Джошуа Рейнолдс. Амур развязывает пояс Венеры

Джошуа Рейнолдс.«Амур развязывает пояс Венеры» («Змея в траве») (версия из Эрмитажа). 1788 год
Холст, масло. 127,5 ; 101 см .Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург   

Джошуа Рейнолдс написал картину в трёх версиях.

     Первая версия картины была написана в 1784 году по заказу Джона Джошуа Проуби, 1-го графа Кэрисфортаruen. В том же году она была выставлена в Королевской академии художеств под названием «Нимфа и Купидон», хотя первоначально Рейнольдс хотел назвать её «Уступка» — об этом говорится в его записной книжке. Картина произвела фурор на выставке и собрала в прессе множество положительных откликов:

      « В чертах Нимфы Красота и Выразительность, а в колорите Теплота и Богатство фламандской и венецианской школ»; «Это произведение имеет большие достоинства. Шаловливая Нимфа кокетливо откинулась, то, что один глаз прикрыт рукой, придает еще большую выразительность другому»;

      «Сэр Джошуа выше всяких похвал»; «Нимфа и Купидон сэра Джошуа, которую мы превозносим, лучше всякой другой картины в зале. Замысел и исполнение таковы, что ни один художник, кроме него, не мог бы так написать».
 
    Первая версия картины имеет размеры 124,5 ; 99,1 см. Картина долгое время хранилась в семье графов Кэрисфортов и в 1871 году была приобретена для галереи Тейт.

    Вторая версия картины была написана Рейнольдсом в 1785 году в подарок своей племяннице маркизе Томон. Этот вариант имеет размеры 124,5 ; 99,5 см. В мае 1821 года картина была выставлена на распродаже коллекции маркизы Томон в аукционном доме Кристис, где её за 535 фунтов стерлингов приобрёл знаменитый британский архитектор Джон Соун. После его смерти картина вошла в состав собраний мемориального музея Джона Соуна в Лондоне.

      Последняя версия картины была написана 1788 году, заказчиком вновь выступил граф Кэрисфорт, который подарил картину светлейшему князю Г. А. Потёмкину. В расходных книгах Рейнолдса находится запись: «14 июня 1788 лорд Кэрисфорт за „Нимфу“, которая должна быть послана князю Потемкину — 105.00 гиней». Эта картина относительно двух предыдущих версий имеет чуть бо;льшие размеры. Картина хранилась в личных покоях Потёмкина в Зимнем дворце и после смерти светлейшего князя была выкуплена императрицей Екатериной II для личных комнат и записана в состав собраний Эрмитажа. В описи имущества, составленной после смерти Потемкина, она записана как «Венера сидит и играет с Купидоном, который теребит ее одежду», там же указана её цена — 250 рублей .

С 1797 по 1837 год находилась в Туалетной комнате императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце. В настоящее время выставляется в Зимнем дворце.

   По оценке выдающегося искусствоведа А.Н. Бенуа, из трех произведений Д. Рейнолдса в коллекции Государственного Эрмитажа картина "Амур развязывает пояс Венеры" "самая изящная". Действительно, эта работа президента Королевской академии искусств в Лондоне привлекает своей интимностью и лиричностью. Богиня красоты и любви Венера кокетливо закрывает рукой лицо от нескромных взглядов. Амур, шаловливый малыш, тянет за концы голубого шелкового пояса, внимательно наблюдая за матерью. Классицизм искусства Рейнолдса здесь выступает во всем своем своеобразии.
 
    Художник переосмысливает наследие античной культуры не через непосредственное изучение "антиков", а через опыт великих мастеров прошлого, особенно фламандцев и Рембрандта. Рейнолдс решающее значение придавал колориту, считая, что именно цвет, и прежде всего теплая цветовая гамма, создает эмоциональный строй произведения. Холодные же цвета (в данном случае голубые ленты) используются для усиления теплых тонов или контраста с ними. Возможно, прототипом для образа Венеры послужила известная красавица Эмма Гамильтон, возлюбленная адмирала Нельсона.


 Л. А. Дукельская в своём обзоре английского искусства, описывая эрмитажную картину, отмечает:

    "Действительно, в картине, которая лишь условно может быть отнесена к историческому жанру, Рейнолдс как бы освобождается от сковывающих принципов его собственной академической доктрины, от несколько навязчивой риторичности. Он пишет легко и свободно, отдаваясь творческому вдохновению. Одно из притягательных свойств этой картины кроется в её насыщенном колорите, мажорном звучании красок, в виртуозной манере исполнения."


Рецензии
Удивительный свет!
Удивительное смущение!
Спасибо, Алина!

Иветта Дубович Ветка Кофе   02.04.2021 13:52     Заявить о нарушении