Самоубийство по-вампиловски
Конечно, филологические барышни здесь прежде всего начинают рассуждать о том, как лишнечеловечкеско-вампиловское гениально дополнило лермонтовско-печеринское, расцветило его красками 70-х прошлого века. Да, гениально. Да, главный герой неприятен, раздражает, неудобен окружающим, бунтарь, человек с огромным нереализованным потенциалом, разбрасывающим его на разборки с женой и любовницами и конфликты с мещанским и низко-предательским в более слабых друзьях... Ну, об этом можно и почитать у Вампилова, и посмотреть в шикарной телепостановке "Отпуск в сентябре" с Далем.
На мой взгляд, Зилов Даля - не идеален. Даль слишком не герой любовного романа, чтоб женщины на него вешались. Вот сыграл бы Зилова сильный и сангвинистически то нервно-порывистый, то расслабленно-вальяжный Марлон Брандо - я б поверила. В таких манипуляторов женщины влюбляются без ума. Не во внешность Даля и его аристократическую тонко-ранимость - никак.
Поэтому от Зилова "Ангажемента" я подкорочно ждала мужской манкости-вамповости. И первое, что моя дамская подсозналка отметила в Денисе Юдине (а вот снова завидуйте - я пару лет назад сходила на пару спектаклей театра, до этого очень долго не была, поэтому почти всех актеров открываю для себя как в первый раз) - большие мужские руки, с огромными ладонями. Уже что-то. Потом приложились голливудский оскал и манеры завзятого ловеласа (Далю они не шли), плюс пластичное сильное тело. В-общем, почти Брандо, за исключением... ну, сами понимаете... это ж Юдин - у него шарм свой. И помню ещё по спектаклю "Вино любви", как меня тогда поразило, насколько он, видимо, работая в связке с Окуневым, смог присвоить себе многие жесты нашего гениального - вот этот утренне-телефонный Зилов с будуна, окутывающий себя массажно-восстанавливающими кругами рук - идеальная копия окуневско-страдальческого))) это не плохо, это очень трогательно - суметь перенять манеру мастера.
С удовольствием отметила для себя (во второй раз после просмотренного премьерно онлайн "Самого неизвестного солдата"), что все ангажементовские актеры держат роль постоянно, и нет такого, чтобы кто-то был на порядок ниже. Труппа великолепна. Но выделить в силу ролевой яркости, попадания в роль все таки некоторых хочется.
Это, само собой, пантера - Юлия Шек в роли Веры. Она очень убедительно сыграла боль-горечь одинокой нелюбимой женщины, её браваду, более откровенно и пластично, чем героиня фильма с Далем, и более осязаемо. Вот прямо шкурно хотелось сбросить вместе с ней эти обреченность и боль...
Ну и поразившая меня своей разностью в "Вине любви" и "Музыке ночью" Екатерина Зорина (здесь - роль хабалочки Валерии - моего внутреннего эквивалента поведения бой-бабы с северов, да простят меня интеллигентные северяне). Сцена с избиением мужа - несчастного Саяпина от Дениса Рекало красной сумкой и окунания его в воду разбавила общий напряженный тон спектакля. Ну и вечно любимый мною Шлямин с его латинос в клешах был не менее бесподобен.
Меня поразило в очередной раз, как замечательно задействованы в спектаклях "Ангажемента" все сценографические детали. Их всегда немного, и всегда они использованы и трансформированы по максимуму. Как играет болотная осока, вставленная парой веток в букеты на столах. Как Зилов всё ниже и ниже проваливается в болото, больше и больше в нем зависает - на бессмысленной тинно-болотной работе (великолепна сцена перекладывания бумажек!). Как высокий длинный стол становится то крышкой гроба для трупа- Зилова, то бруствером, из-за которого он стреляет в зрителя.
И эти жуткие сцены "застрява" времени, когда герои застывают в сиюминутных позах, а между ними двигается Зилов.
И все эти страшненькие уточки - их расстрел, и манок-телефонный звонок, раздающийся - от Бога и ангела-хранителя - чтобы не дать совершить герою акт самоубийства.
И трогательный мальчик-ангелок, и очень впечатляющая картина леса с его звуками на фоне, и самая мощная метафора - когда в конце, как и в начале Зилов надевает охотничий "прикид", отбросив ружье, идет странником по топкому и опасному болоту бытия, рискуя утонуть каждую минуту. Подобно друзьям, в болоте мещанства и измен дружбе и брачным обязательствам. Подобно женщинам, ради желания быть во что бы то ни стало с любимым забывающим о своих достоинстве и чести... Хоть герой и признается, что на природе почти так же хорошо, как в церкви, но идет по болоту вседозволенности - безбожного мира... печеринско-врубелевская демоническая мощь не дает ему покоя... желание судить грехи и слабости - причины одиночества и покинутости всеми и вся... не достучаться до такого вечного болотного странника, он силен, но одинок, опустошен и несчастен... как же жаль всех этих нынешних нереализованных красавцев, пандемийно спасающихся, хватаясь за сильные юбки, вытаскивающих себя за волосы из болота, подобно Мюнхгаузену, но погрязающих снова и снова в бухле и разврате... а потому что - демоны, надеются только на себя, вместо того чтоб простить грехи других да помогать им, вернуть любимую женщину - одну, до конца века недолгого, да ходить с ней по ярким солнечным полянам жизни... ай да ну их всех...
Когда мы выходили из зрительного зала, я по привычке напевала музыку спектакля и обнаружила, что мелодия ужжасно похожа на лирическую песенку из "Одиноким предоставляется общежитие", а дочь указала на "шагающий" ритм из "Кин-дза-дзы", местами возникающем в "Охоте". Да, музыка в спектакле - своевременная, киношно-иллюстративная, классически-выразительная.
А ещё во всем были какие-то трогательные наив и простота, что-то очень теплое и человеческое, несмотря на страшненькость. Ну, я ещё прислушаюсь к ноте "Ангажемента", поймаю его волну...
Оленька Трофимова поделилась со мной утром в "Русской неделе" , что смотрела предпремьерный показ - тема страшная, но актеры великолепно играют. Орел в антракте сказал, что прекрасно сделано. Спросила: - Что? Болото-сценография? - Нет, все! - И очень эмоционально реагировал на актерскую игру. Моя дочь как режиссер отметила, что было много зависаний (ну, это только премьера, ещё наладится темпоритм!), но по её лицу я видела, что ребенок доволен. Спектакль сильный.
...Может, и в этот театр меня на предпремьеру когда-нибудь будут приглашать... хотя таки сама премьера милее - когда зал заполнен, актеры играют совсем по-другому, нежели на нескольких избранных...
Теперь хочу сходить на "Носферату". Ну, ещё столько всего надо посмотреть - смотреть-не пересмотреть...
Свидетельство о публикации №221040200400