Браславский Даниил Абрамович-композитор и педагог

Браславский Даниил Абрамович - композитор и педагог

                М. Черток, Б. Турчинский


Имя Даниила Абрамовича Браславского (1918–1989) стоит в одном ряду с лучшими представителями нашей военной музыки. Музыкант, военный дирижёр, педагог, композитор – он многое сделал для становления отечественной школы инструментовки и эстрадно-джазовой аранжировки.
Родился Даниил Браславский 11 марта 1918 г. в Киеве. В Киеве же закончил общеобразовательную школу, а также музыкальную школу по классу фортепиано. С 1937 по 1939 гг. проходил срочную службу в качестве музыканта оркестра Военно-воздушной академии имени В.А. Жуковского. Участник Великой Отечественной войны. В 1942 г. после ранения и излечения в госпитале ввиду своей музыкальной одарённости он был направлен для обучения на Военный факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. По инструментовке учился у профессора Бориса Тихоновича Кожевникова, по дирижированию – у профессора Дмитрия Владимировича Свечкова.
После окончания обучения в течение 10 лет Даниил Браславский служил военным дирижёром в различных воинских частях, а за три года до увольнения в запас, с 1953 по 1956 г., являлся начальником оркестра штаба Закавказского военного округа. После этого на протяжении многих лет руководил различными джазовыми и эстрадными оркестрами.
Свою научно-педагогическую деятельность Даниил Абрамович Браславский начал в 1966 г. на кафедре инструментовки и чтения партитур Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории. Более 20 лет он посвятил развитию отечественной военной музыки и подготовке десятков военных дирижёров для нашей армии. Многие из них стали известными деятелями отечественной музыкальной культуры. Даниил Абрамович проявил себя и как многогранный композитор. В 60-е и 70-е годы XX века он создаёт большое количество различных произведений, в том числе и крупной формы. Увертюры «Русская» (1962), «Героическая» (1965), «Праздничная» (1967); поэмы «Мамаев курган» (1969), «У вечного огня» (1975), сюита «Деревенские картинки» (1981); фантазии, концерты для отдельных инструментов. Его перу принадлежат также несколько маршей, песенных попурри, танцевальные и другие инструментальные пьесы.
Крупнейший пласт его творчества – это инструментовки и аранжировки многочисленных произведений отечественных и зарубежных композиторов, популярных песен и оркестровых миниатюр. Многие из них мы и по сей день слышим почти ежедневно.
Учебник «Основы инструментовки для эстрадного оркестра» в 1971 году стал основой для защиты кандидатской диссертации и присуждения учёной степени кандидата искусствоведения. В том же году Даниил Абрамович стал доцентом кафедры инструментовки и чтения партитур, а с 1986 года – профессором. Его перу также принадлежат труды «Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров» 1974 г. и «Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей» 1983 г. Учебные пособия, созданные Даниилом Абрамовичем Браславским и сегодня востребованы и активно используются не только при обучении курсантов Института военных дирижёров, но и в других музыкальных учебных заведениях.

Даниил Абрамович был необычайно обаятельным человеком.
Вот как вспоминает о нем один из его учеников.

Фурманов Виктор Иванович, преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур Военного института (военных дирижёров) Военного университета.

Я учился у Даниила Абрамовича Браславского по инструментовке и эстрадной аранжировке с 1969 по 1974 год. Попал к нему в класс я совершенно случайно, потому как распределением курсантов по преподавателям происходит без вмешательства самого преподавателя. В его классе я начал изучать инструментовку для военного оркестра, а потом и эстрадную аранжировку. Браславский пользовался очень большим авторитетом у курсантов, т.к. на кафедру он пришёл уже с большим опытом работы в эстрадных коллективах – таких, как коллектив Бориса Ренского, оркестр Эдди Рознера и других, где он работал аранжировщиком и дирижёром. Это было время «джазовой оттепели» в СССР. Джаз возрождался, и поэтому специалисты в данной области были очень востребованы.
Кроме преподавания инструментовки и эстрадной аранжировки, Браславский руководил факультетским эстрадным оркестром. В этом оркестре были представители всех курсов, а я играл в нём партию первого тромбона, причём сразу, с первого курса. Даниил Абрамович приносил в оркестр новые эстрадные произведения, а также свои аранжировки и обработки, и мы их играли биг-бэндом. Кроме того, мы проигрывали произведения, написанные преподавателями факультета, а Браславский при этом выносил этим пьесам очень жёсткие критические оценки.
Браславский ко всему относился с юмором - как на оркестровых занятиях, так и на занятиях по инструментовке. Он никогда не критиковал меня за какие-то ошибки - только очень мягко и сдержанно предлагал тот или иной вариант, который я впоследствии и использовал. Его приёмы инструментовки были очень оригинальными. Когда же пришло время на четвёртом курсе выбирать произведение для государственных экзаменов, он предложил мне взять «Джаз-симфонию» Богдана Троцюка. Это было новое произведение, написанное для симфоджаза и опубликованное издательством «Советский композитор». Впервые оно прозвучало в исполнении оркестра Гостелерадио под управлением Юрия Силантьева. На оригинальной изданной партитуре, которая хранится у меня, Браславский карандашом написал «Дорогой Витя! Это только начало, а основная работа на 5-м курсе. Целую, твой Браславский».
 Однако на совете по утверждению тем госэкзаменов «Джаз-симфонию» Троцюка не утвердили, и я дирижировал поэму Браславского «Мамаев курган». И только позднее, на академическом вечере мне представилась возможность продирижировать «Джаз-симфонию» с учебным оркестром факультета.
Даниил Абрамович рассказывал мне, что в середине 60-х годов, когда стал начальником военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории стал Г.С. Марутян, он лично пригласил Д. Браславского на кафедру инструментовки и чтения партитур преподавать именно эстрадную аранжировку для слушателей факультета. Это был абсолютно новый предмет обучения. Не было ни пособий, ни нотной литературы, – всё это Браславский создавал сам.
После получения диплома Браславский рекомендовал оставить меня преподавателем на кафедре, однако комиссия отказала, сказав, что мне необходимо хотя бы пару лет послужить в войсках. А на кафедру я попал лишь через 9 лет - переводом из Афганистана, из 191-го отдельного мотострелкового полка 201-й дивизии и после победы на окружном конкурсе духовых оркестров Туркестанского военного округа в Ташкенте. Всё это время я активно переписывался со своим учителем. А с 1983 г. на кафедре я работал с ним бок о бок вплоть до 1989 г., до его ухода из жизни.
Он был задиристым правдолюбцем. На собраниях всегда выступал с резкой критикой деятельности руководства и партогранизации факультета.
Я благодарен своему педагогу за многое, но главное - он вдохновил меня на композиторское творчество. И неудивительно, что порой я чувствую его перо в своих произведениях. Своему любимому преподавателю я посвятил одно из своих произведений – пьесу для солиста с оркестром «Танцующий тромбон».

Борис Турчинский

Даниил Абрамович Браславский – один из немногих людей, мимолётная встреча с которым оставила яркий след в моей жизни.
1971 год. Я – студент 4 курса Житомирского музыкального училища. В один из весенних дней меня вдруг вызвал к себе директор училища. С чего бы это?.. Вроде ни в чём не провинился…
Но нужен я ему был совсем по другому и, как оказалось, интересному поводу. К нам должен был приехать «Большой музыкант из Москвы». Дирижер и композитор. И его авторский концерт планировался на базе эстрадного оркестра из Бердичева под руководством Константина Пупкова. Вначале я хотел отказаться: экзамены на носу, да и моим инструментом в училище был кларнет – саксофон был в те времена в подполье. Я стал отказываться. Тут в кабинет директора Михаила Андреевича Енина зашел преподаватель теоретических дисциплин, композитор Александр Наумович Шиндель. Оказалось, и его попросили принять участие в предстоящем событии. А когда я услышал фамилию Браславский, меня это очень удивило. Почему, расскажу чуть позже.

 

Д.А. Браславский с коллективом Бердичевского эстрадного оркестра, 1971 г. (Браславский сидит в первом ряду третий слева).

Пять дней мы с коллективом Бердичевского эстрадного оркестра репетировали программу из произведений и аранжировок Даниила Браславского. С нами по очереди работали три дирижера: Браславский, Шиндель и Пупков. Запомнились «Эстрадный марш» и «Танго», а еще «Фокстрот». Музыка замечательная. Этот концерт состоялся в Бердичевском доме культуры, а затем в Житомирском Доме народного творчества. Публика тепло приняла наше выступление. Думаю, Даниил Абрамович был доволен.
Мы много общались. Даниил Абрамович оказался интересным рассказчиком. Мы услышали много интересного об институте военных дирижеров, где он тогда работал. Рассказывал о своей дирижерской карьере. И о детстве, прошедшем в Киеве.
Человеком он был добродушным, открытым и общительным. Я ему рассказал свою историю – как мы, коллектив военного духового оркестра, ждали его в Вильнюсе на авторский концерт, с еще двумя композиторами и преподавателями кафедры военных дирижеров Евгением Петровичем Макаровым и Михаилом Давидовичем Готлибом. Этот концерт состоялся, но, к сожалению, без Даниила Абрамовича, который по техническим причинам не мог тогда приехать. Это был 1968 год. Я тогда был воспитанником военного оркестра, который был лучшим в Прибалтийском военном округе.
Даниил Абрамович сказал мне много добрых слов о дирижере этого оркестра засл. арт. Литвы Иосифе Моисеевиче Манжухе. Пять дней общения с таким мастером и замечательным человеком запомнились мне на всю жизнь.

Павел Юхвидин, израильский журналист:

С детства слышал от моего папы, Анатолия Соломоновича Юхвидина, однокурсника и друга по дирижерскому факультету, о Дане Браславском. В 1972-м, кажется, они встречались в Москве, после чего в нашей домашней библиотеке появился увесистый учебник "Основы инструментовки для эстрадного оркестра" с надписью "Дорогому Толе Юхвидину". Да-а… 100 лет!.. Не верится…


















На фото: Выпускной курс военно-дирижерского факультета Московской консерватории. Среди них: Д.Браславский, Б. Левин, И.Голод, Д. Генделев, А.Лебедев, А.Юхвидин и другие. В первом ряду в центре - председатель экзаменационной комиссии Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Диплом, подписанный великим композитором, -большая честь! (1946 год)

Председатель Государственной комиссии выдающийся композитор Д. Д. Шостакович в целом дал высокую оценку уровню учебно-методической работы вуза и подготовке его выпускников. В своём обращении к выпускникам он сказал: «Мне как председателю государственной экзаменационной комиссии пришлось познакомиться с выпускниками Высшего училища военных капельмейстеров Красной Армии. Выпуск произвёл на меня очень хорошее впечатление. Дипломники показали хорошую подготовку по своим специальностям, а также по общемузыкальным дисциплинам. Некоторые дипломники показали значительное дирижёрское дарование. Надо помнить, что всякий музыкант лишь тогда будет расти, если он будет всесторонне образованным и культурным человеком».

Николай Иннокентьевич Губин - известный военный дирижер, публицист, музыкально-общественный деятель, автор популярного интернет-сайта МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, посвященного 100-летию русского военного марша «Прощание славянки»:

Браславский Даниил Абрамович, доцент кафедры инструментовки института военных дирижеров, один из немногих композиторов, писавших для духового оркестра в джазовом стиле. Его творческое наследие, помимо оригинальных произведений для духового оркестра, содержит партитуры популярных советских и зарубежных песен и мюзиклов. Он по праву считается основателем нового направления в отечественной военной музыке.


Кроме того, Николай Иннокентьевич утверждает, что Браславский впервые записал нотами куранты на Спасской башне. И даже включил тему курантов в свое произведение – «Фантазию на темы песен о Москве».

«Оба киевляне, оба с Бессарабки...»

Засл. арт РФ, подполковник в отставке Сергей Николаевич Остапенко - Президент Международного благотворительного фонда "Дети и Музыка", художественный руководитель и дирижер камерного оркестра "Садко":

Ученик Д. А. Браславского

У Даниила Абрамовича Браславского, как и многие слушатели военно-дирижерского факультета Московской Государственной консерватории, я обучался курсу эстрадной инструментовки. Но это было на 3 и 4 курсах обучения, а познакомился я с ним еще на 1 курсе, когда меня пригласили играть в биг-бэнде факультета, которым руководил Даниил Абрамович. От всех преподавателей факультета Даниил Абрамович отличался особым складом речи и демократичностью в своих отношениях с курсантами. Он много рассказывал нам о своей жизни -  как он стал военным дирижером, как он работал в оркестре Закавказского военного округа и как его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр музыкальным руководителем и аранжировщиком.
Помню первые экземпляры его известного учебника по эстрадной инструментовке. Я один из первых получил его с подписью и напутствием автора. Храню как реликвию и память об этом замечательном человеке и музыканте. С его подачи, будучи слушателем ВДФ, я подрабатывал в оркестре ресторана "Метрополь" (конечно же, это было строжайше запрещено).
Во время обучения я часто по его просьбе делал аранжировки для различных составов оркестров, играющих в ресторанах и на танцплощадках.
Горжусь ещё одним воспоминанием.
Будучи на 4 курсе, под руководством Даниила Абрамовича мы вместе с Николаем Ивановым сделали аранжировку для эстрадно-симфонического оркестра к представлению на Кремлёвской ёлке.
         Браславский говорил: "Вам никто в том месте, куда вас пошлют служить, не даст никаких нот и тех произведений, которые ваш коллектив сможет исполнить… Вы можете попасть в военную часть с самым непредсказуемым составом оркестра. И тогда придется самим делать аранжировки на тот состав, который вы будете иметь…". И этими советами я пользуюсь до сих пор. Я бы мог очень много еще написать прекрасных слов в память об этом замечательном и очень скромном человеке, человеке с большим чувством юмора и очень добрым ко всем окружавшим его людям сердцем.

Добавлю еще, что мы с ним земляки... Оба киевляне, оба с Бессарабки...

         Тему продолжает военный дирижёр, композитор Александр Фирсов.

Любовь к джазу мне привил Даниил Абрамович БРАСЛАВСКИЙ. Как мне его забыть?
По его учебнику мы, слушатели факультета военных дирижёров, учились джазу. И сейчас, когда прошло столько лет, этот учебник у меня под рукой. Можно сказать, настольная книга.
Знания, полученные от учителя, помогали мне на каждом шагу в моей творческой жизни. И тогда, когда я был дирижером оркестров Дальневосточного и Одесского военных округов, и когда был начальником ансамбля песни и пляски в Афганистане, а затем Прибалтийского военного округа (1983-1989).
После выхода на пенсию я работаю в русской школе города Риги. Кроме руководства хором, уже 20 лет приглашаю для выступлений перед учениками лучший в Латвии Елгавский биг-бенд под управлением Райтиса Ашманиса. От Браславского любовь к джазу досталась мне на всю жизнь.
Как-то узнав, что я неплохо рисую, Браславский попросил меня оформить деревянные пюпитры под ноты, чтобы они выглядели более эстетично и музыкально.
Ну как я мог отказать такому уважаемому человеку и музыканту?.. Когда моя работа была закончена, я пригласил Даниил Абрамовича оценить мое «творение».
Браславский меня очень благодарил. Но это еще не все. У меня был для него неожиданный сюрприз. Я карандашом нарисовал портрет Маэстро, чем его очень растрогал.
Гениальный человек, Профи. Все его очень любили!

Справка

А.М.ФИРСОВ - дирижёр, композитор.
Выпускник Суворовского музыкального училища и Московской консерватории. Принимал участие в парадах на Красной площади, служил военным дирижером на Дальнем Востоке, в Одессе, Афганистане и Риге. Почти месяц выступал со своим коллективом перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС.

Издано 7 авторских сборников песен, среди которых - «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ» и «ПЕСНИ ПЕТЬ — ЭТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТЬ».

Георгий Гаранян:

Вначале в моем образовании был станко-инструментальный институт имени Иосифа Виссарионовича Сталина. Стал инженером широкого профиля. Ни одного дня не работал, пошел сразу в музыкальные коллективы. А когда меня приняли на радио в оркестр Вадима Людвиковского, то там без диплома работать нельзя было. Что делать? Я записался и окончил курсы при Московской консерватории. Были такие курсы дирижеров, которые вел Даниил Абрамович Браславский. Сказать, что я многое взял у этого мастера эстрадного жанра - ничего не сказать. Этот диплом у меня до сих пор сохранился, я им горжусь, он дал мне возможность дальше работать на радио и в других профессиональных коллективах.

Анатолий Ткачук, засл. деятель искусств Украины,
дирижёр духового оркестра Черниговской филармонии:

Даниил Абрамович Браславский - мой кумир в музыке, преподаватель по эстрадной инструментовке, у меня где-то (надо поискать в загашниках) есть его книга с подписью "Моему лучшему ученику!". Горжусь! Д.А. Браславский - лучший друг и коллега Г. Калинковича, у которого я учился. Впоследствии я заканчивал ВДФ в классе В. Шепелева (члена Союза композиторов СССР) - человека, глубоко мыслящего аллегориями инструментовки, но В. Шепелев –  это другое направление. Если Г. Калинкович и Д. Браславский (к ним нужно еще отнести Е.Б. Кальмансона) - это современный взгляд на инструментовку, то Шепелев (а также В. Еремеев и Н. Волков - это старая, уверенная в себе школа, которая берет начало еще от Н. Римского-Корсакова.
О Браславском. Очень жизнерадостный, эмоциональный человек. Всегда у него находилась шутка в поддержку, всегда шел навстречу, если нам, слушателям, нужны были   дополнительные занятия. Не стеснялся в выражениях в минуты особого волнения, из практики знал кучу примеров плохой и хорошей инструментовки, мог часами рассказывать случаи из жизни военного дирижера (имея в виду себя). Я не видел на лице Браславского и тени грусти - лицо его всегда выражало задор, веселье, хитринку и уверенность. Мог вспомнить через месяц о том, что я забыл исправить ошибку в задании. Очень был недоволен, когда ученик что-то не выполнял из его наставлений. Мог поругать нерадивого, но потом сам искал его и заставлял при нем делать инструментовку. Отношения при этом сглаживались.
Такой он был разный и в то же время человек на своём месте, которому в эти, его юбилейные дни мы говорим спасибо на талант и науку!
Спасибо за доброту! Спасибо судьбе, что подарила нам возможность общения с великим музыкантом, педагогом и человеком Даниилом Абрамовичем Браславским!

Павел Мараров - военный дирижер, Новороссийск:
… аж дух захватывало!

Браславский для нас, курсантов, был огромным авторитетом!
Даниил Абрамович представлял другую сторону музыкального творчества: не строгую, протокольную музыку, а свободную, популярную, современную.
Помню лекцию, где он рассказывал об импровизации, ее различных видах. И сам замечательно иллюстрировал на фортепиано.
 Аж дух захватывало!
Очень доступно, понятно разъяснял принципы эстрадной и джазовой инструментовки и, самое главное, мы чувствовали, что перед нами конкретный практик, отлично знающий, о чем говорит. Словом, повторюсь - Авторитет.

Владимир Романовский, доцент Киевского Национального университета культуры и искусств:


 Я учился с 1972 по 1977 на ВДФ при Московской государственной консерватории, и в это время там, в числе других наставников, преподавал Даниил Абрамович Браславский.
Это был очень авторитетный педагог, композитор, аранжировщик от Бога. К нему на факультет часто приходила Александра Пахмутова со своими новыми произведениями (он ее называл Аля). Для нас, слушателей факультета, была большая честь знать, что много оркестровок Браславским написано для эстрадно-симфонического оркестра, которым руководил нар. арт. СССР Юрий Силантьев. Произведения и оркестровки Браславского звучали по всей стране. Где был эстрадный оркестр - там и звучала музыка нашего замечательного педагога.  А еще Даниил Абрамович был мастер проведения теоретических и практических конференций, авторских концертов в различных городах страны.
С нами делится воспоминаниями композитор и дирижер, засл. деятель искусств РФ, преподаватель Томского музыкального колледжа им. Э. Денисова Валерий Ермошкин:

Даниил Абрамович Браславский был талантливый музыкант и скромный человек. Отличался он от других преподавателей какой-то особенной теплотой и вниманием к каждому слушателю факультета. Когда я учился (1967-1971), Даниил Абрамович работал над своей и сегодня очень востребованной книгой: «Основы инструментовки для эстрадного оркестра». На факультете был создан биг-бэнд, где я играл на сакс-теноре.
 Браславский на репетиции приносил нам оркестровки – и не только свои, но и ноты из репертуара других известных эстрадных и джазовых коллективов – в частности, авторства Вадима Людвиковского. Мы с невероятным удовольствием музицировали. Как-то даже выступали с известной эстрадной певицей Ниной Бродской, которая в то время солировала в оркестре Эдди Рознера.
 Все большие примеры из книги Браславского мы проигрывали, как бы проверяли. Большую поддержку в издании книги сыграл Д. Шостакович, с которым у Даниила Абрамовича были теплые отношения. Большим событием для меня было приглашение Браславским в военно-научное музыкальное общество. Я даже получил тему для научной работы (о свинге). Кроме того, Даниил Абрамович хотел, чтоб я поступал в адъюнктуру. Увы, из меня не получилось теоретика - я чувствовал себя больше практическим музыкантом.
 Браславский писал аранжировки для известных оркестров страны. Они отличались невероятной прозрачностью и элегантностью. Работая дирижёром музыкального театра, я исполнял мюзикл Фредерика Лоу "Моя прекрасная леди" в его инструментовке. Она немного проще оригинала. Думаю, он это сделал осознанно, в расчёте, что играть будут оркестры и среднего уровня, но от этого музыка не потеряла своей художественной силы.
Сколько лет прошло, а я до сих пор иногда заглядываю в книгу Браславского - учиться никогда не поздно, даже при моём колоссальном оркестровом опыте.


Музыкант, педагог, заслуженный деятель культуры ХМАО (г. Югра) Александр Галушко

Своей успешной карьерой Галушко обязан Даниилу Абрамовичу Браславскому, который будучи руководителем одного из столичных биг-бэндов заметил талантливого юношу и стал его всячески поддерживать и наставлять.
Именно он, по признанию Александра, дал ему путёвку в джазовую музыку: 
 "Конечно, джаз дал мне очень многое: прежде всего свободу, способность креативно и спонтанно мыслить, научил меня относиться к музыке честно и искренне, познакомил меня со многими выдающимися музыкантами: Анатолием Кроллом, Борисом Рычковым, Олегом Лундстремом, Михаилом Окунем, Игорем Брилем, Виталием Владимировым, Андреем Кондаковым, Игорем Бутманом, Георгием Гараняном, - говорит музыкант.  - Занимаясь джазом, я понял самое главное: в этом искусстве априори не может быть места лжи, лицемерию, нельзя прикрыть отсутствие таланта, мастерства бумажкой, дипломом, диссертацией, званием. Единственным критерием является: можешь или нет, садись и играй, и сразу станет всё ясно!»

Друзья и коллеги

Предлагаю немного отвлечься от героя нашего очерка и вспомнить, кем были его друзья-товарищи. Это даст нам возможность понять, почему на факультете военных дирижеров царила замечательная творческая атмосфера и отчего впоследствии среди их учеников появлялось столько известных фамилий.
Прежде всего, этих людей объединяли дружба, взаимовыручка, знания, эрудиция и, конечно же, талант. Счастливое сочетание этих качеств дали плоды высокого искусства.

Григорий Маркович Калинкович, композитор и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, кандидат искусствоведения.

Среди его произведений:
Фантазии на темы песен Великой Отечественной войны (1943), на темы песен о Москве (1964), Торжественно-героическая увертюра памяти генерала Карбышева (1965), Поэма для духового оркестра (1967), увертюры: «Праздник Победы» (1968), к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (1969), симфония-поэма «Огненные годы» (1972), Вальс-элегия (1975) для трубы и духового оркестра 
Три симфонии,
Элегия, посвященная Д.Д. Шостаковичу
Фантазия на тему Паганини и мн. др.

Композитор Виктор Акимович Шепелев, член Союза композиторов СССР

Вот, что писал композитор и дирижёр нар.арт. РФ, генерал-лейтенант Валерий Михайлович Халилов, много лет возглавлявший военно-оркестровую службу России:
«Композитором я стал под влиянием Виктора Акимовича Шепелева, известного в военной (и не только) среде композитора, автора замечательных маршей, пьес для духового оркестра. И вел факультатив по композиции военно-научного общества, в котором я занимался. Сначала это были маленькие жанры, это были обработки песен народных, потом попытки написания своего марша военного. Это были первые мои попытки».

       Концерт Духовой Музыки, посвященный 100-летию Д.А. Браславского

11 апреля 2018 года в концертном зале Союза московских композиторов состоялся концерт духовой музыки, посвящённый 100-летию со дня рождения знаменитого профессора, композитора и педагога. Программу концерта исполнил Государственный духовой оркестр Министерства культуры Российской Федерации.
Концерт состоял из двух отделений – в первом отделении звучали различные произведения, дирижировали которыми курсанты и адъюнкты военного института (военных дирижёров) Военного университета. Кроме того, в первом отделении прозвучало несколько произведений крупной формы – концерт для саксофона-альта с оркестром (соло на саксофоне – заслуженный артист России Вениамин Мясоедов), Рапсодия на темы грузинских народных мелодий (соло на «доли» – преподаватель Григорий Соколов). Дирижировал обоими произведениями преподаватель военно-дирижёрской кафедры полковник Алексей Величко.
Во втором отделении прозвучали произведения крупной формы, дирижировали которыми известные сегодня дирижёры – Юрий Смирнов, Игорь Андрюшин, Евгений Никитин, Владимир Москвичёв, Максим Фёдоров, Анатолий Мухамеджан.

Это был настоящий праздник, концерт удался!

                Большое видится на расстоянии.

Большое видится на расстоянии. 100 лет - это много или мало? Для Вселенной – один миг, а для нас, пожалуй, достаточно, чтобы определить степень значимости того или иного события, той или иной личности.
Даниил Абрамович Браславский – Личность, человек-легенда! Под влиянием этого музыканта многие дирижёры и исполнители духовых оркестров начали мыслить новыми музыкальными категориями.
Как композитор и аранжировщик он оставил ярчайший след в развитии духовой музыки, наполнив этот жанр новым содержанием, внёс массу новых, ранее не известных красок. «Лёгкая» музыка эстрады и виртуозность джаза переплелись в его творчестве с основами классических европейских традиций - так родился качественно новый сплав, дающий неисчерпаемые возможности и существенный толчок развитию духовой музыки.


Рецензии