств.

Реальное самоуправление от РФ-ного, т.е. "общественного", "территориального" и иных нелепостей отличается наличием всех компонентов: территории, населения, ресурсов и финансов - всех по данной территории.

© Лагутов Владимир Викторович, 2008
© Институт права и публичной политики, 2008


Рецензии