Дюймовочка из четвёртого а

     Много лет я стоял за прилавком книжного магазина «Знайка». Много замечательных случаев произошло за двадцать лет работы. Об одном из них поведаю вам.

     Однажды в конце марта, в дни весенних каникул, ближе к вечеру в магазин зашла девочка–крошечка с огромными бантами на косичках. Не подумаешь, что в школе учится.

     — Дайте, пожалуйста, рабочую тетрадь по истории для четвёртого класса, — а сама так мило улыбается.

     — Наверное, для старшей сестры берёшь? Автора знаешь?

     — Знаю, — девочка назвала автора. — Для себя беру, я в четвёртом классе учусь. Просто я такая малюсенькая. Все меня Дюймовочкой называют.

     — Ах, ты и правда Дюймовочка! — сказал я, подавая тетрадь. — Тетрадь стоит сто пятьдесят рублей.

     Девочка рассчиталась. Я подал, как полагается, чек и сдачу.

     Утром следующего дня к самому открытию магазина пришла малюсенькая девочка. А глазки полны слёзок.

     — Вы не могли бы принять тетрадь назад? Вот чек,— Дюймовочка протянула чек и тетрадь. — Я вчера у вас купила. Помните?

     — Конечно, помню, Дюймовочка. Тетрадь не подходит? — как можно мягче спросил я. — Мы же по списку сверяли.

     — Всё правильно, тетрадь подходит. Просто маме сказали, что в другом магазине такая же тетрадь на десять рублей дешевле. Мама поругала меня и надавала подзатыльников за то, что я не узнала сначала цены во всех магазинах, а сразу купила.

     — Побила?!

     — По затылку, по голове, ладошкой, не сильно больно, зато очень обидно, — девочка горько заплакала. — Мама велела сдать тетрадь, поехать в другой магазин и купить дешевле.

     — И что, ты поедешь в другой конец города из-за десяти рублей? — я едва сдержал слёзы.

     — Поеду, а то мама ещё пуще будет ругаться.

     — Давай я просто верну тебе деньги, разницу в цене. Десять рублей?

     — Неудобно. Мне стыдно, — по щёчкам Дюймовочки покатились обильные слёзы.

     — Не переживай. Сегодня утром по пути в магазин я нашёл на тротуаре как раз десять рублей. Бог специально послал денежку, чтобы я тебя утешил, — я достал из кармана монетку и положил на ладошку девочки. — Видишь, всё в расчете!

     — Правда? — девочка наконец-то заулыбалась.

     — Правда! А для тебя подарок: Григорий Петрович, хозяин книжного магазина, принёс из дома книгу с самыми добрыми сказками, чтобы подарить хорошей девочке. Потому что его внучка Валя выросла, — я подал девочке книгу с яркими картинками. — Бери книгу! Это подарок.

     — Какая красивая книга! — девочка звонко засмеялась и открыла книгу на середине. — Ах, вы — принц!? Я узнала вас, — девочка показала пальчиком на открытую страницу. На огромном рисунке были покрытые лесом горы и прекрасный замок. На переднем плане картинки стоял юноша-принц с чёрной бородкой в охотничьем камзоле. — Это вы!

     Я не стал разубеждать девочку – Дюймовочку. Девочка листала книгу и восхищалась картинками. Счастливая малышка, всё ещё не потеряла веру в сказку. А сейчас придёт домой… Господи, помилуй, не дай ребёнку испытаний, превышающих хрупкие силы малышки.

     Девочка убрала книгу в пакет с яркими бабочками.

     — До свидания, — сказала девчушка и вышла на улицу.

     Я был счастлив, что девочка вышла из магазина с радостью в глазах. Долго ли продлится её счастье? Как-то встретит девочку сердитая мама? Которая, наверное, не от хорошей жизни срывает злость на дочке.

     «Собака бывает кусачей только от жизни собачей», — пел я. Незаметно подошло время закрывать магазин.



     К концу учебного года в магазине всегда оживлённо: родители закупают учебники на следующий учебный год. Кто-то, не спрашивая цен, покупает сразу, лишь бы а начале сентября не стоять в очередях. Кто-то привычно проходит по всем магазинам, записывая цены в блокноты и скрупулёзно сравнивая.

     В один день с утра я расставлял новые книги. В магазин зашла невысокая молодая женщина с малюсенькой девочкой, той самой Дюймовочкой.

     — Здравствуйте, — прозвенела девчушка и обхватила меня тонюсенькими ручонками.

     — Молодой человек, можно узнать цены на учебники? — женщина достала огромную тетрадь.

     Она открыла тетрадь. В разграфленной таблице были записаны названия учебников и авторы. В нескольких узких колонках были аккуратно записаны цифры: цены в каждом из магазинов города.

     — Остался только этот магазин, — унылым голосом сообщила женщина.

     Я записал столбцом наши цены. Во всех магазинах цены были практически одинаковые, редкие цены отличались на пять – десять рублей. Лишь большое превышение цен было в центральном супермаркете.

     Женщина долго изучала таблицу. Считала и пересчитывала на калькуляторе, писала и сравнивала цифры. Девочка–Дюймовочка тем временем листала раскраску с тропическими птицами и цветами. Потом женщина сказала:

     — В сумме получается разница двадцать рублей… До самого дешёвого магазина я потрачу на автобусе двадцать рублей… Плюс потом обратно добираться. Пока по всем магазинам ездили, проездили не одну сотню рублей. Стоит ли ещё полсотни тратить?

     — Я сделаю вам скидку, — предложил я выход. — Только, ради Бога, никогда не обижайте дочку. Никогда!

     Женщина густо покраснела.

     — Это вы тот добрый юноша… принц, который подарил моей дочке книгу сказок? Вижу, что вы. Это наша самая любимая книга. Даже я её с радостью читаю. Вы такой добрый. Мы всегда будем приходить только в ваш магазин. А цены… да ну их изучать! Простите меня. В марте я осталась без работы. Пока не устроилась на работу, приходилось жёстко экономить, поэтому я была злая, как собака.

     Я отбил на кассе чек, не забыв сделать “пенсионную” скидку. В придачу я купил для девочки раскраску с тропическими птицами и цветами.

     Я подал раскраску Дюймовочке. Она обхватила меня ручонками и засмеялась.

     — Вы правда принц?

     Я потихоньку запел любимую с детства песню Марка Бернеса:

     — Просто я работаю волшебником волшебником…

     Женщина направилась к выходу. Девочка со смехом ухватила маму за руку. Женщина обняла девочку и со слезами сказала:

     — Прости меня, моя доченька, моя Дюймовочка, моя красавица.


Рецензии