Глава 8. Иван Никифорович

О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
(Из книги "О людях и для людей")

Глава 8.ИВАН НИКИФОРОВИЧ

Не знаю я и сам,но каким таким странным и удивительным образом,как это иногда бывает в жизни,но так вот оно само собой и получилось,но мы подружились с Иваном Никифоровичем Климкиным. Казалось бы,и возрастом мы не подходили друг другу,и по жизненному опыту,да и в работе-то особенно мы не соприкасались,и ничего-то нас  особенно и не связывало,а вот,однако же,мы подружились.Характером то ли сошлись, любовью ли к истории или,может быть,отношением к окружающему нас миру,но бывает видимо в жизни и такое,когда  люди,казалось бы разные,вдруг чувствуют себя  хорошо друг с другом,понимают с полуслова.И общение у них комфортное,приятное  и интересное.Наши беседы с ним могли длиться часами и не надоедать,и проистекали на самые различные темы.Причём,это вот наше такое неформальное общение,как я уже сказал,было естественным,не тягостным и не обязательным,а давало нам лишь эмоциональную разгрузку,не напрягало и восстанавливало нашу работоспособность во время рабочего дня.И когда мне было особенно психологически трудно,что-то неприятно, встреча с Иваном Никифоровичем всегда  поднимала настроение,вселяла в  меня бодрость духа,заряжала значительной долей оптимизма.Ну,прямо скажем,мой собеседник был для меня,что-то вроде Василия Тёркина Твардовского,всегда неунывающего бойца!Но только Иван Никифорович не был солдатским балагуром-весельчаком,этаким самородком и простым человеком из народа,наделённым юмором и талантом,озорством и неунывающим характером.А был он обыкновенным человеком, довольно серьёзным,дородным и степенным,и как мне тогда казалось,достаточно  пожилым.Он был полковником в отставке,несколько полноватым,со строгим  командирским лицом и в тяжёлых роговых очках,имел привычку строго и прямо смотреть в лицо собеседнику,то есть,в упор и через толстое оптическое стекло своих больших очков.Беседовали мы обычно,как я уже сказал,не только на заводские темы,а и обсуждали все происходящие события,как в посёлке,так и в стране.Но особенно любил Иван Никифорович читать книги,и их обсуждение тоже занимало у нас немало времени.
Мне,как начинающему историку,недавно закончившему институт и ещё молодому человеку,в памяти которого были ещё свежи полученные в институте знания,было,  конечно же,очень интересно мнение прошедшего Великую Отечественную войну человека и его взгляд  на сороковые военные годы,и на происходящие тогда события,как их участника и очевидца.Интересен был также его взгляд по любому вопросу,и по любой проблеме нашей сегодняшней жизни.Особенно было интересно  знать,что он думает о современной сегодняшней,развивающейся на наших глазах, истории и  быстро меняющимся мире,и предполагаемые его перспективы дальнейшего развития страны и всей нашей меняющейся жизни.Мне хотелось полнее понять,через его миропонимание,нашу сегодняшнюю жизнь и сравнить её с моими ощущениями, узнать не только его мысли о том,что у нас происходит в стране,но и понять:то героическое,что было в их военном поколении фронтовиков,вынесшем на своих плечах все тяготы неимоверно тяжёлой войны.А через него,через Ивана Никифоровича,мне хотелось полнее понять и своего отца,тоже прошедшего войну и можно сказать, отрубившего на фронтах от звонка до звонка. 
Иван Никифорович,как я уже сказал,имел высокое воинское звание полковника и работал у нас на заводе начальником военно-учетного стола,а позже и первого отдела.И к работе предприятия,к его производственной деятельности,как мне тогда казалось,не имел особого и непосредственного отношения,а только занимался  учётом от военкомата людей,находящихся в запасе,а также призывников и допризывников.В то же время он был активен,хорошо заметен на заводе,с большой активностью интересовался его общественной и производственной жизнью,сам активно участвовал в ней,читая лекции и посещая еженедельные производственные совещания и различные общественные мероприятия,как на заводе,так и на территории посёлка.
Иногда он сам приходил к нам в редакцию,и приносил какие-либо свои материала в газету о людях,или свои размышления о сегодняшней жизни,а также воспоминания о войне и подвиге советского народа.Иногда и я,если это было по пути,на несколько минут забегал к нему не только за материалом,но и поделиться своими свежими впечатлениями или для того,чтобы услышать его мнение по тому или иному вопросу.
Как военного человека,Ивана Никифоровича заметно многое отличало от других окружающих меня людей.И прежде всего,это прямота его характера и  бескомпромиссность суждений,однозначная и твёрдая точка зрения по тому или иному вопросу.Он говорил прямо и откровенно. Он умел и любил выступать перед любой аудиторией,будь то праздничный митинг на площади перед Домом культуры или  короткая лекция в рабочий перерыв в каком-либо цеховом коллективе,или выступление на одной из агитационных площадок в посёлке.
Однажды он дал мне почитать книгу воспоминаний генерала Горбатова.Вначале репрессированного,а затем оправданного и очень хорошо проявившего себя как военачальник на фронте.Это была середина семидесятых годов.Книга меня не скажу, чтобы особенно и потрясла.К тому времени подобные воспоминания,и многочисленные мемуары,были уже не в диковинку.Но всё же,после прочтения этой книги меня долго не оставляла тревожная мысль о том,что как легко и просто,не с того и не  сего,  попасть в страшную беду.И более того,как тяжело всё это человеку вынести, устоять и не сломаться, суметь отстоять свои взгляды и остаться самим собой.Да и сам Иван Никифорович,как мне показалось,осмысливая и всю свою нелёгкую прожитую  воинскую жизнь,тоже удивлялся крепости характера генерала Горбатова.И эта книга, видимо,была для него не только книгой,лишь художественным произведением,а более чем реальной жизнью, частью жизни его самого.И потому в общении с ним я чувствовал особую исходящую от него не только кристальную искренность и честность,но и уверенную силу,твёрдость его характера и обретённое,в пережитом ранее,спокойствие его души.
Кроме того,почему и  помнится мне сегодня Иван Никифорович,он чуть ли не перевернул всю мою жизнь.Он желал мне добра,и я это хорошо ощущал,старался мне помочь,и однажды даже сделал мне довольно интересное предложение.Видимо,  заметив мои некоторые способности и склонности к журналистике,а также мою  некоторую неудовлетворённость в работе,то он однажды,прямо и без предисловий, сделал мне интересное предложение,обещая рекомендовать меня для работы в газете «Красная Звезда».И я тогда едва не решился сделать этот важный шаг в своей жизни, почти дав согласие,но было тогда жаль мне расставаться с заводским коллективом и нашим посёлком,где всё мне было дорого,близко и знакомо.К тому же у меня намечалась свадьба.И я тогда не был ещё уверен:насколько удачно  сложится  моя будущая семейная жизнь.Что в будущем и подтвердилось.Кстати сказать,это предложение не было единственным,способным изменить мою жизнь.Так,после победы в журналистском конкурсе и признания лучшим журналистом тульского отделения Союза журналистов России 1992 года, мне было сделано предложение тульским писателем и журналистом Стещенко – поработать во вновь создаваемом журнале «Газовик».Но меня остановила моя приближающаяся очередь на квартиру,которую я при этом мог потерять.Кроме того,я мог поменять своё место жительства и после женитьбы,поддавшись уговорам своих новых родственников переехать в один из сельских районных центров Липецкой области,но и на сей раз родные места,и моя неуверенность в предстоящем счастливом семейном будущем,меня не отпускали.И вот этакая моя удивительная интуиция и счастливое моё постоянное везение,как всегда,меня спасли от ещё большей беды и ещё одного неверного шага.Да я и без того никак не представлял себя и своей жизни без родных мест и лиц,без завода и посёлка.
А.Бочаров.
2016.


Рецензии