Такси-1. Частный извоз

                ПУБЛИЦИСТИКА         
               
                Такси-1
               
                Частный извоз
                (конец 80-х, 90-ые)
               
               
        В конце 80-х я вернулся с Севера, где я работал сначала в газете, а потом на нефтепромысле. Но надежды восстановиться
в Питере в своём родном институте быстро рухнули. Наша лаборатория в ГИПХе закрылась. Наука перестала финансироваться. Заводы останавливались, всюду мелькали челноки со своими голубыми полосатыми сумками.
        Надо было как-то выживать. Зарабатывать на кусок хлеба. Не идти же в попрошайки. Они тогда стояли буквально
на каждом углу.  На северные деньги я купил старенькую копейку у своих знакомых и решил заняться частным извозом.
      
        Правда, оказалось, что мой жигулёнок, сыпался буквально на глазах.  Ему было больше 15 лет, да и пробег судя по спидометру приближался к пятистам тысяч километров. То есть, другими словами, машина полностью выработала свой ресурс. К тому же она была не оцинкована и буквально гнила на корню. Тем более в нашем городе, где улицы зимой посыпают солью.
        Приходилось работать днём и ночью, чтобы содержать её в рабочем состоянии. Всё что я зарабатывал с колёс, всё уходило на её ремонт. Получалось, что я просто лоханулся, купив убитую машину.  Вот что значит покупать у знакомых и родственников!
 
        Дохода как такового она не приносила. Всё что удалось скопить – 500 баксов—ушло на капитальный ремонт двигателя.  Затем пришлось менять пороги, двери и крылья. Полностью перебрать подвеску. Обварить передние лонжероны, на которых крепился двигатель. Да всё и не перечислишь. «Невидимые миру слёзы!», -- вот как я назвал это автомобильное чудо.
        И нередко, даже по выходным дням, когда нормальные люди уезжали отдыхать на природу, мне приходилось лезть под машину и заниматься ремонтом. Местная малышня во дворе надо мной просто потешалась: «Дядя Андрей снова под машиной загорает!».
        У меня сильно шумел редуктор заднего моста, но его регулировку даже на фирменном сервисе для жигулей в Красном селе отказывались проводить. Там просто сломался стенд.
       
        Особенно тяжело приходилось весной, когда готовились к техосмотру. Помню, как меня завернули с первой попытки только за то, что на моей машине не было шильдика на задней панели. Вот какие были строгости, не то что сегодня.
        Через год машина стала сыпаться, и я вынужден был её продать за копейки. Так что мои затраты на ремонт
не окупились. Можно сказать, это были деньги, выброшенные на ветер.
        Вывод: на старой убитой машине ничего заработать нельзя.
      
        Но за месяц до продажи мне, можно сказать, повезло, я бы даже сказал подфартило...
       
         Как-то на выходные я поехал на дачу к брату в Сиверскую. Заодно поменял там стеклоподъёмники на своей копейке. 
А когда я закончил ремонт, ко мне подошёл сухенький старичок, сосед брата по даче, и сообщил, что хочет продать свои жигули. Из-за диабета у него резко ухудшилось зрение и водить машину ему уже стало трудно. Он меня спросил, нет ли у меня знакомых, кто бы хотел купить машину. Ехать на авторынок он побаивался. В то время там было полно мошенников.
        -- Не битая? Не перевёртыш? – спросил я.
        Старик даже обиделся от моих подозрений. Он перекрестился и поклялся, что никакого криминала за ней нет.
       
        Я попросил его дать мне взглянуть на автомобиль.  Он отвёл меня в свой гараж, где стояла его жёлтенькая копейка.
Я снял коврики, осмотрел пол. Затем обследовал днище и пороги. Но нигде никакой ржавчины не обнаружил. Все полости были тщательно промовилины и обработаны. Правда, аккумулятор у него сдох, пришлось прикуривать от своего.
Да и лампочка на стоп-сигнале не горела. Но это всё мелочи. Зато цена была всего 5 тысяч! И это за почти новую машину
с пробегом меньше 15 тыс. километров!
(я своё у*бище покупал у знакомых год назад за 8 тысяч рублей! Тогда как новые жигули стоили всего 6 тысяч.
Но их не было в свободной продаже. Автомобили, как и весь дефицит, распределялись по организациям).
        Конечно, я, не думая, купил у него эту машину. Хоть и пришлось мне  залезть в долги...

        К тому времени появилось много частников-перевозчиков. Некоторые даже ставили шашечки на крышу. Бывало видишь голосующего метров в тридцати...  только надумаешь подобрать, а в это время машина, стоящая у тротуара, неожиданно трогается и забирает клиента буквально у тебя из-под носа. Прискорбно, досадно, но ладно.
        Важно отметить, что издержки у частников были ниже чем у государственных такси: не надо платить налоги, не надо содержать администрацию, врача. Но и официозы просто так не сдавались. Им было обидно -- и их можно понять.
Ведь раньше они были монополистами на дороге.
       
        Помню на Лиговском проспекте взял женщину с чемоданом -- выгодная ездка. Только стал отъезжать – меня заблокировали. Спереди и сзади жёлтое такси, а слева от меня ещё одно. Предстоял весёленький разговор! Делать нечего, пришлось запрыгивать на тротуар и уматывать, объезжая шарахающихся пешеходов, на Лиговский переулок.
        А у Московского вокзала и сегодня, если не успеешь вовремя отскочить, – проколют колёса. Что делать. Пришлось приспосабливаться.
       
        Я выработал тактику «из засады». Стою на нечётной стороне Лиговского проспекта перед Лиговским переулком.
К этому месту обычно выходят пассажиры с дальних поездов, те, кому ехать в южные районы города.
(На метро в эти районы, особенно в район Купчино, добраться было очень непросто)
Стараюсь встать за рекламными щитами, чтоб меня не было видно. Когда приходит поезд и начинается жор, самых выгодных клиентов тут же разбирают таксисты, которые держат здесь «пятак» (их крышуют бандиты). 
        А менее расточительные граждане остаются стоять и голосуют. В это мгновение я и выскакиваю из засады.
Шустро подхватываю желающих ехать – и по газам!

        Между тем время, которое уходит на поиски клиента, со временем становилось всё больше и больше. Соответственно увеличивался холостой пробег и расход бензина. «Шакалить» за пассажиром стало невыгодно.
И тут как по заказу стали появляться различные диспетчерские службы. Они собирали заявки от клиентов и передавали их водителям за определённый процент (15-20%). Конечно минус, что приходится отдавать часть заработка, но зато не гонишь порожняк. А это огромный плюс.
        Ну тут уж никуда не денешься. Для того чтобы выжить, приходилось сбиваться в стаи, как в животном мире.
Необходимо к кому-то примкнуться...
       Это особенно хорошо понимают женщины, когда подходит их время выходить замуж...
 
                03. 2021год. СПб.

http://proza.ru/2021/04/03/709


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Да-а-а, не вовремя вы вернулись в Питер... В самые лихие...
Но живой, документальный очерк получился хороший!
Подумалось: как хорошо, что у меня нет машины...
С улыбкой,

Элла Лякишева   25.10.2021 19:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.