Михаил Наумов - солист оперы

Этот молодой и красивый мужчина воспринимается мной как удивительно цельный и гармоничный человек.
Я не раз убеждалась в том, что люди, рано познавшие труд, знающие цену свежеиспеченному хлебу, всегда достигают жизненных успехов, независимо от того каким делом они занимаются.

Михаил родился и вырос в деревне Ивановка, Порецкого района Чувашии. В его семье не поощрялась лень и изнеженность. Родители работали сами и сына приучили к труду - легко могу представить Михаила, шагающим по цветущему лугу, уверенно взмахивающего косой, когда после каждого взмаха за ним остаются ровно скошенные ряды ароматной травы.

Любовь к музыке в Мише проснулась в раннем детстве. Он освоил игру на баяне, пел песни на школьных праздниках, участвовал в клубной художественной самодеятельности.

Когда пришло время выбирать будущую профессию, то родители мечтали увидеть своего сына учащимся в Горьковской школе милиции, однако, после недолгих колебаний, Михаил выбрал иной, свой путь: любовь к музыке победила благоразумие.
Он поступил в Чебоксарское музыкальное училище, которое успешно закончил в 2000 году. И в том же году был принят в Нижегородскую консерваторию им. Глинки на вокальное отделение. (класс проф. А.И. Седова и А.А. Сакулина).
Учеба Михаилу давалась легко. На выпускных экзаменах он предстал перед комиссией вполне подготовленным ведущим солистом оперы.

Получив приглашение сразу от нескольких театров, Михаил остановил свой выбор на нашем Нижегородском оперном.

Этот выбор не был случайным, его устраивал богатый репертуар театра и хорошо знакомый творческий коллектив. А это два очень важных и приятных обстоятельства.
С приходом в театр, Михаил с головой погрузился в работу, недостатка в которой у него не было. Он обладает прекрасным центральным басом полного диапазона и удивительно красивого теплого тембра. Зрители сразу же заметили молодого артиста. Его яркая сценическая внешность, умение создать выразительный образ своего героя, приковывали к нему внимание всего зрительного зала.
Михаил – человек, способный на творческий подвиг.

Шел 2007 год. Это был трагический год для театра. Один за другим уходили из жизни ведущие солисты. Театральный город замер в ожидании и раздумьях о том, что же будет с основным оперным репертуаром театра… казалось, что отныне некому будет исполнять ведущие партии.

В такой критический для творческого коллектива момент проявился мужественный характер Михаила Наумова… Он принял предложение художественного руководства театра за короткий срок подготовить и спеть партию Бориса Годунова в одноименной опере М. Мусоргского.

Эта партия обычно доверяется только опытным солистам, потому что она слишком сложна как в вокальном, так и в драматургическом отношении. Изучение и подготовка этой роли, требует много времени, опыта и мастерства…всего этого у Михаила еще не было. Главное, у него было очень мало времени. Ему едва исполнилось 30 лет, и в театре он проработал всего 2 года.

И тем не менее, получив клавир в апреле, в октябре Михаил исполнил сложнейшую партию мирового репертуара. Партию Бориса Годунова.
 
Человеку, далекому от проблем, которые приходиться решать вокалисту при подготовке сложной партии мирового репертуара, трудно понять, что чувствует артист перед выходом на сцену. Не случайно же, первое исполнение гордо называют ПРЕМЬЕРОЙ. Как шел к этой самой ответственной в своей жизни премьере Михаил известно только ему самому. Сколько ночей он не спал, никому не известно. Только в точно назначенный срок, не допустив никаких переносов спектакля, что, собственно, могло быть понято, Михаил вышел на сцену в партии Бориса Годунова. Он был молод и строен, костюм с «чужого плеча» был ему несколько великоват, но все это, казалось, не имело значения. На сцену вышел Борис. Борис мятущийся и взволнованный предстоящим царствованием на Руси Великой. И не сразу можно было понять, где у Наумова начинается игра, а где кончается его искреннее человеческое и актерское волнение.

Я никогда не смогу забыть смущенное лицо Михаила, когда он понял, что справился, допел спектакль, «взял неприподъемный вес». На поклонах его лицо озаряла счастливая мальчишеская улыбка. Его поздравлял весь коллектив театра. Казалось, что не было человека, который бы не волновался за молодого певца и не желал ему успеха. В одно великое чувство слилась радость за Михаила и радость за театр: стало ясно – есть певец, который даст возможность театру сохранить репертуар. А угроза потери репертуара была вполне реальной. Это понимали мы, это понимал и театральный город.

Партия Бориса и сегодня остается любимой партией Михаила. Он продолжает работать над ней, искать новые смыслы, пробовать новые краски…
Сегодня Михаил Наумов стал признанным Мастером, но октябрь 2007 года навсегда остался в его памяти, потому что именно в этом октябре он одержал победу над самим собой.

Количество, спетых им партий, поражает своим разнообразием. Он спел все ведущие партии басового репертуара. В его активном багаже Иван Сусанин из одноименной оперы М.И. Глинки, в опере А. Бородина «Князь Игорь» он спел партии Хана Кончака и Галицкого, в опере «Мазепа» П. Чайковского поет партию Кочубея. Хорош он и в партии Гремина из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского.   Он стал Лауреатом ряда престижных Российских и Международных конкурсов. Его гастрольная афиша богата и разнообразна.

Особое место в творческой жизни Михаила занимает концертная деятельность.
Зрители любят выступления артиста и охотно приходят на его концерты.
Михаил предан своему делу, своему зрителю…
Он верный рыцарь музыкального искусства. 


Рецензии