Великие люди от Авраама до Хокинга 10

Семнадцатый век (продолжение)


Немецкий композитор Георг Фридрих Гендель – Самсон в английской музыке, мужественный борец за демократическое искусство.

Гендель – многонационален. Композитор создает музыку в немецком, итальянском и английском стилях.

Гендель обогащает старинную английскую музыку мощным германским духом. Это нравится англичанам, чья держава претендует на мировое господство!

Гендель отличается энергичным характером и трезвостью ума в жизни и творчестве. Англичане возносят Генделя на пьедестал славы, затем низвергают его, и вновь поют хвалу гению. В конечном счете, еще при жизни ставят памятник композитору.

Гендель в музыкальном творчестве отважен и красив: он – Гектор и Парис в одном лице.

В ораториях и кантатах Генделя присутствует библейский дух.
 
В кантатно-ораториальной музыке энергия Генделя бьет ключом, в ней торжествует всенародная радость!

Если оперные арии Генделя собрать вместе, то окажемся в саду дивных мелодий!

Людям, которые не знакомы с ариями из опер и ораторий Генделя, недоступна Божественная красота!

Размеренный ритм музыки Георга Филиппа Генделя и Иоганна Себастьяна Баха позволяет видеть в каждом из них спокойно шагающего путника, но, в отличие от Баха, который созерцает беспредельное Небо, Гендель идет по земле, любуясь горами, долинами, каждым цветком у дороги.

Британский философ-идеалист Джордж Беркли советует ученым понимать язык Творца, а не язык природы. Вот где сверхзадача для науки!

Философ-епископ Беркли признает существование Бога и отказывает в этом материи. Человеческое «я» он ставит перед материей, как причину ее существования. Этот мыслитель частично прав, иначе бы его считали безумцем!

Беркли – враг материализма, но высоко поднимает человеческое «я», не бросает ли он этим вызов Богу?

Джордж Беркли – единственный в мире философ, чьим именем назван город. Знаменательно, что Беркли – сын Англии, а город находится в Соединенных Штатах Америки. Передовые идеи рождаются в передовых странах!

Музыка гениального немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха – это не «ручей», что означает его имя, и не «море», как называет его Бетховен, а безбрежный океан, переплыть который еще никому не удалось.

Бах – ветхозаветный Ной в музыкальном искусстве: он собирает и обобщает композиторский опыт прошлых веков, чтобы творцы музыки использовали его в своих произведениях.

Бах пишет музыку во славу Бога.

Библия и протестантский хорал – вот две главные опоры для композитора Баха.

В каждой ноте Баха присутствует Божественный дух!

Музыка Баха вбирает в себя духовную энергию, исходящую от Бога и обращенную к Богу.

В музыке Баха звучит радостное пение ангелов, славящих Отца Небесного.

Музыка Баха имеет Божественную и человеческую ипостаси. В ней отражается Божественная и человеческая природа Иисуса Христа.

Музыка Баха – это восхождение к горним высотам, однако она не отвергает повседневную жизнь.

Поклоняясь Всевышнему, Бах создает музыку радости в ожидании близкой встречи с Богом.

Грандиозные «Страсти по Матфею» Баха длятся свыше 3-х часов. Религиозное чувство автора достигает всей своей полноты в альтовой арии, в которой композитор обращается к Богу – Творцу земли и Неба, райских садов, где царит вечное блаженство.

Органная музыка Баха содержит в себе духовную мощь библейских пророков и душевную кротость Иисуса Христа.

Лирические откровения Баха очищают душу, дарят райское блаженство. Каждый день хочется пить из этого целебного источника!

Ритм музыки Баха – это ровно бьющееся сердце, это мерно идущие часы, это метроном вечности.

Итальянский композитор Доменико Скарлатти – ювелир в клавесинной музыке.

В клавесинных сонатах Скарлатти демонстрирует непревзойденное мастерство.

Сонаты для клавесина Скарлатти отличаются вдохновенным полетом и одновременно разумной сдержанностью.

Музыкальные фактуры Скарлатти бурлят весенними ручьями.

Мелодии Скарлатти привлекают слух детской непосредственностью.

Скарлатти – мастер ярких музыкальных картин.

В сонатах Скарлатти запечатлены яркие сцены из жизни народа.

Скарлатти создает виртуозный стиль игры на клавесине. Живописностью образов клавесинные сонаты мастера вполне сопоставимы с картинами Караваджо или Мурильо. Его музыка восхищает яркостью изображения праздников и карнавалов, простонародной речью веселящихся людей. Нередко ее тембровые краски напоминают звучание широко распространенных в быту щипковых инструментов – лютни, мандолины, гитары.

Творчество Доменико Скарлатти оказывает заметное влияние на музыку классицизма и даже романтизма. Его стиль ощущается в лаконичных мелодиях Людвига ван Бетховена, Феликса Мендельсона-Бартольди, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе.

Бенедетто Марчелло – уникальная личность: общественный деятель, папский камергер, юрист, композитор, музыкальный писатель, поэт. В его лице Венецианская республика, да и вся Италия обрели могучий талант! Бенедетто Марчелло особенно убедителен в обрисовке характеров оперных героев.

Оперы итальянского композитора Никола Порпоры замечательны тем, что их герои поют естественным человеческим голосом. Ведь Порпора был выдающимся педагогом по вокалу.

Слушая оперы Порпоры, окунаешься в умиротворенную тишину, душу обволакивает светлый покой.

В лютневых сюитах немецкого композитора Сильвиуса Леопольда Вайса человеческий дух, соединяясь с природой, возносится к вершинам мироздания, к «дуге небесной», как однажды выразился Фридрих Шиллер.

Лютневая музыка Вайса в основе своей пантеистическая. Она опирается на три основания: природа, человек, жизнь.

Вайс находился в приятельских отношениях с Иоганном Себастьяном Бахом, всегда созерцающим Господа Бога.

Думается, что Бах – это высочайшая музыкальная вершина Европы, тогда как Вайс – плодородная долина у подножия горы.

Английский поэт Александр Поуп утверждал, что война полов возникает из-за цветущей женской красоты. Это досадно слышать из уст горбуна, каким был Поуп.

Французский мыслитель Шарль Монтескьё – глашатай демократии.

Монтескьё предвидел судьбу народов Европы.

Монтескьё предлагал разделить власть на исполнительную, законодательную и судебную.

Монтескьё мыслил, как римский консул-законодатель, как английский философ-рационалист, но при этом он обладал живой, увлекающейся натурой француза.

Британский писатель Сэмюэл Ричардсон – родоначальник чувствительной литературы, проповедник христианских добродетелей. Известность ему принесли три эпистолярных романа: «Памела, или Вознаграждённая добродетель», «Кларисса, или История молодой леди» и «История сэра Чарльза Грандисона». Привлекает внимание глубокая мысль писателя: «Берегите время: это ткань, из которой соткана жизнь».

Иван Никитич Никитин – основоположник русской портретной школы. Художник едва успел подняться к вершинам мастерства, как ему обломали крылья: сослали в Сибирь на каторгу, при возвращении из которой живописец умер. Имеет историческую и художественную ценность его картина «Пётр I на смертном ложе».

Скрипка итальянского композитора Джузеппе Тартини иногда нежно поет, иногда сотрясает мир драматическими звуками.

Скрипка Тартини властно захватывает слушателей в свой плен.

Тартини демонизирует скрипку.

Тартини создает скрипичную музыку, вдохновляясь старинной итальянской поэзией. Дух музыки возносится до поэтических высот гениального Данте, его рая и ада, Бога и дьявола. Вот из чего рождается знаменитая соната Тартини «Дьявольская трель»!

Императрица Анна Иоанновна поощряла оперу и балет. При ней гастролировала итальянская труппа под руководством Франческо Арайи. По ее указанию открылась первая балетная школа, построен театр на 1000 мест. Вот вам и невежественная курляндская герцогиня, взошедшая на русский престол!

Органная музыка французского композитора Луи Клода Дакена светится разноцветными витражами церкви.

Шотландский философ Фрэнсис Хатчесон проповедует единство добра и красоты, этики и эстетики. Заслуживает внимания тот факт, что он преподает «нравственную философию» в университете Глазго. Этот предмет актуален даже для нашего времени.

Французский просветитель Вольтер – король философов и философ королей.

Вольтер – мозг Европы.

Острый ум Вольтера, словно шпага рыцаря, смертельно ранит противника.

16-летние взаимоотношения Вольтера с его поклонницей маркизой дю Шатле наглядно показывают, как физическая любовь со временем переходит в любовь интеллектуальную и духовную. Это легко объяснимо: маркиза была блестяще образована, переводила Ньютона, написала трактат о философии Лейбница, ставила физические опыты и занималась астрономическими наблюдениями. Кто из умных мужчин не оценил бы столь редкие для женщины дарования? Когда дю Шатле умерла, знаменитый писатель с горечью заметил: «Я не просто потерял любовницу, я потерял половину себя. Я потерял душу, для которой была создана моя собственная душа...».

Вольтер – французский Мефистофель. Он критически смотрит на законы и уложения общества.

Вольтер ревниво относится к Уильяму Шекспиру: лев и пантера не уживаются в одной клетке.

Вольтер рассаживает цветы разума по Европе, Дени Дидро, словно пчела, собирает с них нектар.

Сатира Вольтера – извергающийся вулкан, Кристофа Виланда – теплый летний дождик.

Любовно-сладостная музыка итальянского композитора Пьетро Локателли очаровывает сердце.

Немецкий флейтист, гобоист, композитор, теоретик музыки Иоганн Кванц – учитель игры на флейте короля Фридриха Великого, для которого он создал более 500 флейтовых сонат. Придворный музыкант исключительно плодовит: надо же угождать монаршим прихотям!

Французский писатель Антуан Франсуа Прево вносит в реалистическую литературу тему страстной, всепоглощающей любви. Сюжет его романа «История кавалера де Грие и Манон Леско» привлекает внимание оперных композиторов XIX века, в частности Жюля Массне и Джакомо Пуччини.

Характер граверного искусства английского художника Уильяма Хогарта определяют три черты: портрет, мораль, сатира.

У Хогарта нравоучительная живопись.

Хогарт ставит перед собой задачу нравственного воспитания народа через неприятие людских пороков и страстей.

Уильям Хогарт – Джонатан Свифт в живописи. Его острая сатира производит неизгладимое впечатление.

Итальянский драматург и либреттист Пьетро Метастазио – мастер драматических сцен в пьесах для театра. Именно поэтому он стал прославленным автором оперных либретто! Некоторые из них использовались композиторами до 60 70 раз!

Немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе принадлежал к неаполитанской оперной школе. В мелодически прекрасной музыке он выражал чувства блаженства и наслаждения, возможные только под голубым небом Италии.

По ясности музыкального языка Иоганн Адольф Хассе сравним с такими блестящими мастерами оперы, как Антонио Вивальди, Джованни Перголези, Доменико Чимароза, Джоаккино Россини.

Французский живописец Жан-Батист Шарден рисовал сцены обыденной жизни, но при этом использовал яркие краски. Можно сказать, что он – прародитель реализма и модернизма.


Рецензии