Колыма. Часть 30. Первый огород

Колыма. Часть 30. Первый огород.
( Воспоминания моего дяди - узника ГУЛАГА).

С раннего утра и до позднего вечера трудился я над сооружением первых парниковых котлованов. Всюду ещё лежал снег, и земля была замерзшей, как кирпич. Но забойная практика помогла мне успешно справиться с мерзлотой. Приисковые плотники соорудили для парников рамы и будку для сторожа. Я тогда не представлял ещё себе в полной мере во что выльются мои огородные затеи. Дело было новым и необычным для Колымы. Но я руководствовался тем, что, если дикая растительность здесь находит место, то почему бы не расти овощам. Для начала у меня были все необходимые семена редиса, лука, салата, репы, брюквы и капусты. Я задался также целью вырастить здесь картофель и огурцы. Мой почин привлёк внимание и был горячо поддержан врачами из лагерной больнички. Особенно большой интерес к этому делу проявил профессор Томского мединститута М. Он рассматривал данное мероприятие с двух точек зрения : с одной стороны, это был путь ликвидации витаминного голода, цинги и других заболеваний, а с другой стороны - это было средством укрепления здоровья ослабших лагерников.
Ко мне посылали таких работников, которые в забоях не могли быть используемы. Многие из них от сильного истощения еле передвигали ноги. Я в меру своих сил и возможностей снабжал их хлебом, который приобретал на складе в виде актированных отходов с пекарни. А когда появилась первая зелень на огороде, я стал варить из неё и рыбы зелёные щи для своих доходяг. Так постепенно многих из этих людей мне удалось поставить на ноги. С ними я начал разделывать лопатами небольшой участок целины под огород.
Урожай овощей в первый год был скромным, но многообещающим в будущем. Столовая ИТР стала регулярно снабжаться зеленью, особенно редисом и луком, которых они раньше не видели здесь в тайге.
Для ночного дежурства на огороде мне дали надёжного помощника, бывшего председателя горисполкома Н., с которым я ещё раньше был хорошо знаком. Такой большой привилегии он удостоился, конечно, не за прошлую свою деятельность, а благодаря полученной инвалидности. У него были отрезаны обмороженные пальцы на обеих ногах. Он сильно хромал и не был пригоден ни к какой другой работе.
Большую поддержку продуктами оказывала нам столовая ИТР, которая благодаря овощам из нашего огорода улучшила питание работников прииска. Мой помощник К. ходил помогать повару и всегда приносил котелок каши. Мы вскоре избавились от недоедания и не чувствовали уже голода - постоянного спутника заключённого
Заботу о нас проявляла также жена начальника прииска З., которая умудрялась передавать нам не только продукты, но и поношенную одежду с плеч самого начальника. Но чем больше у меня становилось друзей на прииске, тем больше было ненависти со стороны лагерной администрации. Особенно изощрялись наши надзиратели. Они никак не могли примириться с тем, что мне - зэку предоставлены такие привилегии. Они ждали, что я стану для них таскать овощи с огорода, чему я воспротивился. Я оказался между двух огней : лагерной администрацией и приисковым начальством, которое за меня платило деньги.
Много раз лагерная администрация удаляла меня с огорода, а приисковое начальство вновь водворяло.
Так прошло у меня первое беспокойное лето на огороде. Наглядно была доказана возможность выращивания овощей на прииске. Начало было положено.


Рецензии