Новая холодная война

По мнению New York Times, усиливающееся противостояние между США и Китаем является второй холодной войной (первой, как известно, было противостояние между США и СССР, которую Соединённые Штаты выиграли). И началом нового раунда противостояния, по мнению автора статьи в NYT, являются недавно состоявшиеся американо-китайские переговоры в Анкоридже, на которых «обе стороны ясно дали понять, что у них есть не только противоречащие интересы, но и несовместимые ценности».

Рассуждая о стратегии американской победы, автор статьи в NYT возлагает надежды на внутреннюю слабость Китая, вызванную, в частности, ведущей ролью компартии.

Эксперт по Китаю, зам. директора ИМЭМО РАН Александр Ломанов, напоминает, что Си Цзиньпин стал во главе партии и страны в 2012 г. И начал решительную борьбу с коррупцией, которая всё в большей мере охватывала госпаппарат, что помогло удержать правящие верхи от перерождения.

В одном из своих выступлений в 2013 г. Си напомнил пример СССР, где в критический момент не нашлось ни одного честного сильного коммуниста, который бы поднялся на защиту компартии и дела социализма, имея в виду 1991 г., крах КПСС и разрушение СССР. Он поставил своей задачей добиться того, чтобы китайская компартия не повторила такой же путь.

Си «сумел заставить госаппарат работать на интересы государства, а не на собственные нужды, встряхнул и полностью мобилизовал компартию», - отмечает Ломанов. В итоге китайская система стала более динамичной, способной быстро двигаться и работать более эффективно. И если Си задержится до 2027 г., что вполне возможно, то у Китая есть все шансы приблизится по объёму экономики к США.

В этом плане необходимо отметить, что Китай уже стал первой страной мира по промышленному производству и обогнал США по ВВП по паритету покупательной способности. Думается, что к 2027 г. Китай не только догонит США по номинальному ВВП, но и по этому показателю выйдет на первое место в мире, став крупнейшей экономикой планеты.

Кроме того, на Пленуме ЦК КПК, состоявшемся в октябре прошлого года, была поставлена задача радикально переоснастить и переформатировать армию, чтобы превратить Китай в военную сверхдержаву, уравняв военный потенциал США к 2027 г. 

Также поставлена ещё одна амбициозная задача - сделав ставку на инновации, в ближайшие несколько лет превратить Китай в технологически самодостаточную сверхдержаву, а к 2035 г. превзойти США во всех ключевых областях науки и технологий.

На наших глазах Китай превращается в глобального лидера всей планеты, оттесняя США.

Разумеется, США никогда не согласятся добровольно уступить Китаю первенство в мире.

И чтобы противостоять США, очень важное значение имеет формирующийся российско-китайский союз.

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков сформулировал три направления, сотрудничество по которым с Россией помогло бы Китаю выстоять в новой холодной войне.

- Во-первых, Россия по своему военному потенциалу в настоящее время превосходит Китай и по военной мощи сопоставима с США. То есть, военный союз России и Китая способен противостоять США.

- Во-вторых, Россия может дать независимый трафик энергоресурсов и товаров. Китай, как промышленный центр, сильно зависим от Южно-Китайского моря, через которое идут нефть из Персидского залива и торговля с Европой. А все проливы этого моря (Малаккский, Тайваньский) контролируются Штатами (да и Суец тоже, недавняя блокировка канала контейнеровозом Ever Given, загруженного китайскими товарами, следовавшим в Европу, много о чём говорит, - ред.), в т.ч. с их военной базы на Окинаве. Россия же может обеспечить континентальные поставки углеводородов через «Силу Сибири», «Силу Сибири-2», которая сейчас строится, нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», который построен и можно бросить ещё одну нитку, сахалинские и арктические проекты, поставки по Северному морскому пути, минуя американские контрольные пункты.

- В-третьих, Россия предоставляет политическую помощь в деле интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В частности, совместное участие с Китаем в ШОС, БРИКС.

«Если они ещё и договорятся о новой системе взаиморасчётов – выйдут из доллара – это будет страшный удар по США, живущих за счёт обслуживания международных финансовых трансакций. Поэтому альянс России и Китая для США недопустим», – делает вывод Леонид Крутаков.

Именно поэтому США и, по их указке, Евросоюз, вводят всё новые и новые санкции против России и Китая.

В Китае прекрасно понимают, что, помимо экономического потенциала, важное значение в современном мире имеет и военная мощь, военный потенциал, прекрасно понимают, что США без боя не сдадут своих позиций.

Как отмечает Daily Express, за последнее десятилетие Си Цзиньпин более чем в три раза увеличил военный бюджет Китая. В этом году (очевидно, речь идёт о 2020 г.) коммунистический лидер потратил на нужды военных 1355 трлн. юаней или 152 млрд. фунтов стерлингов, (т.е., примерно 210 млрд. долл. – ред.) Однако аналитики считают, что Пекин расходует на оборону больше средств, чем сообщается официально.

Сегодня Военно-морские силы Китая являются самыми большими в мире – в их состав входит примерно 350 кораблей и подводных лодок, включая более 130 крупных надводных боевых кораблей.

С другой стороны, отмечается в той же газете, две трети российского военного бюджета (44,1 млрд. ф. ст. или, примерно, 61 млрд. долл.) тратятся на приобретение и модернизацию военной техники.

Если Китай имеет самые большие по численности военно-морские силы, то Россия располагает самым большим в мире танковым парком – танков более 15 тысяч. Москва также занимает четвёртое место в мире по численности вооружённых сил (более 900 тыс. чел.).

Только совместная российско-китайская военная мощь может противостоять агрессивному блоку США-НАТО.
 


Рецензии