Прощай наш друг - Роман

                Прощай наш друг - Роман

28 марта 2021 года перестало биться сердце замечательного человека и музыканта, концертмейстера группы труб Башкирского симфонического оркестра, засл. арт. Башкирской АР, Романа Максовича Рафальсона.
Большая потеря для меня, для его друзей и для всех, кто его знал.
Мы служили с ним вместе в оркестре штаба ПрикВО (Львов), после службы долгие годы поддерживали близкие, дружеские отношения.
И все это время он обещал приехать ко мне в гости, в Израиль, где у него и кроме меня много друзей - по городу Черновцам, Тернопольскому музыкальному училищу и по службе в армии.
После окончания Уфимского института искусств Роман многие годы работал солистом Башкирского симфонического оркестра, оркестра театра оперы и балета, по совместительству занимался преподавательской деятельностью в академии искусств и в музыкальном училище.
Он присылал мне записи симфонического оркестра, где я с радостью узнавал звук его трубы - трубы моего друга Ромы Рафальсона.
Писал об успехах своих учеников.
И вот... Его нет!
Мой друг - Рома Рафальсон

Все началось в начале 70-годов, а именно в оркестре штаба ПРИКВО, где мы с Романом проходили срочную службу и подружились. Потом пути наши разошлись. Я знал по рассказам друзей из Черновцов, что он поступил учиться в Уфу, там женился и продолжил свою творческую деятельность.
Через 40 лет мы наконец нашли друг друга. Это был 2010 год, и все благодаря соцсетям. А именно, «ВКонтакте» вдруг Роман прислал мне приглашение.
Сказать, что я был рад этому, ничего не сказать. Впрочем, читаем...

                Фрагменты писем

Борис привет. Очень рад, что ты откликнулся на мой запрос. Рад твоим успехам в области педагогики, исполнительской деятельности и вообще...
Среди твоих фото увидел много знакомых. Ивана Оленчика, мы учились в одном музыкальном училище гор. Тернополя.
Саша Ройзман, земляк по Черновцам. Григорий Зельманович Ройтфарб консультировал моего сына в Казани.
Среди фоток нашел себя с тобой, это 1972 год, оркестр Прикво (Львов).
На фото: «дембель» Романа, 1972 год, Львов.

Мирон Лыба, Витя Троцкий, Миша Хейбудин, Володя Шоколов. На фото: Рому Рафальсона првожаем на «Дембел» - Львов, 1372 год.
Помню прекрасных дирижёров оркестра и добрых людей, Анатолия Мухамеджана и Анатолия Сафатинова. Вечно кричавшего начальника службы М.Н. Кравченко. Хотя, на меня, а я был, если помнишь ещё и библиотекарем, как-то меньше.
Какие мы были молодые, просто удивляюсь ведь прошло столько лет, а из памяти это не вычеркнешь!
С 74 года и по сей день живу в Башкирии, в Уфе, так распорядилась судьба, всех разбросала-кого куда.
В 74 году поступил в Башкирский институт искусств. После окончания, все годы играл в разных оркестрах Уфы - был концертмейстером группы труб симфонического оркестра филармонии, оркестре театра оперы и балета, преподавал в академии искусств, музыкальном училище и, ещё играл и играю в муниципальном духовом оркестре.
***
Прочитал твой очерк о нашем друге Натане Бирмане.
Боря, прекрасный очерк.
Хочу спросить поддерживаешь ли ты связь с ним, и с Мишей Хейбудиным. Видел его с тобой на фото, большой ему привет. Они с Натаном Бирманом, Володей Шоколовым очень меня поддерживали во время службы в оркестре, и я им за это очень благодарен.
Пока однополчанин – Роман.
А Женя Меловидов, вот это да, он тоже в Израиле? Надо связаться. Вот сколько вас там, молодцы!!!!!
***
Года бегут быстро. Я всю свою творческую жизнь занимался исполнительством в разных оркестрах. Но у духовика век короткий 25 лет и на пенсию. В 1996 году я вышел на пенсию, но ненаигравшись продолжал работать.
С возрастом играть стало сложнее, и я занялся педагогической деятельностью в музыкальном училище и в академии искусств. Но играть не бросил. Работаю еще в муниципальном духовом оркестре.
Месяц спустя
Пенсия
Сейчас не представляю, как я мог работать одновременно в трех оркестрах и в двух учебных заведениях, уходя утром и приходил домой поздним вечером и это длилось годами. А сейчас кайф — это надо почувствовать, свободу от учеников и дирижеров. Сейчас много гуляю, а иногда сажусь в машину и еду к младшему сыну в Екатеринбург через Уральский хребет-красота! Особенно осенью, когда горные леса в разноцветье сливаются с небом. Вот так живу отдыхаючи. Сочувствую - тебе еще столько работать, до 67, но я думаю, что ты это дело любишь и пусть она тебе будет в радость и удовольствие.
***
Боря рад, что ты на связи с моим близким другом, Володей Тарасовым.
С ним я учился в музыкальном училище, много играли вместе.

Потом служили в одном оркестре, были хорошими друзьями. Бывал у него в Макеевке, Донецке. Потом я уехал на Урал, и мы потерялись. Спасибо еще раз за содействие в поиске друзей, надеюсь и они меня найдут.
+++
(По словам Владимира Подольчука, доцента Национальной музыкальной академии Украины, преподаватель Романа в Тернопольской музыкальном училище, известный украинский педагог по классу трубы, Мирон Михайлович Старовецкий всегда гордился своим выпускником и ставил его в пример своим ученикам- прим. автора).

 
На фото: с женой Фаридой.
Привет Борис!!! Большое спасибо за приветы от наших общих друзей и твои рассказы. Они заставляют многое вспоминать и снова радоваться жизни. Это дорогие для меня люди, с которыми долгие годы не виделся и не общался.
Недавно умерла моя супруга Фарида, с которой мы прожили 37 лет, и я остался один.
                КАК ЖАЛЬ, ЧТО ПАМЯТЬ
                НЕ УБИТЬ.
                ОНА ОДНА НАМ ЖИЗНЬ КАЛЕЧИТ.
                КАК БОЛЬНО ПОМНИТЬ ВСЁ И ЖИТЬ.
                С НЕЛЕПОЙ ФРАЗОЙ «ВРЕМЯ ЛЕЧИТ»

Мы вместе вырастили двух сыновей, старший Леонид, живет в Москве, работает в Большом театре в основном оркестре- бас тромбонистом, а Михаил младший, живет в Екатеринбурге, тоже работает в театре оперы и балета - солистом балета. Я коротаю время в воспоминаниях о ней.

На фото: Дети – Михаил и Леонид





Всех вас друзей помню и дорожу тогдашней нашей дружбой.

 
На Фото: Внучки

2019
Спрашиваешь о здоровье?!
Здоровье желает быть лучше, но держимся ведь годы мои подходят к критической отметке. Как говорится все мы начинаем болеть одной болезнью, которая называется "СТАРОСТЬ". Читаю твои очерки...
***
7 января 2021
С Новым годом Борис! Здоровья и удачи во всем!
И все...
Это было последнее послание Романа и я, как-то не заметил, что наступила пауза...
Пауза, которая называется «фермата» без разрешения.
Светлая тебе память, мой дорогой друг!


Рецензии