Приказ
Приказы бывают разные:
Очень Хорошие - о назначении на вышестоящую должность с присвоением следующего воинского звания с одновременным переводом в большой приморский город ( а не посёлок).
Хорошие - когда по результатам проверки служебной деятельности очень вышестоящим командованием, всех чужих наказали, а тебя и твоих друзей сия чаша миновала.
Плохие - когда сия чаша наказания тебя с друзьями не миновала и не важно виновны вы или нет.
Очень Плохие - о назначении на нижестоящую должность с одновременным переводом в маленький приморский поселок из большого приморского города.
Все эти приказы случаются очень редко, не регулярно, изредка и не всегда.
Но подобно постоянно набегающей разрушительной штормовой волне, с такой же неумолимым постоянством и регулярностью и с не менее разрушительными последствиями, смывая с должностей командиров, замполитов, командиров боевых частей на флоте и в вооруженных силах СССР случались приказы о ДМБ (Приказ Министра обороны СССР «Об увольнении в запас военнослужащих, выслуживших установленные сроки военной службы, и об очередном призыве граждан на действительную срочную военную службу в октябре- декабре 19…г.).
Вот и в бригаде эсминцев ТОФ ожидали очередную разрушительную штормовую волну, в смысле оглашения очередного приказ о ДМБ в газетах «Правда» и «Известия», и, заранее подсчитывая потери людские, служебные и материальные, пытались минимизировать ущерб.
Как то сложно я пишу, а речь -то всего идет о грандиозной пьянке которую по традиции устроят «годки» в день опубликования Приказа, ну естественно с издевательством над молодыми, с самоходами, драками, нанесению себе и другим, как минимум, физических увечий и т.д. и т.п. Конечно «годки» может и в определенной своей части невинны, аки младенцы, и не хотят и не любят употреблять алкоголь, и думаю, что это так и есть. НО ТРАДИЦИИ не оставляют им право выбора - они согласно традициям обязаны пить и гулять, - осуждать их у меня язык и перо не повернется, - ибо тогда я должен осудить традицию праздновать Новый год).
Комплекс мероприятий по минимизированию ущерба включал множество пунктов,- в основном по линии политических отделов, включая:
1. Нагнетания политико-организационной обстановки в соединении с запугиванием и обещанием всех видов и типов немыслимых кар для всех видов командиров и старшин команд,- если они допустят хоть единичного потребления алкоголя на корабле.
2. Поиск и изъятие алкоголя на кораблях из:
-рундуков и шкафчиков;
-кладовых и ЗИПовых;
-механизмов и пультов управления;
-цистерн и ёмкостей;
-огнетушителей и плафонов осветительных приборов;
-всего из чего состоит корабль.
Да и не забыть проверить не слили ли спиртовые смеси с компасов.
3. Проведение бесед с теми самыми «годками», которые будут собираются пить, то есть со всеми. И угрожать им всем ДМБ под «ёлочку», что конечно несбыточно, ибо если представить, что все «годки» сидят до нового года, то это другая серия фильмов об «ужасах военного городка».
4. Составление специальных графиков усиленных проверок и обеспечения по соединению и кораблям, где должно быть отражено участие почти 70% офицерского и мичманского состава.
5. …..
6. …….
Этот перечень можно продолжать очень долго, но мы остановимся ибо каждый служивший в ВС СССР всё это знает.
В такой обстановке командир одного из эсминцев, прошедший уже несколько штормовых волн Приказа о ДМБ и страдавший от них ну очень сильно, был так сказать опечален, грустен и невесело посмотрел на вошедшего в каюту молодого замполита: «Где графики, где планы партийно-политической работы? Где планы воспитательной работы? Где отчеты об индивидуальной работе с подчиненными? Где…..? И что вы предлагаете?», а сам думал о том, что угораздило любимую дочку родится в период выхода этих самых Приказов о ДМБ и он став командиром корабля уже несколько лет не участвует в днях рождения любимой дочки.
Молодой замполит не заглянув в еле удерживаемую в руках пачку графиков и отчетов начал доклад: «Товарищ командир! В день Х Вы перед обедом строите экипаж и мы зачитываем Приказ о ДМБ. Затем убываете на берег и с любимой дочкой празднуете её день рождения, затем …..» и чем дальше, он докладывал, тем больше командир утверждался во мнении, что на этот раз он одним строгим выговором не обойдется.
В то же время желание отпраздновать день рождения наилюбимейшей дочки было так сильно, а угрозы жены, что в случае его не прибытия домой она применит на долгий срок все меры женского страшного воздействия, заставили командир в знак согласия только кивнуть замполиту, так как если бы он сказал вслух «да», одобрив озвученные планы, то стал бы почти политическим преступником в глазах верх стоящих начальников и об этом лучше сейчас не задумываться.
Есть такой фильм «Подпольный обком действует» ,-про войну и коммунистическую партию, и это название стало и нарицательным, поэтому все дальнейшие действия Валерия Константиновича - молодого замполита проходили под эгидой «подпольный обком действует».
Самые «годки» из «годков» были приглашены замполитом на дальний край причала,- подальше от чужих ушей, и они о чем-то долго говорили, -временами размахивая руками, но расходились довольные. Подобные встречи повторялись по мере приближения даты опубликования Приказа.
И вот настал день Х.
Бригада замерла и действовала в ожидании ужаса, а на нашем эсминце готовились к празднику.
В 12.00 командир эсминца на предобеденном построении экипажа лично зачитал Приказ о ДМБ, поздравил лиц затронутых приказом и им же указал на необходимость готовить себе достойную смену и убыл праздновать день рождение любимой дочки и укреплять семью.
После вечерней поверки весь экипаж собрался в столовой личного состава, где на всех были накрыты праздничные столы,- обязательная для такого праздника жаренная картошка, жаренное мясо, салаты, компоты, чай, тортики и конфеты. За центральными столами восседали «годки», перед которыми помимо всего на столах стояли спецчайники, из которых они не спеша наливали себе в стаканы, взятые из офицерской кают-компании, чай-коньяк, компот-портвейн.
На импровизированную сцену вышел ведущий и объявил: «Торжественный концерт по случаю выхода Приказа о ДМБ для наших дембелей объявляется открытым».
С одной стороны было удивительно, что на корабле столько талантливых людей которые могут прекрасно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, читать стихи и монологи, показывать фокусы и акробатические этюды,
а с другой стороны «годки» даже не подозревали, что только для них готовится этот небольшой, но действительно очень добрый и человечный концерт и эмоции буквально захлестывали их. И вспомним, что армия и флот у нас была рабоче-крестьянская и для части этих парней, большинство которых из маленьких городков и далеких сёл, подобный праздник происходил может быть первый раз в жизни.
Пока шел концерт, подменили и дали хоть чуть-чуть поучаствовать в празднике всем стоящим на дежурстве и вахтах. Естественно на вахту в эту ночь были назначены, хоть и молодые, но подготовленные и ответственные матросы.
Из подготовленных подгодков были определены дежурные по подразделениям и по празднику, которые наблюдали за общим порядком и смотрели, чтоб никто радостно не выскочил на верхнюю палубу или наоборот не свалился в какой-нибудь трюм.
Через час в столовой команды остались «годки», далее те, которых они хотели видеть в этот вечер из команды корабля, баянист с гитаристом и так же скромно в углу продолжал сидеть замполит.
В час ночи в столовой команды остались за вновь пересервированным столом только «годки», музыканты, два непьющих дежурных по празднику и где-то в иллюминаторе замполита до утра горел свет.
Всё это время с вечера старпом каждые полчаса докладывал старшему на бригаде: «Покоечная поверка произведена. Нетчиков нет. Замечаний нет».
Когда замполит в 3 часа ночи заглянул в столовую, то застал довольную, переполненную праздником компанию, уже уставшую от еды, разговоров, портвейна с коньяком и желающую спать.
А в 4 утра везде было чисто, убрано и всем снились думаю добрые и светлые сны.
А в 7.30 утра бригада уже жила и дышала полной грудью:
- отправляли в комендатуру старших, чтоб забрать пойманных самоходчиков;
-оформлялись записки об аресте на гауптвахту;
-наводились справки о состоянии здоровья двух матросах, попавших в госпиталь;
- снимались побои у молодых матросов и начинались расследования;
- корабельные доктора и фельдшеры нашатырем и ведрами с марганцевым раствором приводили в чувства бесчувственных;
-старпомы и старшины команд пытались привести в чувства слишком чувственных и пытающихся продолжить гулянья;
-орали и обещали отправить в Сибирь офицеров и замполитов, что при службе на дальнем Востоке можно было прировнять к службе ближе к Москве;
- начальники считали шансы остаться служить на начальствующих должностях.
С 6.00 до 7.30 командование бригады 12 раз запросили о замечаниях за ночь у командования описываемого эсминца и каждый раз подозрения командования усиливались, - не случилось ли чего-то очень плохого, так как доклад был один и тот же: «За ночь замечаний нет».
Замполита корабля в конце-концов вызвали к начальнику политического отдела и долго пытали, что случилось раз ничего не случилось, но с утра зам был как скала и ничего от него не добились.
К обеду выяснилось, что на других корабельных соединениях замечаний, происшествий, предпосылок к преступлениям и травм было гораздо больше, чем в бригаде эсминцев и командованию бригады очень строгие кары на фоне других не грозят.
Начальник политотдела подобрел и захотел разобраться в пока непонятном чуде, - почему один корабль на соединении не принес ни одного замечания и опять вызвал к себе известного нам замполита.
30 минут разговора не приблизили начпо к раскрытию тайны и тогда он поклялся молодому заму, что никогда, ни при каких условиях, никому он не раскроет этот секрет и не применит эти знания против молодого офицера.
Зам подумал и сознался: «Возглавил».
Начпо слово сдержал и
даже содействовал карьерному росту офицера.
Все знают фразу: «Не можешь предотвратить пьянку - возглавь ее», но мало кто способен организовать пьянку так, чтоб получился праздник.
Я не люблю замполитов, как и любой флотский офицер, но перед Вами Валерий Константинович Кочул, снимаю шляпу (фуражку).
Песнь Записал Файзуллин Илькам Индусович
Свидетельство о публикации №221040202121