Без срока давности Статья о муниципальном этапе Вс

Без срока давности…
               Подведены итоги муниципального этапа Всероссийского конкурса  сочинений «Без срока давности», в котором принимали участие школьники 5-11 классов  Таймырского Долгано-Ненецкого района.  Традиционно конкурс проводится под эгидой Президента Российской Федерации В.В. Путина. 
               Победителями  и призерами в возрастной группе 5-7 классов стали: 1 место -  Попова Ирина (Дудинская гимназия, учитель - Барабанова В.В.); 2 место - Усова Дарья (Дудинская СШ № 7, педагог Куликова Г.А.); 3 место - Нечепоренко Анна (Дудинская СШ № 7, учитель Куликова Г.А.). В группе учащихся 8-9 классов места определены так: 1 место – Кирьянов Георгий (Хатангская СШ № 1, учитель Власова В.Г.). Вторые  места заняли Москвин Дмитрий (Дудинская СШ № 4, подготовила его Кузьбожева Н.П.) и Бородина Алиса  (Дудинская гимназия, учитель Федорова В. О.). С равным количеством баллов третье место было присуждено Прониной Дарье (Дудинская СШ № 4, Кузьбожева Н.П.), Гулиной Анастасии (Дудинская гимназия, Романюк В.К.), Киселевой Алине (Дудинская СШ № 7, Куликова Г.А.). В третьей возрастной группе среди учащихся 10-11 классов победили Савко Алена (Караульская СШИ, учитель  Рудакова А.В.) и Бетту Анна (Хетская СШ, Федосеева Н.А.)
               Члены жюри отмечают искренность и глубокое уважение к тем, о ком были написаны строки сочинений, посвященных ПАМЯТИ Ветеранам Великой Отечественной Войны, труженикам тыла, людям трудной судьбы, отстоявшим наше Отечество.
               Девятиклассник Кирьянов Георгий (победитель конкурса) пишет: « Я   прочитал сохранившиеся строчки о  своей землячке, прошедшей  всю Великую Отечественную   войну,  с первого дня до последнего. Оказывается, в школьном музее сохранились экспонаты, касающиеся жизни этой удивительной женщины. Из строчек ее воспоминаний складывается образ сильной и смелой женщины.
               Известие о войне  она  услышала  по дороге  в отпуск. Тогда же она,  восемнадцатилетняя девчонка,  была направлена в  подвижной  хирургический госпиталь №100. … от начала войны до Победы проработала старшей операционной сестрой.
…Говорят, у войны не женское лицо. Но я думаю, что у войны вообще нет лица, есть чудовищное зарево, поглощавшее человеческие судьбы, разорявшее города и села. В это жестокое время каждый делал для Победы все, что мог, вносил свой вклад, но всегда он был на грани человеческих возможностей. Так ковалась Победа. Сейчас, когда любителей переписать страницы истории становится все больше, важно сохранить правду войны. Она складывается из истории каждого ее участника, каждого защитника нашей Родины. Поэтому значимость каждой судьбы не имеет срока давности. Я рад, что хожу по тем же улицам, что и Евгения Алексеевна, смотрю на ту же реку, на то же небо. Мирное небо. Низкий поклон за это ей и всем, завоевавшим Победу!»
   Действительно, сегодня, когда некоторые живут по закону «двойной оптики», стараясь извратить исторические события и стереть память о Великой войне с фашизмом,
важно не только знать истину, но сохранить ее в немеркнущей памяти, в сердце каждого гражданина страны.
              Москвин Дмитрий   убежден: «Мы будем помнить вечно…» - именно такое название носит его сочинение. Он пишет: «В нашей семье хранится скорбная память о девяти воинах, защищавших страну от фашистов. Сведения о своём брате, партизане Бунякове Александре Борисовиче, моя бабушка, Александра Борисовна, нашла только в 2013 году, а лейтенант Буняков Кузьма Корнеевич до сих пор числится без вести пропавшим. Вернулись домой  с войны только четверо наших родственников. О каждом из них можно написать книгу. Это были люди с трудной, но героической судьбой – их имена занесены в Книгу Славы Брянской области и выбиты на граните мемориалов в разных городах. К сожалению, никого из них уже не осталось в живых… Склоняю голову у Вечного огня, Весеннею листвой шумят березы. На всех фронтах дралась моя родня,
На похоронках –  выплаканы слезы».
               Гулкое эхо той войны всегда будет раздаваться в наших сердцах – иначе они перестанут стучать. Человек гибнет, если не помнит своих предков, не знает своих корней.
               Письмо прадедушке Ване – тоска по тем, кого нет с нами. Его написала Пронина Дарья. «Вот и сейчас я перелистываю семейный альбом, внимательно вглядываюсь в сохранившуюся фотографию – открытое, доброе и вместе с тем строгое лицо. На меня смотрят твои молодые глаза и как будто говорят: «Не предай то, за что я воевал». Никогда, обещаю тебе, никогда я не забуду твой подвиг! Мой дорогой прадедушка Ваня! В моей памяти ты останешься навсегда! Я расскажу о тебе моим будущим детям и внукам. Они, как и мы, должны знать, кому обязаны жизнью. Теперь это мой долг! Твоя правнучка Даша».
             «Память сердца» - так назвала свою работу  Ушаровская Алина. «Давно закончилась война, отгремели залпы орудий. Вернулся старший сын Хамит. Такой же весельчак и балагур, совсем не изменился, только виски поседели. Мать светилась от счастья. Через несколько месяцев в окошко постучала дочь Мария. Совсем взрослая стала, почти не улыбалась, и глаза грустные. Опиралась на палочку: тяжёлое ранение в ногу. Мать была счастлива, ведь её девочка выжила. Вот только младшенького всё нет. Но  она  продолжала надеяться.… Хоть и помнила наизусть эти страшные слова:  «…ваш сын, сержант Хасаншин Габдулла, пропал без вести...», всё равно  ждала и думала: «Но не погиб же, значит, вернётся, должен вернуться».
            …Я благодарна им за мирное небо, за то, что я свободный человек, обещаю, что я и мои сверстники никогда не предадим  память о вас. Мы будем защищать свою родину, когда это будет нужно, и вам не будет за нас стыдно.Война… Страшное, как сама смерть, слово. Сколько горя принесла она в семьи, сколько судеб искалечила. Нельзя  забывать о той войне, нельзя забывать прошлое, забыть, значит предать тех, кто не щадил своей жизни, ради нашего будущего!»
                Бородина Алиса, вспоминая прадеда, пишет: «Мой прадед, Уливанов Андрей Матвеевич, - ровесник прошлого века. Он родился под Оренбургом в 1900 году и был свидетелем и участником событий, происходивших в XX веке: Великая Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, Великая Отечественная война. В Гражданскую войну прадед служил в кавалерийском полку на Урале и в Сибири, а позже был Дальний Восток. После окончания службы, в 1935 году, сестра Клавдия позвала его переехать в тёплую, солнечную Киргизию в город Ош. В Киргизии родился третий сын Андрея Матвеевича, мой дед, отец моей мамы. Но счастливая, мирная жизнь длилась недолго. Оттуда же, из города Ош, в сентябре 1941 года мой прадед ушёл на фронт.
               Война и ранение не сломили моего прадеда, он был веселым и лихим дедом, ценил свою семью и друзей и очень любил жизнь. На парад в День Победы он надевал медали, полученные во время войны ("За отвагу", "За боевые заслуги", знак "Отличный артиллерист") и после ("За победу над Германией", "20 лет Победы", "30 лет Победы", "За доблестный труд"). Мой прадед прожил долгую достойную жизнь. Для нашей семьи и для Родины он навсегда остался героем. Мы помним! Мы гордимся!
Если время придет, когда грянет набат,
                Как всегда на Руси встанут вои.
И не только Россию, весь мир защитят,
                Зачерпнув из могил ярость боя».
             Римкус Родион запомнил рассказ бабушки, которая поведала  историю своего отца, Ерёмина Михаила Степановича (моего деда): «Отец часто вспоминал те тяжелые годы, которые ему пришлось пережить без старшего брата Николая Степановича. Когда отец поступил в училище, началась Великая Отечественная война. На тот момент мой дядя Николай Степанович уже служил, но выжить ему в бою не удалось. Фашисты расстреляли его из пулемёта. Тогда отец бросил учёбу и отправился на войну. Не верилось ему,  осознавал он, что теперь он единственный защитник своей семьи, т.к. отца у него не было, а теперь и брата. Наверно, желание отомстить за родного человека спасло ему жизнь тогда. Михаил Степанович дошёл до Берлина и с победой вернулся домой, в родной посёлок Катырык Таймырского Долгано-Ненецкого района. Женился, с мамой у них было трое детей: я, сестра Мария и брат Коля. Именно в честь брата Николая он и назвал единственного сына».
            Правнуки гордятся своими предками – это чувство является стержнем всей семьи, оберегом от всяческого ненастья.
            Савко Алена знакомит нас с дневниковыми записями прабабушки - Ефимовой (Шмидт) Марии Петровны, сделанные уже после всех страшных событий, произошедших с её семьёй. Дневник попал мне в руки совершенно случайно. К сожалению, я не  помню свою прабабушку, мне было всего 2 года, когда её не стало. Но в семье бережно хранится память о ней.
           За материнский подвиг, достойное воспитание детей прабабушка  была награждена орденом «Материнская слава», медалями «Медаль материнства» I и II степени. За добросовестный труд моя прабабушка Мария Петровна была награждена медалью «Ветеран труда», юбилейными медалями за личный вклад  на трудовом фронте во время Великой Отечественной войны.
            Когда я думаю обо всех несправедливых репрессиях, то с трудом  представляю, как можно было перенести весь тот ужас, который пришёлся на долю ни в чём неповинных людей. И одновременно  горжусь тем, что у меня была такая сильная духом прабабушка!» 
            Бетту Анна, склоняет голову перед мемориальной доской памяти участникам Великой Отечественной войны, установленной  в центре поселка Хета. «В списке есть последняя запись: «Чуприн Константин Иванович, 1920 г.р., служил в действующей армии 92-й Краснознаменной отдельной стрелковой бригады морской пехоты. Снайпер. Участвовал в обороне Сталинграда, был ранен, вернулся домой». На его лице остались следы от выстрела немецкого снайпера, на теле - шрамы от ранений… Он, как и все солдаты Отечественной, не любил рассказывать о войне. Награжден орденами Красной Звезды и Красного знамени - первым советским  орденом, учреждённым  для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества.  Сейчас, по прошествии десятилетий, всё отчетливее осознаётся масштаб подвига, совершенного нашим народом».
          Пронина Дарья пишет: «Здравствуй, дорогой мой прадедушка Ваня! Позволь мне тебя так называть. Тебе пишет письмо твоя правнучка Даша. К сожалению, ты ушел из жизни, когда  меня ещё не было на свете. Но память о тебе, мой дорогой прадедушка, передаётся в нашей семье из поколения в поколение и хранит твой образ в наших сердцах.
Теперь, дорогой мой прадедушка. Я многое знаю о тебе. Мне стало известно, в каких тяжелых боях ты освобождал Киев и Ужгород, Хмельницкий и далекие Карпаты, как храбро сражался за свободу Венгрии, Чехословакии и Польши. Огнем, мужеством и кровью сдерживал твой полк фашистскую орду. …Течет река времени. Минуло 75 лет с незабываемого дня Победы. Но не забыт подвиг простых советских солдат, не давших фашистам уничтожить мир».
Киселева Алина передает воспоминания родственников: « День Победы стал самым долгожданным днем для каждого жителя Дудинки. 9 Мая 1945 года был солнечным. Люди вышли на митинг к райкому. Все были счастливы, что наконец-то закончились дни, полные страха и ужаса. До глубокой ночи не стихало веселье: все гармошки были мобилизованы…душа дудинцев  ликовала: победа!» Теперь здесь живут потомки людей,  …в их груди продолжают биться горячие сердца патриотов своей страны».
          Мы  помним, потому что память – основа нашего будущего.
Л.В. Батаева, методист ТМКУ «Информационный методический центр», куратор конкурса «Без срока давности».


Рецензии
спасибо. Интересно.

Александра Казакова 2   21.10.2021 22:51     Заявить о нарушении