Письма Гёза де Бальзака

"Письма" Бальзака отражают явления современности. Проблемы, которые ставит и, по возможности, разрешает автор, горячо интересуют его поколение. Проблемы власти, государственности, религии рассматриваются у него с характерной для 17-го века рационалистической точки зрения. Корни рационализма уходят в 16-й век в философию неостоиков, взявших за основу своего учения стоическую доктрину, возникшую ещё в конце Римской республики. Согласно этой доктрины в мире действует Провидение, некое разумное начало. Основным принципом стоического учения является принцип строгого соблюдения законов природы, которые рассматриваются в то же время как божественные. Стоическая философия становится особенно актуальной в период гражданских войн.

17-й век для Франции в плане историческом был временем становления и утверждения
абсолютной монархии. Абсолютная власть достигла своего высшего расцвета в годы правления Людовика 13-го, когда у государственного руля находился 1-й министр короля кардинал Ришелье.В это время происходит централизация власти, которая способствовала укреплению страны и имела прогрессивное значение.Государственное единство не мыслится в отрыве от единства национального. Абсолютная монархия этого периода "выступает... как объединяющее начало общества", по выражению Маркса. Поднимается на щит "государственный интерес". Это понятие было выдвинуто ещё в 16-м веке Н. Маккиавелли, политическим мыслителем и теоретиком государства. Тезис Маккиавелли о достижении "государственного блага" любыми средствами лёг в основу политики Франции, что ярко проявилось уже в период правления Ришелье. В эту эпоху человек, в отличие от 16-го века, рассматривается не как отдельно взятая личность, но личность, связанная определённым долгом в отношении государства. Произведения античных авторов,служившие образцом для подражания в 16-м веке. не теряют своего значения, однако дань воздаётся "героическим" сюжетам, имеющим целью прославить государственное устройство и короля. Для писателей нового времени характерно обращение к темам, связанным с Римской цивилизацией, где соотношение личности и государства проявилось наиболее отчётливо.

"Первые письма" Бальзака вышли в 1624 году и сразу же выдвинули автора в число крупных писателей того времени. "Письмами" зачитывались, восхищаясь превосходным языком. Сборник "Писем" имел широкий резонанс. В глазах современников они были подобны образцам красноречия, в них ощущалось веяние времени и событий. Но были и оппоненты, и видную фигуру среди них представлял аббат Крозиль, позволивший себе смеяться над автором. Бальзак спокойно отнёсся к этим насмешкам, считая ниже своего достоинства отвечать человеку, не создавшему в литературе ничего значительного. Бальзак считал римлян учителями современных писателей, высоко ценил римскую литературу эпохи Августа, особенно прозу Тита Ливия. "Я принимаю искусство древних, как они  приняли бы моё, будь я первым человеком на земле, но я никогда не покорюсь их разуму,я не рождён подчиняться им... Подобно тому, как в наше время обнаружили новые звёзды, до сих пор скрытые, так я ищу в выразительности красоты,которые никому не довелось пока обнаружить," - высказывался Бальзак. 


Рецензии