Свет в окне. Судьба Токбике-аже. 1 часть

                Дети уже выросли,у каждого свой дом
Я решила сесть и написать свой первый том               
                Бабушку я вспомнила , через               
многие года               
Когда сама я стала в том                возрасте , как она 
               
Свой автобиографический очерк посвящаю своей бабушке Токбике-аже.Пишу от ее имени.               
               

           ****          
          1 ЧАСТЬ

      Я родилась в семье шаруа в с. Муйнак Каракалпакстана и как говорила  мать -Ты родилась -канды жексенби  куни - т.е в кровавое воскресенье 1905г.  Конечно  я не понимала смысла этих слов , но все время , она неоднократно напоминала мне об этих днях, видимо хотела , чтобы я запомнила дату своего рождения .Со временем я привыкла к ее словам и конечно представить не смогла , что тот день запомнился всем .Откуда я и какого происхождения  , она тоже часто мне говорила  , что я -Кожанын кызы -, из рода Кожа , которые были прямыми потомками Пророка. Все что она говорила  , я мало что понимала , но в моей голове  , эти слова сохранились . Я всегда помнила  из какого я рода . Я значит была не из тех , кто был без рода или подкидыш . Несмотря на это мы жили очень бедно и скудно . А звали меня Токбике-, что означало сытая .  Видимо мое имя Токбике  сыграло в моей жизни , что я не умерла с голода в голодное время .

        В другой стране , где мне заменили Родину , дали мне приют и не умереть с голода и испытать счастье материнства, несмотря на то, что я не смогла родить, перенесла через всю жизнь . Жизнь , которая дала мне все  , со всеми ее испытаниями , трудностями и счастливыми днями .
Мне исполнилось 15 лет  , когда родители отдали меня замуж за зажиточного человека.



      1920год из-за сильной засухи  был самый неурожайный, страшный голод охватил везде и каждый выживал по своему.

 Токбике только сомкнула глаза и вдруг , через тряпочную перегородку услышала тихий шепот отца и матери. ---В доме нечего есть , все запасы закончились , надо отдать замуж Токбике за Сарсена , там она не умрет с голода , надо остальных детей поднимать--

       Через некоторое время оба притихли . Я до утра не сомкнула глаза , думала , кто же этот  Сарсен . Под утро меня разбудила мать Улжан и сказала , =Токбике, мне надо с тобой поговорить-. Я уже знала , о чем будет идти этот разговор. Я зашла в ее половинку , который тряпкой было отделено от нашей спальни . В углу стоял старый сундук , сделанный руками мастеров , сверху лежали несколько цветных одеял , на полу кошма с поблекшими цветами , маленькое окно было прикрыто небольшой тряпочной тканью и саки , где спали родители .

      Мать всегда говорила , что -сундук , кошма и одеяло , это ее приданное, которые ей дали ее родители- . Она усадила меня возле себя , начала расплетать мои волосы и расчесывая мои длинные волосы , которые она всегда мыла катыком  и тихо сказала;

       -Токбике ,ты уже большая девочка , пора тебя отдавать замуж . Сейчас всем трудно , ты должна послушаться меня и выйти замуж за Сарсена с соседнего аула , он хороший хозяйственник и ты там не  останешься голодной-Я молча выслушала мать и ничего не ответила .  Я понимала , что ей , это тяжело говорить , но  она думала о двух братьях , которых должна спасти.  Долго она сидела  расчесывала и гладила мои волосы , видимо ждала от меня ответа , но я , как в рот воды набрала , сидела и слезы меня душили  и струйками текли по щеке . Ничего не могла я сказать в ответ, а она и не стала переспрашивать , молча заплела мои косы и закрепила шаш-бауым , но мысленно я была уже готова , так как  не могла ослушаться  родителей .Да , я должна была выручать своих  братьев и родителей .

       Через месяц приехал этот Сарсен , хмурый , невысокого роста и не сильно старый , но морщины на лице уже были заметны . Он зашел , кивнул головой в знак приветствия , а отец с матерью начали с ним обходительно разговаривать , так как он становился с этого дня их зятем . Затем , его пригласили за дастархан, где о чем-то обсуждали , я не могла услышать о чем они говорили , так как говорили тихо кажется , чтобы я не услышала.  Он всякий раз , озирался по сторонам и разговор отца его не так интересовало , видимо глазами искал меня , где я могу быть в этом бедном лачуге и в каком углу я сижу и жду своей участи.

                Я стояла за перегородкой и через порванную часть материала наблюдала за ними .Мои глаза были обращены только на него , издали я наблюдала и старалась понять и рассмотреть его , за которого хотели меня отдать , чтобы избавиться от меня ,  слишком жестко выразилась , скорее всего ,чтобы одного рта было меньше и хотя бы несколько дней побыть сытыми., ведь он за меня должен отдать калым .
       Было видно , как его хитрые глаза бегали по углам , увидев нашу бедную лачугу , он как бы усмехнулся и кажется остался доволен  . Он даже не слушал , о чем говорил мой отец , а мать старалась угодить ему , наливала чай с улыбкой со словами = Ишиниз , ишиниз =, а он облокотившись о подушку распивал чай , временами кивал голову , будто он их внимательно слушает  и кажется ждал , когда все это закончится и заберет меня отсюда к себе .

         Тут я услышала , как отец  громко сказал = Токбике , можешь забрать сегодня = Мне показалось , что в мое лицо плеснули горячим чаем  и я от страха не заметила , как я села или упала на  нашу старую, пыльную кошму под ногой , который все таки давал , какое-то тепло нашим ногам .Ухватившись за дырочку материала , она медленно начала рваться вместе со мной до самого конца ...Хотелось крикнуть = Нет , никуда я не поеду = , но голос застрял , где-то внутри и из моего горла так и не вышел  , я старалась вновь подняться , выйти и что-то сказать    , но мои ноги , как будто окаменели  и не хотели меня слушаться .

       Через некоторое время я пришла в себя и теперь через большую дырку стала на них смотреть. Они продолжали свое чаепитие и он довольный , разрумянился , видимо после слов моего отца.. Он улыбался  краешком рта и  через некоторое время ,вышел почему-то во двор .Через несколько минут он вернулся и принес полное ведро пшеницы .Мои родители начали его благодарить , как будто продали , какой-то  дорогой товар . Да ,  значит меня оценили за ведро пшеницы -подумала я .Интересно , подумала я , когда из этой пшеницы приготовят себе еду , они будут меня вспоминать или нет , не застрянет ли она у отца в горле , когда он будет их есть , а мать довольная , что накормила своих сыновей , будет ли меня благодарить , что не остались голодными , а ведь они съедят его за неделю или на месяц протянут и все время будут благодарить меня  или нет?


        На лице матери , казалось была маска , она тупо улыбалась и благодарила его , не зная , чем его угодить .В это время я услышала голос отца= Токбике , иди сюда=Я вздрогнула  от отцовского голоса . Через некоторое время я пришла в себя и молча вышла из-за перегородки . Отец повернулся ко мне и сказал = Токбике , ты уже взрослая и тебе надо создать свой семейный очаг . Мы тебе выбрали жениха . . Он хороший хозяйственник и ты с ним никогда не будешь голодать. Мне показалось , что в горле отца , что-то застряло , он немного кашлянув и не поднимая на меня глаза , закончил свою речь .
        Я увидела  глаза  своего жениха ,который он скрывал за пиалушкой , его усмешку , посмотрев краем глаз на меня он быстро, быстро приложил свои губы  снова на пиалушку. , но я чувствовала , что он за всеми наблюдает , краем глаз . Я молча приняла совет отца и в ответ не промолвила  ни слова .

         Через некоторое время он встал и сказал , =Пусть она подготовится к отъезду , а я вернусь , через некоторое время ,  надо заехать , недалеко живущему другу= и быстро вышел из дома .
        Собирать то было нечего , два , три старые мои поношенные платья  и старая обувь , все это мать завернула в узелок и она вновь расчесала мои длинные ,черные волосы . Все это проходило в молчаливой обстановке , братья тоже молчали и только самый младший братишка обнял меня и заплакал .Вместе с ним и я заплакала , мне не хотелось уезжать из дома , но видимо такая судьба у всех девочек-девушек и мы должны покидать свой дом , и начать  другую жизнь в чужой семье .
      
        Мать , что -то говорила , но я ее  не слышала из-за слез =Меня также забирали , все будет хорошо=услышала только последние ее слова .Скоро во дворе послышались мужские голоса и я поняла , что он приехал за мной .Мы обнялись и попрощались  , было слышно , как во дворе он разговаривал с отцом .Он приехал на лошади и  мать меня вывела  с узелком , помогла сесть  сзади него =Держись за мой ремень= сказал он мне .Я как послушный ребенок ухватилась за его ремень , повернулась в последний раз  на своих ,  с надеждой , что меня позовут и оставят , но только одинокая фигура матери стояла и смотрела мне вслед. Отца не было видно , видимо был рад , что одного рта стало меньше ,а братья помахали мне рукой , мне казалось , что  я в последний раз вижу свой дом и своих родных братьев и родителей и в это время ,он быстро стеганул лошадь , что я чуть не упала и поскакали  . Вот так закончилась моя жизнь в родительском доме. И начиналась другая жизнь , где мне пришлось рано познать  супружескую жизнь , со всеми ......
...
        По дороге Сарсен ,несколько раз останавливался , заходил кому-то , нервничал , а я молча его ждала возле лошади . Некоторые его провожали до лошади , были слышны обрывки их разговора , которых я не понимала , о чем шла беседа . Краешком глаз , смотрели на меня и прощались .Некоторое время мы ехали молча , да о чем можно было с ним говорить , мы просто ехали молча или я разглядывала , через чего мы проезжали .

         Прошло еще некоторое время , где-то  ближе к закату , вдали показались глинобитные дома аула , мычание коров и гавкание собак , среди этих звуков раздавался звонкий голос осла , долгий и протяжный  . Я подумала , возможно это и есть аул Сарсена , хотя он ничего не говорил . Скоро мы подъехали к какому-дому .Это и был дом Сарсена .Сарсен жил  с матерью.

          Во дворе стоял глиняный домик с плоской крышей , возле калитки была привязана собака с белыми лапами . Я мысленно подумала, что ее буду называть Ак-табан  т.е белые лапы . Недалеко от дома стояла деревянная повозка с огромными колесами , который был снят и лежал рядом . Видимо Сарсен его снял , чтобы замазать его солидолом.

         Вскоре навстречу из двери , который был кошмой забит гвоздями  вышла суховатая женщина  , среднего возраста , со впалыми щеками и  с печальными глазами  В руках этой женщины был белый платок , который она накинула на меня , видимо она знала , что Сарсен поехал за невестой и молча повела меня в мою половинку , где я буду жить с Сарсеном . 
       Это была небольшая комната , где ближе к стене стояла , что-то похожее на кровать и там несколько одеял .  На полу лежала , какая -то шкурка , то ли коровье , то ли какого-то зверя .Что было интересно , здесь на окне висела длинная занавеска , которых я не видела, а в углу огромный сундук железный . На этом вся церемония моего замужества закончилось и чтобы спасти своих родителей и двух братьев от голода, я таким образом очутилась в доме моего будущего мужа Сарсена .

      Присесть негде было и я села  на краешек кровати . Незнаю сколько просидела , зашел Сарсен и сказал = Что расселась, иди помогай матери =В это время его мать , готовила чай и я подошла к ней , незная , что делать . =Апа , -сказала я= меня Сарсен прислал , чтобы я помогла вам= Она молча подала мне тряпочный дастархан , чтобы я застелила дастархан и указала куда.
        Я застелила дастархан , поставила все , что было в шкафу , внутри лежало в тряпочном мешочке  желтое пшено, немного хлеба и сушенное, сделанный в виде лепешки , высушенное дыня . и немного курта .Все это я положила в дастархан , свекровь занесла самовар и мы стали ждать , когда Сарсен выйдет к дастархану .

          Через некоторое время он вышел , взял подушку , разлегся и стал лежа пить чай. Мелкими глотками молча, он тянул горячий чай , краем глаза смотрел на меня , как бы разглядывая  свой товар. , стою ли я его ведра пшеницы  или нет и  мне показалось , что он был доволен  ,  что рассчитался  и отдал за меня ведро пшеницы .Я старалась не смотреть в его сторону , но чувствовала его жадный взгляд. Я чувствовала легкий дрожь в своем теле , так как мне , через некоторое время предстояло  провести  с этим человеком , свою первую ночь……..


Рецензии
О, казахская история, обожаю её! Пожалуйста, пишите больше, а то я уже всем старикам надоел с просьбами рассказать как люди раньше жили.

Валера Алматинский   02.06.2021 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо!Пишу" Свадебная фата"Все, что происходит вокруг меня.Скоро закончу.Спасибо за рецензию.О судьбе моей бабушки из ее рассказа и матери .Это на реальных основах.Творческих успехов вам🙏

Айша Темирбек   02.06.2021 21:29   Заявить о нарушении