И всё-таки она вертится!

В шестом «Г» как-то так повелось, что все ученики были разделены на своеобразные группы: была группка отличниц и хорошисток-зануд, группка хулиганов, группка с последних парт… Но Саша Волков не входил ни в одну из них. Или, правильнее сказать, входил сразу во все! Ему легко удавалось находить общий язык со всеми ребятами, он ни с кем никогда особенно не ссорился, а если и обижался на кого-то, то всегда держал себя в руках и сдерживал ругательства и оскорбления. И, хотя он был довольно высоким для своих двенадцати лет, ни на кого не смотрел свысока.

Конечно, были ребята, которые ему не особенно нравились. В основном как раз девчонки из кружка «зануд». Он не считал их плохими или противными, но искренне не понимал, почему им всюду надо вставить своё «Фе». А больше всего ему не нравилось, что они всегда и во всём считают себя правыми. Саня раньше много думал об этом и пришёл к выводу, что они так задаются из-за своих хороших оценок и из-за отношения к ним учителей. Сначала, раньше, ему это было немного обидно, но потом он понял, что хорошее отношение учителей надо заслужить. И они, видимо, это сделали. В общем-то, учителя ни к кому плохо не относились. И, хотя Саня учился довольно средне, его они тоже любили, но как-то по-другому. От него будто ждали всегда определённого поведения. Будто знали, что если вызвать его к доске, то он ответит непременно на «4» или даже на «3». А если он отвечал на «5», то учителя удивлялись и говорили что-то типа:
- Молодец, Волков, можешь же, когда хочешь!
Это было странно. Ведь если на «5» отвечала, например, Катя Строкина, то никто этому никогда не удивлялся. Ей просто ставили «5», не говоря «можешь, когда хочешь».

С Катей Строкиной вообще целая история! Она с первого класса была лучшей ученицей. Сане иногда казалось, что этих Кать Строкиных в его жизни существует штук пять, так много её было. Отличница – Катя Строкина, в олимпиадах побеждает – Катя Строкина, на все школьные мероприятия идёт Катя Строкина, в школьный совет – снова Катя Строкина. Убираться в классе в конце четверти – Катя Строкина, сдавать деньги на подарки – как думаете, кому? Кате Строкиной! И все эти Кати были правильными до невозможности! Наверно, одна Катя гладила другой школьную форму, пока та спала, другая учила уроки, ещё одна писала доклады… Иначе как это объяснить? Ну не может один человек быть во всём лучшим! Но, видимо, может. Если это – Катя Строкина.

Как-то Саша поймал себя на мысли, что Катя при всём этом довольно симпатичная. Ещё бы взгляд был не таким надменным, совсем отличная девчонка была бы… А Катя вела себя, будто она самая умная. Может, это потому, что она и была самой умной? Саня этого не знал. Катя сидела далеко от него – на первой парте третьего ряда. А Саня сидел на последней парте в первом ряду и на Катю не так часто и смотрел.

В общем-то, так бы всё и продолжалось, если бы не один случай.

Был урок литературы. Проходили произведение «Уроки французского», которое все должны были прочитать ещё летом. И училка возьми и скажи:
- Ребята, сейчас будем писать сочинение! Я напишу темы на доске, выбирайте любую.

Вот это поворот! Хорошо, что Саня летом прочитал эти «Уроки»! Но вот какую тему выбрать?
Саня уставился на доску. Ну вот же! То, что надо!
«Моё отношение к поступку учительницы. Важно ли всегда говорить правду?»
Саня начал писать, быстро и увлечённо. Что учительница, конечно, молодец и всё такое, но обманывать она всё равно не должна была. Ведь главного героя это оскорбило. И вообще, нам с детства все твердят, что всегда надо говорить правду. Сами учителя об этом и говорят! А она, эта учительница, обманывает мальчика. И она, конечно, молодец, что ему пытается помочь, но лучше бы она придумала, как это сделать, никого не обманывая.

 Он писал, пока у него не свело руку от напряжения. Из-за этой руки всё и случилось. Саня отложил ручку и стал махать кистью, чтобы боль прошла, а в это время поднял голову и увидел страшное: Катя Строкина, нагло и совсем не прячась, повернула голову назад, как сова. Саня аж задохнулся от возмущения! Ну, Строкина, ты даёшь! Неужели списываешь? Ты же отличница, ты же самая умная! Ты же всё всегда знаешь лучше всех! Или всё-таки не лучше?

Мир Саши перевернулся. Как так жить, если знаешь, что мир несправедлив? Одни получают тройки или четвёрки, а другие - пятёрки. Раньше Саня думал, что эти «другие» просто больше учат, больше занимаются, но теперь…
Катя стала для Сани настоящим монстром, который обманом добился всего, чего только можно. И если учительница из «Уроков» обманывала, чтобы помочь другому человеку, то Строкина всех обманывала только ради себя самой! Саня воображал, как она дома играет в комп или гуляет во дворе, пока все остальные дома сидят за учебниками, представлял, как она смеётся над ним злобным противным смехом. Катя в глазах Сани превратилась в смесь Беллатрисы Лестрейндж, кикиморы и старухи Шапокляк. Даже её лицо изменилось! Оно стало мерзким, глупым и противным!

Последней каплей стало то, что Строкина получила «пять» за сочинение. И Саню просто прорвало! Он сидел на своей последней парте и, вместо заданных примеров, писал сочинение «Как я ненавижу Строкину». Он писал, какая она глупая и противная, писал, что она притворщица и подлиза, обманщица и ябеда. И главное, что она списывает и вертится на уроках! Саня писал весь урок, и, когда наконец закончил, вся злость в нём куда-то ушла. Он наконец смог вздохнуть спокойно. На этом история могла бы и закончиться, но… Именно сегодня математичке приспичило собрать тетради. Саня хотел спрятать свою тетрадь и притвориться, что забыл её дома, но не успел. Тетрадь уже была в цепких руках математички.
Ладно, не страшно, пусть ставит «двойку», не в первый раз.
Но двойкой дело не ограничилось.

На следующий день перед уроками Сане устроили настоящий суд. Судьёй выступала классная руководительница Наталья Васильевна. А весь класс превратился в присяжных, обвинителей и адвокатов. Наталья Васильевна гневно расхаживала по классу, размахивая тетрадкой Сани, а иногда зачитывая вслух самые противные куски из его «сочинения». Группка отличниц-зануд ахала и охала, группка хулиганов злорадно посмеивалась, поддерживая Саню, а Катя Строкина сидела, спрятав лицо в ладошки.
Когда Сане наконец дали сказать, он попытался объяснить, что видел, как Катя вертится. И что это его так разозлило, что он не мог днём спать и ночью есть! И что это «сочинение» - это просто способ выплеснуть негативные эмоции. Но тут Наталья Васильевна ка-ак закричит:
- Катя никогда не списывает! Катя у нас умница, она очень ответственная девочка!
- Да я сам видел, как она вертится!
- Ты, наверно, просто хотел это увидеть, - закричала Катина соседка по парте, - тебе удобно было это увидеть, вот ты и увидел!
- Да ничего мне не удобно! – возразил Саня, - зачем я врать буду?
Тут все разом загалдели, и Наталье Васильевне стоило большого труда всех успокоить.
- В общем, вот что мы сделаем, - огласила она приговор, - Волков должен сейчас же извиниться перед Катей!
- Чего? – не поверил своим ушам Саня, - за что извиняться? За правду?
- За оскорбления!
- Не буду я извиняться! – Саня даже со стула вскочил от возмущения, - ещё чего! Не дождётесь!
- Тогда, - понизила голос Наталья Васильевна, - завтра к директору с родителями! Пусть они почитают твоё «сочинение» и сами решают, как с тобой быть.

Саня медленно опустился на стул. Родителей к директору – да лучше сразу застрелиться!
- Ладно, - тихо сказал он, - прости, Катя.
- Что-что? – переспросила Наталья Васильевна, - я что-то тебя не слышу! Выходи к доске и скажи это громко, чтобы все слышали!
Саня медленно пошёл к доске, стиснул зубы и произнёс сквозь них:
- Прости, Катя!

Наталья Васильевна довольно кивнула и наконец оставила Саню в покое.
Он побрёл к своей парте под молчаливые взгляды одноклассников, молча сел. Наталья Васильевна уже говорила о чём-то другом, кто-то из ребят уже внимательно её слушал, кто-то смотрел в свой телефон под партой, кто-то шептался с соседом. А Саня смотрел на Катю. Катя снова, как сова, повернула голову и о чём-то тихо болтала. Она выглядела расстроенной и даже растерянной. Потом повернулась к своей соседке по парте, что-то сказала ей, потом снова повернулась назад…
- Так она просто болтушка! – вдруг осенило Саню, - она и тогда, наверно, не списывала, а просто поболтать повернулась!
Катя вдруг тоже посмотрела на Саню и мило улыбнулась, будто извиняясь перед ним. Конечно, она совсем не похожа ни на Беллатрису, ни на старуху Шапокляк. И, конечно, она очень много учится и старается, и все её «пятёрки» она заслужила. Теперь Саня это понимал. Катя Строкина и правда была идеальной. Ну, или почти. Одно Саня знал точно. Он улыбнулся сам себе и тихо сказал:
- И всё-таки она вертится!


Рецензии
Хороший рассказ. И концовка чудесная.

Николай Парфенов   02.04.2021 20:51     Заявить о нарушении