Непричёмыши

Эта история произошла в середине восьмидесятых. Фамилии и звания указывать не буду, а то обвинят в очернительстве органов.

В те годы, вражда между районами была обыденным делом, и только на танцплощадке в Парке культуры и отдыха было относительное перемирие. Драки иногда возникали, но в основном из-за девчонок. Или какой-нибудь пьяный ухарь провоцировал конфликт. Но у многих местных юношей был общий враг – курсанты вертолётного училища. Основанием для ненависти были девушки. Наверно многим хотелось стать женой офицера. Хорошая зарплата, жилплощадь, возможность службы в Москве или в Ленинграде, а может и в группах войск: Германия, Венгрия, Польша, Чехословакия. А это повышенная зарплата, радующие глаз магазины. Да и внешний вид курсантов привлекал внимание: стройные, подтянутые, опрятные и т.д. и т.п.

На курсантов, перемирие в парке не распространялось. Лишь один пример. На скамейке сидят девушка и курсант в форме. К ним подходит гражданский паренёк, и пальцем давит на козырёк фуражки. Фуражка падает на землю. Девушка начинает выговаривать гражданскому, а курсант поднимает фуражку, и отряхнув её, спрашивает:

- Ты зачем это сделал?
- А чтобы деваха увидела, с каким трусом она встречается! – ответил гражданский и заржал.

Курсант заметил стоящих поодаль приятелей гражданского, и оценив ситуацию тихо сказал девушке:

- Давай отсюда уйдём.
- А почему мы должны отсюда уходить? Где милиция? – крикнула она.
- Не надо, мы уходим. Погуляем в городе, - решительно сказал курсант, и девушка подчинилась.

Пассивность курсанта объяснялась просто. В драке он мог получить сотрясение мозга, а это повод быть комиссованным. Тем более с ним была девушка. Но когда курсанты шли без девушек, а гражданские начинали их задирать, происходила лаконичная драка. Курсанты наносили хлёсткие удары, оберегая свои головы. Когда гражданские убегали за подмогой, курсанты ретировались в училище. Им надо было привести себя в порядок.

Я дежурил в этом парку в составе ОКОД, и по опыту знал, что курсанты презирают и нас, и милицию. И давать показания для составления протокола не будут. Да и задерживать их может только патруль, если они не совершат преступление.

Во время одного из дежурств, ко мне подошла девушка и сказала:

- Послезавтра, в час дня, около фонтана будет драка между курсантами и местными.
- Откуда информация? – спросил я.
- Я встречаюсь с курсантом.
- Стенка на стенку?
- Да. Я боюсь, что местные придут с ножами и прутьями. А курсанты с голыми руками.
- К милиционерам обращалась?
- Да. Они засмеялись и сказали, что в час дня они ещё не работают.
- Всё верно, это патрульно-постовая служба. Ладно, попробую подсуетиться.

Не буду описывать в деталях, но в милиции я обратился к командиру роты ППС. Он послал меня к начальнику Горотдела. Тот меня внимательно выслушал и спросил:

- Информация достоверная?
- Не знаю.
- Даже при достоверной информации, я бы не смог отреагировать. В час дня у меня одни филины, а опера по своим делам разбегутся.
- Сил нашего ОКОДа не хватит, у нас всего двенадцать парней.
- А ты обратись в КГБ, - хитро улыбнулся начальник, - ведь речь идёт о возможных массовых беспорядках.

КГБ был в одном здании с Горотделом, и вскоре я сидел в кабинете начальника КГБ. Он меня внимательно выслушал и вкрадчиво спросил:

- Под какими лозунгами планируются массовые беспорядки?
- Наверно: «Бей курсантов!», - предположил я.
- Не наш случай, вот если бы они выкрикивали: «Долой КПСС!», мы бы вмешались. Да и информация недостоверная.
- А если драка произойдёт?
- Будут разбираться соответствующие органы, но не мы.
- И что мне делать?
- А ты обратись к начальнику вертолётного училища. Если курсантов покалечат – его по головке не погладят. Пусть он всех курсантов запрёт в казармах, и драка и не состоится.

К начальнику училища я прорвался с трудом. Но выслушав меня, он задумался, а потом сказал:

- Я могу их попридержать, но тогда драка состоится в другое время.
- Здесь надо местных напугать, это они воду мутят, - сказал я.
- Каким образом?
- Надо окружить поле брани. Курсантов в училище, а местных сфотографировать, и фотку каждого с письмом прокурору и в Горком КПСС. Горотдел получит пинок, и местных приведут на беседы. А опера умеют вправлять мозги.
- А ещё местных можно будет вывезти в Губинский карьер, пусть домой километров тридцать пешком топают. Через ноги хорошо доходит. А ты со своим ОКОДом постарайся попридержать стенки. Увещевай, пугай, чтобы мы успели парк оцепить.

Больше всего я боялся, что военные опоздают. Поэтому решил в одиночку встать между стенками и  заняться демагогией. Остальные ребята из ОКОДа прогуливались недалеко от фонтана. Курсанты были точны, и без четверти час собрались у фонтана. Человек пятнадцать, не более. Некоторые из них были в гражданке, что меня озадачило. А местные приходили группами по два – три человека. В их руках ничего не было, но у некоторых рукава курток выдавали твёрдый предмет, длиной сантиметров тридцать. Набралось их около тридцати человек.

Пока местные здоровались, я подошёл к курсантам.

- Я из ОКОДа, - представился я и показал удостоверение, - а своих в гражданском не попутаете?
- Парень, мы тут просто стоим, а ты иди куда шёл, - ответил парень в гражданке.
- Ладно, если они попрут на вас, я на вашей стороне. Запомните мой дивный профиль.
- А ты и спишь с комсомольским значком? – сострил кто-то, увидев его на лацкане моего пиджака.
- Когда девушка не приходит – приходится с ним, - ответил я, и под хохот курсантов подошёл к местным.

Лица были знакомыми, особенно вожаки: Серёга и Адельша. Серёга был тихушником, а вот Адельша любил выступать. К нему я и обратился:

- Повод для кулачного боя?
- Чтобы они наших девок не трогали, и в парк больше не приходили, - прогундосил Адельша с вызовом.
- А где им с девушками знакомиться? – спросил я.
- В своём военном городке, - ответил Адельша.
- Адельша, вот ты не логичен. В прошлый раз, когда тебя задержали за драку с курсантом, ты назвал его санитаром города. Почему? – спросил я.
- А они всех бл**ей из города вывозят! – заржал Адельша, а за ним вся толпа местных.
- Значит с курсантами встречаются только бл**и? – уточнил я.
- Да, - ухмыльнулся Адельша.
- Так вы им должны быть благодарны! Ведь эти бл**и могли стать вашими жёнами! – подытожил я.

Пауза длилась долго. Адельша думал, а его команда начала обсуждать мою мысль.

- Всем ша! – крикнул Адельша, - это курсанты делают их бл***ми! За это они сейчас и получат! Отойди, комсюк!
- Зря ты так. Нас активно фотографируют, и все ваши репы зафиксированы. В уголовке вас расколют как орехи, если будут телесные. Этих парней скоро в Афганистан отправят, там война идёт. А вы их здесь калечить собираетесь. Диверсией попахивает, - прорычал я и едва сдержался, чтобы не врезать Адельше в кадык. Короче, я и ОКОД будет драться на стороне курсантов. Но потом, все вы, в парк ни ногой! Будет хоть запах алкоголя, сдадим в вытрезвитель! Сопротивление при задержании – протокол и на пятнадцать суток. Вы узнаете, что такое террор!

Подойдя к курсантам я тихо сказал:

- Эти уроды невменяемые, и давно не получали по морде. Главные у них: вот тот татарин, его зовут Адельша, и крепыш с русыми волосами, его зовут Сергеем. Остальные массовка, но с арматуринами. Берегите головы, а мои друзья будут на вашей стороне. ОКОДовцы, ко мне! – крикнул я.

Ко мне подбежали семь человек.

- Двое фотографируют, а один побежал в милицию за помощью, - доложил Лёха.
- Отлично, всем надеть повязки «ОКОД» и познакомьтесь с курсантами, а я этих уродов пугану напоследок, - сказал я и с раскрытым удостоверением медленно пошёл к толпе местных.

Адельша внимательно наблюдал за мной, а кто-то из его команды выбросил на траву арматурину.

- Я из ОКОД, вот моё удостоверение, призываю вас разойтись по домам, - сказала я как можно твёрже. Фотоплёнка с вашими лицами уже в Горотделе. Участковые помогут опознать каждого из вас, и завтрашний день вы проведёте в ИВС, а там и до СИЗо недалеко. Это последнее предупреждение. Дружинники, которых вы видите рядом с курсантами, будут их защищать. Подумайте!

Совещание Адельши и Сергея прервали курсанты с автоматами. Они окружили местных, а курсантов погрузили в кузов машины и увезли. Ко мне подошёл майор и спросил:

- Что будем делать с этими?
- Как договорились: в карьер, фотографии, и это счастье – путь домой, - ответил я.
- Я с ними там побеседую, чтобы на курсантов не бросались, - улыбнулся майор и приказал: - этот сброд в кузов. Патроны получили?
- Так точно! – отрапортовал старлей.
- Сегодня будем стрелять по живым мишеням! – улыбнулся майор и подмигнул мне.

Комплекс мероприятий состоялся, местные задирали курсантов только вербально, и то за спиной. Наверно сыграл фактор похорон вертолётчиков, которых хоронили в цинковых гробах. Много местных ребят учились в вертолётном. Да и многие парни ходили с наградами, они наверно и рассказывали о подвигах выпускников СВВАУЛ - Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков.

Начальник училища поблагодарил меня по телефону:

- Хочешь с парашютом прыгнуть?
- Да, - ответил я.
- Сколько весишь?
- Сто один килограмм.
- Многовато! Похудеешь до девяносто, прыгнем вместе! Спасибо тебе за пацанов, я тут одного отчислял по здоровью, так он плакал.

После этой истории я потерял уважение и к МВД, и к КГБ. А когда развалили СССР, я не удивился. С такими «госбезопасниками» - этого и следовало ожидать…


Рецензии