Прикосновение о Новеченто ТБДТ

Поехали мы на источник с одной прекрасной художницей, и она мне призналась «Если я сижу в театре и не заснула, то, значит, спектакль прекрасный!» Вот и я в конце труднючей недели – в пятницу вечером пошла на спектакль «Новеченто» в ТБДТ. В малый зал. По сути, спектакль одного актера, моно-постановка. И было страшновато, что ведь засну – так устала. А не заснула. Блистательный Сергей Осинцев все полтора часа продержал меня в напряжении и соучастии-сопереживании событиям. А под такой его голос попробуй-усни. Взбодрит и при смерти. И поклон ему за это. Как и трем его пантомимическим сотоварищам.
Само собой, я накануне пересмотрела фильм «Легенда о пианисте» с Тимом Ротом. Помню, с каким восхищением смотрела годы назад. Нынче показался слишком клюквенным и затянутым. Повзрослела, или жестче стала – кто знает. Музыка Эннио Морриконе, тем не менее, потрясающая, особенно регтайм. Мне кажется, в этом фильме Морикконе превзошел себя. Одноименную книгу Алессандро Барикко не читала, простите. Может, когда дойдут руки. Надеюсь.
В спектакле в ТБДТ было несколько монологов, которых не было в фильме и нет эпизода с девушкой, о ней только упоминается при попытке Новеченто сойти на землю. Не обеднели без девушки. О сценических находках спектакля – тасующихся функционально ящиках-мостках (ах, как молодые шикарно запрыгивают на эти двухметровые столбики! А падающий вместе с ящиком Илюшкин повергает в материнский трепет – «поберегите мальчика!!!» Помню, я так сопереживала в последний раз актерам Виктюка в «Саломее», с разбегу-прыжка падающим на колени), наклоненной мачте с раздувающимися парусами, рассеянном лучиками солнца или собирающимся в широкие лучи прожекторов свете, думаю, все критики уже тысячу раз написали. Как и о прекрасной динамичности постановки. Особый шик – когда Гутманис, Илюшкин и Цивинский двигались под музыку-рисовали своими телами её во время соревнования пианистов. Ну и все их многочисленные эквилибры, пластика рук во время «немого» рассказа параллельно с речью Осинцева… Мимически особенно выразителен был милейший Цивинский, пластически – все трое на высоте настолько, что моя подруга после спектакля спросила «а мальчики точно тюменские? Не приглашенные из других городов?». Нет, мальчики тюменские, актеры в составе труппы. Гордость за них распирает… Надо подруге посоветовать насладиться пластикой наших актеров в «Только для женщин» – она будет ещё более поражена…
Хороши и сдержанные классические костюмы актеров – из американских 20-40-х, кепи и шляпы, свободные «верблюжьи» пальто и дивные жилеты, подтяжки и яркие пятна – свободно висящий кирпичный галстук-бабочка в перекличке с туфлями, шарфом и чемоданом… мягкие, свободные и струящиеся формы, не то что тумбочки современных мужских гардеробов. И зеркало с витыми ножками и затуманенным стеклом, и…ну да что там детали и антураж. Хотя из них, немногочисленных примет времени и места, складывается атмосфера. Но царят в спектакле таки музыка и голос рассказчика. Музыка здесь – от символа духа Вахтанговского театра минималиста Фаустаса Латенаса, и регтайм – самое виртуозное в 4 руки из финала соревнований – конгениален регтайму Морикконе. 
Осинцев – то смущенный, то растерянный, то яростный Тим Туни, то сам Новеченто – светлый, наивный, мудрый, то его франтоватый соперник, придумавший джаз… я не заметила ни фальши, ни «переиграл», ни «недоиграл». Очень органичен в ролях. Замечательно преображается. Абсолютно не мельтешит (чем грешат неуверенные в себе актеры – излишней суетливостью). Класс.
Честно говоря, я смотрю и фильм, и спектакль, чтобы… учиться святости. Потому что образ Новеченто, его путь – это типичный образ человека, достигающего к концу жизни непривязанности и высот духа (писал автор образ явно с католических святых, вот не удивлюсь, если с Франциска Асизсского). Помните этот его в конце монолог про то, как он освободился от всех чувств и эмоций? А о том, почему он не сошел на берег? Это позиция святого: весь мир – в тебе, и не нужно его познавать (он уже познан на уровне медитаций, из прошлого опыта – как угодно), и нет проблемы выбора, ибо выбор этим душам шепчет на ухо сам Бог, они уже знают о своем предназначении. Новеченто играл божественную музыку – и это его вселенная, как величайшего гандхарва всех времен и народов, отработавшего здесь остатки своих земных долгов… как-то так… уж не обессудьте, господа, что я это так вижу, но годы духовной практики не позволяют видеть по-другому))))) я вляпалась в святых и святость по самое нехочу))) чего и вам желаю. Придете на «Новеченто» – прикоснетесь. Отвечаю.


Рецензии