Заметки мимоходом. 1 - 31 марта 2021 года

1 марта
Весна... В молодости в это время писал стихи. "Опять весна раздвинет горизонты, буланый конь над степью вдаль бежит, опять над лесом, сопками, Ононом лимбой весенней музыка звенит" И так далее, и так далее...

2 марта
С раннего утра выяснилось, что в Ононском районе почти месяц готовятся к мероприятию, которое организовывает депутат Государственной Думы по вопросу о реке Ульдзя, которую перекрывают плотиной в Монголии. Виновник этого события – я. Именно мои тексты и обращения дошли до Москвы и возбудили интерес к восточной окраине о чём мне сообщали месяц назад из разных ведомств России, а секретариат депутата В. Г. Позднякова уточнял место и сроки проведения совещания.
Но до сегодняшнего утра я ничего не знал об этом мероприятии, пока не стала названивать пресс-секретарь депутата, потом она позвонила в администрацию района, оттуда стали звонить в соседнее село: оттуда должна выйти машина и забрать меня. Как вещь!!! Оказывается, в районе не знали методов и возможностей связаться со мной. Это вообще потрясает воображение нормального человека и вызывает подозрение насчёт диагноза руководителей района.
Мне звонят с разных концов Земли и приезжают отовсюду люди, а в соседнем селе не знают, как связаться со мной? Какие вопросы могут решать эти люди? Зачем проводить мероприятия с ними?
Кстати,  по моим обращениям и текстам в район могут нагрянуть из Совета Федерации, из правительства страны, комитета водных ресурсов и прочих организаций. А почему не могут обратиться в эти же организации руководители? Вообще, почему эти люди не могут контролировать ресурсы своего места проживания, включая водные артерии, без которых невозможна жизнь населения?
Со всем этим ажиотажем предчувствую, что очень скоро начнётся большой кипиш, ибо каждый постарается использовать ситуацию в своих интересах. Ведь в этом году выборы в Государственную Думу. Естественно, маленькую речку Ульдзю, от которой зависит наша жизнь, привяжут к этим выборам, муссируя тему на всех возможных уровнях. Но хотя бы так…
Теперь меня "заберут" и привезут на это совещание, где я должен сидеть, как оплёванный и что-то мямлить перед собравшимися, многие из которых будут преследовать свои цели, далёкие от решения проблемы.

* * *
Между прочим, я ошибался. Встреча была довольно обнадёживающей. Теперь надо выжидать..

3 марта
Се – Азиопа с привкусом Европы
И вечным послевкусием говна,
Где всё растёт и следует из жопы,
В итоге наступает лишь Она,

Которая, накрывшим медным тазом,
Надеется, что больше не видна.
Так садомазом, только садомазом
Живёт и благоденствует страна…

Не ссы, мой друг, и чти всегда законы,
Бельдюгу ешь, обычаи блюди,
Копи валюту, доллары и кроны,
И в тряпочку трясись и не звезди…

Неужели непостижимому Кабанову подражаю?

4 марта
Каждый раз, отрываясь о своих забот и выходя в общество, убеждаюсь, что именно сейчас, при интенсивном развитии информационных технологий, smart-TV, мессенджеров, надо работать только и только на развитие своего народа, своих потомков и современников, непрерывно улучшая качество подаваемой информации, ставя максимальные цели, решая, казалось бы, минимальные проблемы и темы (конкретного человека, конкретной семьи, конкретной улицы, села) и т.д. и т. п. При этом отчётливо понимая, что все существующие политические партии, движения, СМИ работают и будут работать только во вред сознанию человека.

5 марта
Монголов всегда было мало, а тюрок и других народов в разы больше. Соотношение монголов и тюрок на планете во все времена было и остаётся почти 1 к 20. И сегодня общее число монгольских народов не достигает и 10 миллионов человек, а тюрки подошли к численности в 180 миллионов человек.

* * *
У меня порой создаётся впечатление, что специально изучаю все эти «знаменитые» американские, европейские, русские фильмы, сериалы, бестселлеры, чтобы в итоге сделать выводы о никчемности человеческих качеств их персонажей, а следовательно, их создателей. Неужели они обладают столь мелочными натурами, что какие-то ничтожные мысли и поступки возвеличиваются до достойных внимания и даже примеров, или им кажется, что это свойственно народам и цивилизациям вообще? Неужели это не заметно другим?

7 марта
Важно не то какими мы были, важно - какие мы сейчас.

9 марта
Одна из особенностей американских фильмов: только человек отвернётся, как его сразу бьют по башке...

10 марта
Начал создавать Книгу памяти жертв репрессии бурят-монголов. То есть отбирать из общей ямы своих. Меня спрашивают о Книгах памяти и списках репрессированных.
Пока это только необработанные факты, сведения, списки, собранные наспех в книгах и на сайтах. Вряд ли их читают широкие народные массы. Что дальше?
Какая бы власть и как бы не неистовствовала, в массах всегда рождаются самостоятельные и думающие люди, а по мере увеличения их, смягчается режим и становится возможным раскрытие тайн и архивов, появление таких списков. Эти списки появились не просто так. Это не результат работы власти, это результат увеличения количества субъектных личностей, то есть людей со своим мнением, которых власть всегда пытается уничтожить, внушая большинству их опасность. Но именно это меньшинство всегда является двигателем прогресса и сознания.
Так с каждым разом или периодом, меняется и улучшается генетика масс. Собрав и получив материал, мы имеем возможность для детального анализа, исследования, умозаключений, которые должны показать всем. Какими они будут и как отразятся уже другой вопрос.
Такова одна из сторон нехитрой эволюции сознания. А эволюция, как известно, долгий процесс.

12 марта
Цель работы - анализ и осмысление, собранных за последние десятилетия фактов, создание единого списка всех репрессированных бурят-монголов. Настоящая оценка этим событиям ещё не дана. Формальные слова и документы о реабилитации ничего не означают. Перед кем реабилитироваться? Перед теми, кто убивает и мучает? Или перед массой быдла?

13 марта
При такой работе важно игнорировать всяческие мифы о репрессиях, погружающие в дурную, российскую, бесконечность дискуссий, домыслов, рассуждений. Никаких споров и ссылок, только факты и выборка из имеющихся архивных сведений и официально изданных книг.

* * *
О Народном списке репрессированных бурят-монголов.
Список этот я составляю сам, официальные власти не имеют и не будут иметь к нему никакого отношения. Так должно быть. Это будет – народный список, созданный на основе архивных данных и семейных преданий, фактов, которых нет в архивах. СПИСОК будет пополняться непрерывно. Именами, фактами, фотографиями, семейными преданиями и т. д. и т. п.
Раскрытие архивных данных и изданные Книги памяти жертв, – исключительно заслуга общественности и смены политического режима. Никакая власть не пожелает отрицательных материалов о своей деятельности, а потому не будет создавать Народного списка, тем более – финансировать такую деятельность.
Многих жертв репрессий в списках нет. Они присутствуют в семейных преданиях, каких-то обрывках записей, писем. Возможно, значатся в других документах. Мы обязаны восстановить и сохранить их имена.
После создания отдельного списка репрессированных бурят-монголов и сопоставления имеющихся списков будет создан дополнительный раздел, в который войдут репрессированные бурят-монголы, данные о которых не найдены в архивах, и они не вошли в списки. Имена их в семейных архивах и в памяти потомков, в сохранённых потомками рассказах очевидцев.
Предупреждаю ретивых активистов: проект не имеет ничего общего с коммерцией и изданием для продажи. СПИСОК будет находиться в сети в открытом доступе для всех возможных гаджетов, мессенджеров и смарт-ТВ. Каждый желающий сможет вывести на печать нужный ему абзац.

14 марта
Работа со Списком репрессированных бурят-монголов усугубляется ещё и ужасным владением простейшими компьютерными программами сотрудников учреждений, не говоря о населении вообще. Уровень хуже домохозяек! Заметно, что официальные списки набирали вручную, но файлы в учреждениях не сохраняли, не считали нужными. На следующем этапе, сотрудники других учреждений, распознавали данные с бумажных носителей или уже Книг памяти программой ABBY FineReader (это видно), где всегда возможны ошибки: например, 1 может быть принят за I, l, ! и т. д. и т. п. Теперь такие ошибки «гуляют» по Книгам памяти и сайтам, затрудняя поиск. Но мне нельзя исправлять эти ошибки, ибо они уже в базе данных. В общем, образование…

* * *
Много лет у меня не выходит из головы рассказ знакомой бабушки, которая рассказывала, как она, будучи совсем маленькой (4-5-6 лет), вместе с другими бурятскими детьми ссыльных, в обносках и рванье, ходила под окнами бараков и домов в Красноярском крае, протягивая худые руки и выпрашивая хоть какую-то еду тоненькими голосами на родном языке, который мало кто понимал в далёких краях. Русскому языку научились позже.
Иногда из окон им кидали куски хлеба. Чаще всего бросали хлеб жёны военнослужащих.
Забыть об этом невозможно…

* * *
Интересны судьбы японских военнопленных, арестованных (так в документе) весной или осенью 1948-1949 годов. Через три-четыре года после войны. Складывается впечатление, что они жили (или воевали) на территории Маньчжоу-Го поодиночке или группами ещё несколько лет после окончания войны.

* * *
Спрашивается: почему участников вооружённого мятежа против Советской власти приговаривали к срокам заключения, а состоятельных животноводов и лам поголовно расстреливали? Напрашивается ответ, что сроки давали заблудшим, а расстреливали людей самостоятельных, имевших своё мнение, способных жить своим трудом, ламы же были идеологическими противниками и влияли на массы.
Естественно, что репрессии не могли быть массовыми: умных всегда меньше, чем остальных, но они подвергают сомнению легитимность власти. Их власть и пытается уничтожить. Остальные, включая мятежников, ей не опасны.

18 марта
Странности нашей современности.
Только что позвонили из администрации одного из района края и спросили: «В каком состоянии книга о нашем районе?» Буквально так.
Никакого договора и даже договорённости о создании книги не было. Никто ко мне с такой темой даже не приближался. Вообще. Но то, что я делаю книгу известно многим и, естественно, вопрос готовности книги уже выскакивает время от времени в чьих-то головах. Значит, тему прорабатывают на каких-то совещаниях и планёрках, где говорят обо мне и молчат о деньгах.
Следующий звонок: сообщают, что смотрят объявление, где написано, что я буду присутствовать на презентации какой-то книги сказок. Вспоминаю: действительно, месяц назад я сдал в печать маленькую книгу авторских сказок, которую пришлось буквально делать от начала до конца. (Это было нечто, состоящее из полубурятских и полурусских полувыдумок). Там грант выиграла девушка. Грант должен быть «прилеплен» к какой-нибудь организации. Она прилепила, после чего отрабатывать бросились все. Но делали книжку только двое – я и художник.
Не поеду никуда.

* * *
Всё чаще приходится замечать, что школьное образование провалилось в глубокую задницу пещерного человека. Задница, глубокая, да ещё безвылазно в пещере. Темнотища. Ну и звёзды, конечно. Они всё ярче и ярче в пещере и жопе. Если зажигают такие звёзды, значит это кому-то нужно?

19 марта
О СПИСКАХ репрессированных бурят-монголов.Разделяя горе со всеми, мы должны найти и опознать в общей яме своих. Если жители каждого населённого пункта, даже каждой улицы, создадут свои списки, то, несомненно, откроют для себя нечто более важное, чем проблемы, которые беспокоят их сегодня.

* * *

О так называемых национальных кадрах, чиновниках, сенаторах, депутатах. Видите ли, дорогие земляки и сородичи, даже если они и желают работать на людей, развивать свой народ, то просто не в состоянии этого делать, ибо сами себя приковали к позорному столбу рабства – служению режиму ради личных благ, хотя и называют своё занятие служением народу. Но это так, присказка.
Иногда просто жалко смотреть на их потуги завоевать доверие народа, которое всегда обманчиво и временно. Конечно, они никогда не смогут жить и работать ради своего народа – цепь и хозяева не дают… Тут ни укора, ни приговора, тут – обыкновенная жизнь.

* * *
Имеющиеся Книги памяти жертв репрессий – это признание наличия общей ямы, большого Бабьего Яра, в которой замучены лучшие представители многих народов России. Каждый народ, должен опознать своих, составить свои списки и сделать выводы.

* * *
Ни один режим не может быть виноват в своих деяниях. Мы же не обвиняем хищников в их предпочтениях и повадках? Сущность той или иной власти – всегда в уровне развития большинства. Главная задача власти - обмануть это большинство и заручиться его поддержкой.

21 марта
Составляя СПИСОК жертв политического террора, с большой вероятностью можно вычислить процент исчезнувшего субъектного населения и последствия отсутствия таких людей для региона, страны, а также причины легитимности действующего режима, неразвитости экономики и, как следствие этой неразвитости, отставание во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

23 марта
Какой уровень и какая мысль могут быть у авторов, в мозги которых не проникал и не стал своим свет открытий и благ цивилизации? И кому нужны их этнические долдонства?

24 марта
Никакой пользы от парламентских партий стране и населению нет, вдобавок к бюджетной кормушке пытается просочиться суетящаяся куча-мала маленьких партий, которых стараются отфильтровать и не пропускать не по каким-то политическим причинам, ибо политики в стране нет, а по совершенно меркантильным мотивам. Зачем власть имущим лишние заботы и едоки? Им лучше налог на жопы (туалеты) ввести, чем лишние головные боли наживать.
В этой суете, у всех. за вывеской заботы о народе. одна и та же цель – деньги, деньги и деньги. Отхватить, оторвать, оттяпать, отпилить. Иногда с руками, ногами, головами. Исключений нет и не может быть.

* * *
О репрессиях. Не надо думать, что власть была озабочена конкретными лицами. Процесс и масштабы были намного шире и глубже. Власть оперировала категориями населения, которые могут быть опасными, то есть не управляемыми, для её устоев в принципе, по своей природе. Отсюда – высшая мера для самостоятельных хозяев, тех, кто может прокормить себя и других, религиозных деятелей, интеллектуалов и разные сроки заключения убийцам, мятежникам и уголовным элементам. Кормить и распределять материальные ресурсы должна только власть, а не кто-то ещё… Россия и субъектная личность - несовместимые понятия. Есть Россия - нет личности, есть личность - нет России. И это обязательное условие, императив.

* * *
Любой скептик понимает, что общих кладбищ, кроме братских могил, не бывает, но есть умники, замечающие, что жертвы репрессий есть в общем списке, а отдельные ни к чему. Но когда появятся отдельные списки по этническому, региональному, социальному составу, когда у человека появится возможность увидеть реальную картину хотя бы в масштабе одного села, у него будет уже совсем другой взгляд на себя, историю, современность и, вообще, жизнь. Когда житель, например, того же Кункура или Цокто-Хангила увидит десятки и сотни расстрелянных и замученных, арестованных и сосланных в этапам в лагеря своих земляков, родственников, близких, потомки, которых и сегодня могли бы делать лучше жизнь, он будет уже совершенно другим человеком. Какой могла бы быть жизнь и сколько прекрасных и трудолюбивых людей могли бы жить сегодня среди живых!

25 марта
Дураки ликуют: у Единой России рейтинг упал до 27 процентов. Ну и что? У оппозиции даже 0, 00 процентов нет, ибо и оппозиции нет. А эти 27 процентов договорятся с кем надо, пройдут и займут все места. В этом году они порвут всех даже при самом честном-пречестном голосовании. Впрочем, как и всегда.
Скучная это история, ребята, а потому забудем о ней…

* * *
Фильм «Двадцать дней без войны». На 3 м. 56 сек. – 4 м. 07 сек. просмотра звучит бурятская речь. Думаю, что в этом моменте Константин Симонов вспомнил о своём пребывании на Халхин-Голе, где было много бурят и монголов. К тому же режиссер Алексей Герман скрупулёзно изучал все дневниковые записи Константина Симонова. Добавлю, что Константин Симонов был дружен с писателем и фронтовиком Жамсо Тумуновым.
Многое могло остаться в памяти Константина Симонова, чтобы прозвучать потом двумя-тремя секундами на бурятском языке в фильме. На 3 мин. 56 сек. звучит: «Санитар ханы?», на 4 м. 07 сек «Гэтэл байн да…» и дальше чистейшая бурятская речь. Замечают ли это буряты?
А вот постановщики фильма «ГУЛАГ» схалтурили, речь идёт о буряте, но персонаж говорит на другом языке, может быть, киргизском, ведь и шапка у него киргизская. Видимо, для этих «профессионалов», как и многим, подобным им, всякая нерусская речь, как и нерусские люди – одинаковы, лопочут и ладно. Это уже бескультурье и дикость. Фильм «вывезли» талантливые рассказы В. Т. Шаламова.
О чём говорят эти два факта? О настоящих мастерах и профессионалах. Культура и профессионализм – это ещё внимание и внимательность к окружающей среде, где нет ничего незначительного, а люди и народы требуют равного уважения и понимания.

26 марта
Огромную путаницу в общих списках репрессированных я замечал во время подготовки первых Книг памяти, а сейчас эти ошибки прямо бросаются в глаза. Например, сведения о некоторых людях буквально «слеплены» со сведениями о других людях. Моя одноклассница звонит, что не может найти своего деда, а он «вписан» в другую семью и «гуляет» с ними по книгам и сайтам.
В органах записывали со слов, как услышали, так и записали, да ещё несколько раз и всякий раз по-другому. Далее документы сканировали и не вычитывали, как получилось, так включили в книги и списки, потом их же пересканировали и перенабирали. А сканер – всегда ошибки! И всем, всё – пофиг, главное, чтобы процесс не останавливался. Всё это наша повальная формальная образованность, всё – формально, номинально, размыто, неточно.
И величайшая трагедия народов России – умерщвление лучших их представителей, без которых невозможно какое-либо развитие. История – это предки современников. История - это не наука, её нельзя доказать экспериментальным путём, история - это предки современников, накапливаемый генофонд и т. д. и т. п.

* * *
В области изучения истории монголов много лет меня интересовали работы Роберта Рупена. Найти какие-либо сведения о нём сегодня довольно трудно. Легче найти каких-то горлапанов и пидорасов, бандитов и убийц, чем подвижников науки.

* * *
С 10 по 26 марта 2021 года из общего списка жертв репрессий Восточного Забайкалья выбрал, набрал и включил в СПИСОК репрессированных бурят-монголов 2004 человека. Таким образом выяснил, что составить общий СПИСОК всех репрессированных бурят-монголов, включая Читинскую область, Республику Бурятия, Иркутскую область, Монголию, расширив дополнительным списком тех, кто не найден в архивах, а также семейными преданиями и т. д. и т. п. вполне реально и нужно.
Предварительные работы показывают, что в СПИСКЕ будет более 30 тысяч бурят-монголов, лучших представителей народа, ставших жертвами политического террора в России и Монголии.
Данные работы являются продолжением моих поисков, которыми я занимаюсь с начала 1980-х годов.
Удачи и здоровья всем нам в 2021 году!

* * *
Н. Нэ Поппе прекрасно знал бурятский язык со всеми диалектами. Всё не могу найти время и написать о нём. Знаю, что он прибалт, в годы войны служил у немцев по профессии - востоковедом, потом перебрался в США, где и воздействовал на молодого Рупена. Всё преемственно.

* * *
Отец художника Дашинимы Дугарова. Из Книги памяти жертв политических репрессий в Восточном Забайкалье.
ЖИГЖИТОВ ДУГАР
Род. в 1897 г., Могойтуйский булук Читинского уезда Забайкальской обл., бурят, житель Могойтуйского сомона Агинского округа Читинской обл. Служил в Белой армии. Работал в колхозе «Серп и молот», кузнец. Арестован 27 нояб. 1937 г. Приговорен 3 декабря 1937 г. Тройкой УНКВД Читинской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР к ВМН. Приговор исполнен 22 января 1938 г. Реаб. 30 марта 1966 г. Читинским обл. судом. Жена Рабзанова Гарма - 38, дети: Намжилма - 18, Ирдыни - 1928, Дашинима - 1931, Доржи - 1934.
Почти все мирные скотоводы причислены к Белой Армии, хотя вряд ли кто-нибудь из них даже знал о таком формировании.

27 марта
Моим внукам и родственникам. Надо всегда помнить, что во II веке до нашей эры в городах и деревнях Китая были такие поэты и философы, с уровнем мышления которых никогда не сравнятся Байроны и Пушкины XIX и XX веков, не говоря о нашем времени; вся европейская цивилизация построена на дохристианской культуре Древней Греции и Древнего Рима, а Россия и Великая степь не дали миру ничего своего, кроме соединения народов и отрицательного опыта жизни. Опыт этот надо знать с тем, чтобы не повторять: как ни странно, он делает нас эволюционно сильнее.
Без такого понимания истории человечества, которая совершенно незначительна перед историей нашей Земли и возникновением на ней жизни, никакое развитие человека невозможно.

28 марта
Наверняка обманет только религия, в остальных местах будьте просто внимательны.

* * *
Мы не ценим время до тех пор, пока не почувствуем, как оно исчезает...

29 марта
Мы, бурят-монголы, остались на распутье Востока и Запада, и это лучшее место, если не сказать диспозиция, для интенсивного развития современного человека и общества - в нас уже есть и крепнет, а потом будет навсегда синтез Востока и Запада. Либо наша генетика станет такой, либо растворится в других народах. Следовательно надо дорожить этим географическим местом.

* * *
"Алханай - Шамбала моей души" я перевёл и издал в 1999 году. Это новеллы. В оригинале называлась "Бага на;анайм намтар". "Между Алханаем и Ямато" - перевёл и издал в 2004 году. В оригинале называлась "На берегу голубой реки" (Переведите на бурятский. Я обязательно ошибки сделаю:)) Думаю, что это уникальные произведения... Я дружил и с Дугаржап-ахай, и Майдари. С Майдари я был на ты, познакомился с ним в 1981 году... Всё время думал, что Дугаржап Жапхандаев не издавал свои произведения из-за своей исключительной скромности. Потому перевёл и издал две его книги. Вот теперь он никогда не будет забыт! Так думал я в процессе перевода и подготовки к изданию... Сделать это мне было легко: я работал в издательстве.


30 марта
Скучно, когда мыслительный процесс прямой: как вошло, так и вышло. Даже прямая кишка не прямая...

31 марта
Забавный жизненный факт. Помню был на Маломорье в 1982 году. С МРС катер высадил напрямую в Курме. Должен был прийти за нами через неделю, но был шторм и катер не пришёл. И вот мы, двое мужчин, женщина и пятилетняя девочка, решили идти берегом. Курма - Сарма - Черноруды - МРС. Между ними были ещё тони - места заготовки рыбы. Не знаю сколько км. возможно 30 или больше.  Девочку, Даримку, я посадил на шею и далеко оторвался от своих друзей.  Даримке, наверное, сейчас уже сорок с лишним лет... Мне тогда было 27 лет. Сказка. Лето. Берег Байкала. Тайга. Каменистая тропа, возвышения, впадины. Далеко внизу две устало бредущие точки (одна с похмелья:)) и - мы с Даримкой, которая смеётся и погоняет коняшку, то есть меня... Навсегда запомнил: в Сарме встретился с человеком, который говорил на чистом иркутском  наречии, но оказался уроженцем Кункура. Когда я ему сказал, что мои родители оттуда, он прослезился... Ну и, конечно, всё время традиционный тарасун и чрезвычайно гостеприимные иркутские буряты, подававшие вместе с тарасуном (в банке!) сига, хариуса, омуля.


Рецензии