Часть 3. Где скрывается тайна Плащаницы
В связи с исследованиями Туринской Плащаницы, существуют вполне веские основания полагать, что «ритуальное приготовление» тела Иисуса Христа к погребению, как жертвоприношения и дальнейшую судьбу Плащаницы по Воскресению Спасителя, определили, именно, Иосиф Аримафейский и Никодим. Именно, они хорошо знали Закон Божий, были левитами, а потому им доподлинно были известны, как никому другому из близких Иисусу Христу людей, последствия Божественного схождения на приносимую жертву. Сам факт Воскресения Иисуса Христа был близок первым христианам. о Нём говорят канонические и апокрифические Евангелия, надписи на гробницах христиан, рисунки на стенах пещер и катакомб, использовавшихся учениками и первыми последователями Нового учения. Идеи Воскресения глубоко вошли в христианские песнопения, стали одной из важнейших тем сочинений христианской проповеди и богослужения. В книге «Деяния святых апостолов» есть описание одного, весьма, знаменательного для христианства факта – схождения Святого Духа на апостолов. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 1. 1-4). Иносказание, метафора, или некое подобие реальности? Мы отчасти сможем понять представленное таким образом явление, если обратимся к истории иудейского религиозного опыта. Библия рассказывает о том, как при Моисее открылся, - «Вид славы Господней на вершине горы… перед глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24. 17). После того, как Моисей и Аарон (брат его) совершили «…жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. …<То> явилась слава Господня всему народу: и вышел огонь от Господа и сжёг на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое» (Лев. 9. 22-24). Память об этом характерном Божественном явлении, в своей Пятой книге «Второзаконие», Моисей заповедовал всему народу, неоднократно повторяя, что – «…Господь Бог твой, есть огонь поядающий, Бог ревнитель. … <И> слышал ли [какой] народ глас Бога [живаго], говорящего из среды огня, и остался жив» (Втор. 4. 24-33). Так и пророку Гедеону Бог показал силу Свою, когда – «Ангел Господень простёр конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и ангел Господень скрылся с глаз его» (Суд. 6. 21).Другой пример - пророк Илия, отвращая Израиля от идолопоклонства, призывая имя Божие, не только утверждал, - «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, - но и предвосхитил, - огонь Господень, <который> пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая <обильно была полита на жертвенник и жертву> во рве» (3 Цар . 18. 24, 38). Но, Бог поучал его, - «… не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» (3 Цар. 19. 11). Бог демонстрировал народу израильскому Свою силу с участием Моисея «в густом облаке, дабы слышал народ», как Бог говорит с Моисеем на горе Синай. Моисей тогда предупредил свой народ, - «… берегись восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти…» (Исх. 19. 9-18). Все слышали «протяжный трубный звук», видели «громы и молнии и густое облако над горою» и гора Синай дымилась и сильно колебалась от того, что на неё сошёл Господь. Страх для народа был необходим для того, чтобы люди больше не грешили, так эти явления объяснил Моисей. Провозгласив народу заповеди Господни, Моисей далее говорит, - «Господь един есть. <> И да будут слова сии, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём [и в душе твоей]; <> и наложи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6. 4-9). В одних случаях Слава Господня более напоминает громы и молнии, извержение вулкана или землетрясение, - «…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24. 27). А после общения с Богом, - «Когда Моисей сходил с горы Синая…, то не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. <> …и Моисей полагал покрывало на лицо своё, доколе не входил говорить с Богом» (Исх. 34. 29-35). Молния, действительно, может в один миг испепелить (сжечь, испарить, «пожрать» физические предметы), но, как известно, высокочастотные поля способны вызывать куда более экзотичные феномены. Нечто подобное «молнии», как «огонь поядающий сжигало» приносимую жертву, оставляя не тронутым сам жертвенник; жертва «исчезала», переходя, таким образом, в «мир иной», или, собственно – в Царствие Небесное. Но, сам – Моисей впервые обнаружил Божественное откровение несколько иначе. «… явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. <> … и воззвал к нему Бог из среды куста…» (Исх. 3. 2-4). Вероятно, нечто подобное сиянию биологических полей, причём, любых предметов, в момент Божественного схождения, могло оставить отображение тела Иисуса Христа и этих предметов на ткани Плащаницы. Следует полагать, что эти подробности Божественного проявления в земном мире, будучи верными Закону Моисея, не могли не знать такие знатные и учёные люди, как Иосиф Аримафейский и Никодим - поверившие в Мессианство Иисуса Христа. Они, двое, конечно же и Сам - Иисус Христос, в принципе знали, что и как должно произойти, поскольку Спаситель Самого Себя приносил в жертву. Иосиф Аримафейский и Никодим, думается, могли, даже должны были - предвидеть некоторые последствия Воскресения Спасителя. Здесь всё решала безграничная вера в ожидаемое и воплощающееся через Иисуса Христа пророчество о Мессии. Но то, что произошло в реальности – стало Великой Тайной для непосвящённых на многие столетия. Рассказанные вам предположения строятся не только на основании объектов, которые нашли своё отображение на ткани Туринской Плащаницы, но и на неразрывной связи произошедшего с Евангелиями и Древним еврейским Преданием. Излагаемые далее идеи, как представляется, ранее не использовались ни в научных, ни в теологических обобщениях, в плане обоснования Воскресения Иисуса Христа и подлинности Туринской Плащаницы, и в этом отношении, вероятно, представляются впервые. К весьма устоявшейся иудейской традиции следует отнести заповедь о том, что – «… никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благоволению Господа Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор. 16. 16-17). Апостол Павел в Послании евреям, скорее утверждая, чем ссылаясь на древнее Писание, говорит, - «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв, а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести…» (Евр. 8. 3, 10). В другом месте Послания евреям апостол Павел отмечает, что Иисус Христос сделался Первосвященником навек по чину Мельхиседека, - «Ибо Мельхиседек царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь Правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 6. 20; 7. 1-3). А в 1-м Послании коринфянам апостол Павел подчёркивает, что – «Ему надлежит царствовать, доколе низложит врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15. 25). Иоанн Богослов в Откровении так же недвусмысленно утверждает, что – «Он был облечён, по слову Тайновидца, в одежду, обагрённую кровию; на одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19. 13, 16). Из Откровения Нового Завета видно, что не сразу первоначальная Церковь Христова осознала этот факт в качестве непреложного в Новой религии. Но, на преображённых погребальных пеленах появились следы Воскресения, а если кто и относился к Плащанице с отвращением, кому было выгодно уничтожить эти следы без остатка, так только ревнителям еврейского Закона, не посвящённым в свершившееся таинство. Без сомнения, Пелены, как запечатлённый акт Воскресения Иисуса Христа, стали святыней для близких учеников Спасителя, но должны были сохраняться в тайне от непосвящённых и могли доверяться созерцанию, только проверенным избранным. Характерное подтверждение сказанному мы находим в христианских Писаниях первых веков Новой эры. Ведь апостол Пётр, оправдывая обращение им язычников, в качестве примера, подтверждающего его правоту, для убедительности употребляет, фактически, образ Плащаницы, - «Пётр же… сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться, или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным, или нечистым. … <Ибо я> видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла (четырьмя ангелами) спускаемое с неба ко мне. Я посмотрел на него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: встань Пётр, заколи и ешь. Я же сказал: нет Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои. И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым" (Деян. 11. 5-9). Образ очищенного большого полотна, поддерживаемого ангелами, более чем напоминает – Плащаницу, которая Первой была очищена Богом в момент Воскресения Спасителя. Это был сильный аргумент для первоначальной Церкви Христовой. Апостол ли Пётр, как и другие апостолы, не видели на Плащанице следов, явившихся следствием Воскресения? Плащаница была изъята из гроба и сохранена, поскольку идея её сохранения была поддержана так же и авторитетом уважаемых начальников иудейских – Иосифом Аримафейским и Никодимом. В своё время, многие исследователи высказывали мнение о том, что погребальные пелены не могли быть изъяты из гроба, даже после исчезновения погребённого тела. Это мнение основывалось на известной иудейской традиции и Законе, поскольку даже прикосновение к «нечистому», а тем более к погребальным пеленам, оскверняло верующего иудея, делало его погрешившим и, согласно Закона, лишало на определённое время общения с единоверцами, требовало очищения от греха (Чис. 5. 2; 19. 13-20; 31. 19; Лев. 22. 4; Иез. 44. 25-26). Аналогичные предписания соблюдались и в первоначальной христианской общине Иерусалима во времена проповеди Нового учения, что касалось, в том числе, и общения с язычниками (Деян. 15; 21. 17-36). «Правоверному иудею никогда, ни при каких обстоятельствах и в голову не могло прийти – хранить и, тем более благоговеть над пеленами покойного. Но в данном случае речь шла о Первенце, «Сыне Человеческом», Воскресшем благодатию Божией, а то, что Бог освятил, то не может считаться не чистым», - писал по этому поводу протоиерей Александр Мень. [Мень А. (протоиерей). «Сын человеческий». М., «P.S.», 1991, 464 стр]. В связи с этим, ещё более поражает метафоричность проповедей апостола Павла, который, например, в послании к колоссянам пишет, - «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» [что всё истлевает от употребления], по заповеди и учению человеческому?» (Кол. 2. 20-22). А, как понимать обращение апостола Павла к галатам, как не напоминание им о Святой Плащанице? Вы вдумайтесь в эти слова: «… кто прельстил вас не покоряться истине, вас у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал. 3. 1). Так можно сказать только в том случае, если следы Воскресения Спасителя, отобразившиеся на ткани погребальных пелен (Плащаницы), непосредственно демонстрировались в собрании христианской общины Галатов. Апостол Павел хорошо знает, что такое иносказание (Гал. 4. 24) и немало пользуется этим знанием. Поэтому предположение о том, что в Послании к галатам апостол Павел говорит о Плащанице, на которой нерукотворно отобразилось после распятия не только тело Спасителя, но и предметы, удостоверяющие Библейские пророчества о Нём, более, чем убедительно. Не атрибутами ли Первосвящества Иисуса Христа, являются жезлы: иудейского Первосвященника и Царя иудейского, которые нашли своё отображение на ткани Туринской Плащаницы? Вы вскоре сможете их увидеть! Это жезлы:"Царя Правды и Салима", о которых по воле Божией позаботились при погребении тела Иисуса Христа левиты: Иосиф Аримафейский и Никодим. Как, вы ничего подобного до сих пор - нигде, не видели? Тогда этот очерк предназначен, именно - вам,как одно из свидетельств Воскресения Иисуса Христа.
Древние апокрифы о Плащанице
В апокрифическом Евангелие от Петра, как об этом пишет доктор исторических наук М.С. Свенцицкая (автор перевода, исследовательской статьи, примечаний и комментариев), - «Всё описание воскресения Иисуса близко к апокалиптической литературе. Живой крест в этом рассказе – не просто фантастическая деталь. Крест сопровождает Иисуса на небо и в Апокалипсисе Петра, приобретая тем самым смысл сакрального символа. Позорное орудие казни, столь часто употреблявшееся в реальной действительности, тоже преображается и становится «древом жизни» вечной».[Свенцицкая М.С. Евангелие от Петра / Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М., Издательство «Мысль», 1989, стр. 86]. Не так ли преобразился и «не чистый» погребальный саван, в который было положено покойное тело Иисуса Христа, - в очищенную Божеством Плащаницу Воскресения? Далее, следует предложение «очерёдности» преображения сакральных предметов, где первенство должно по праву принадлежать Плащанице - заключает М.С. Свенцицкая, ссылаясь на мнение ряда зарубежных специалистов. Другой памятник, Евангелие евреев (во всяком случае, его первоначальный текст) было создано в I веке н.э., вероятнее всего, в период 65-100 годов и было распространено у сирийских иудео-христиан. Так вот,- «Лингвистический анализ <этого произведения> показывает, что оно было написано на арамейском языке, - отмечает учёная. - <Из средневекового мусульманского трактата> явствует, что первое евангелие было написано на еврейском языке; <и только> затем, «истинное» христианство было заменено греческим. В трактате содержится осуждение отказа христиан от еврейского (арамейского?) языка, что явно отражает, - по мнению М.С. Свенцицкой, - позицию эбионитов и назореев. <> Запрещение победившей церковью писаний иудео-христиан не может вызвать удивления, - продолжает учёная. – Не только Евангелие эбионитов, неприемлемое для ортодоксов своей трактовкой образа Иисуса, но и Евангелие евреев с его резкими выпадами против богатых, ожиданием скорейшего конца света, не могло быть принято епископами, составлявшими окончательные списки священных книг. Но, взгляды, отражённые в запрещённых евангелиях, - полагает М.С. Свенцицкая, - были когда-то свойственны всем первым почитателям мессии - Иисуса. Именно, эти взгляды находились у истоков христианской мировой религии». [Свенцицкая М.С. Иудео-христианские евангелия / Апокрифы древних христиан: Ис-следование, тексты, комментарии. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М.,Издательство «Мысль», стр. 63-65]. Представляется, что именно это размежевание на заре становления христианства, стало ещё одним из препятствий вынужденного сокрытия знаний о Плащанице Воскресения, которая, вероятнее всего, оказалась в этот период на попечении общины сирийских иудео-христиан, в том числе и в связи с последствиями Первой иудейской войны (65-73 годы н.э.). Эта версия вполне приемлема, поскольку Евангелие евреев – единственное, открыто сообщающее о некоторой судьбе Плащаницы, в которой было погребено тело Иисуса Христа. «И когда, Господь отдал пелены слуге жреца, - цитирует по Иерониму Евангелие евреев М.С. Свенцицкая, - Он пошёл к Иакову и явился ему. Ибо Иаков поклялся, что не будет есть хлеб с того часа, как он выпил чашу Господа, до тех пор, пока не уви-дит его восставшим (Иероним. О знаменитых мужах)».[Свенцицкая М.С. Фрагмент Евангелия евреев / Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М.,Издательство «Мысль», стр. 68]. Пожалуй, не менее впечатляет и вызывает чувство причастности к Плащанице Воскресения, другое апокрифическое произведение «Гром Совершенный ум». Специалисты датируют этот труд промежутком с I по IV века н.э. По моему мнению, признанный специалистами перевод названия этого произведения «Гром Совершенный Ум» весьма туманен и этимологически не точен, в то время как труд наполнен поэтическими иносказаниями и метафорами, напоминающими о Плащанице. О проходившей ранее дискуссии по поводу названия этого апокрифа кандидат исторических наук М.К. Трофимова ссылается на зарубежных авторов, но каких-либо интерпретаций названия, к сожалению, не приводит. [Трофимова М.К. Гром Совершенный Ум / Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М.,Издательство «Мысль», 1989, стр. 298-299]. Памятник написан от первого лица женского рода, не названного по имени, как полагает М.К. Трофимова, возможно, от имени какого-то «божества»? Парадоксальность изложения, по её мнению, имеет целью подчеркнуть, что божество полностью запредельно относительно мира, а при чтении этого произведения, так же по её мнению, возникает множество неопределённых образов. С этими идеями советского историка трудно согласиться, поскольку один из таких образов, как ни какой другой, представляется реальным, уместным и вполне достоверным. Знающему,по моему глубокому убеждению, не трудно определить, о чём - именно повествует автор древнего апокрифа. Далее мною приводится текст апокрифа с сокращениями, но от этого единственно верный смысл Евангелия – остаётся столь же очевидным. А назвать этот апокриф необходимо так:
Сила Совершенного Ума
«Я послана Силой. И я пришла к тем, то думал обо мне. И нашли меня среди тех, кто искал меня. И не гоните меня с ваших глаз! … Да не будет незнающего меня нигде и никогда! … Ибо я первая и последняя. Я почитаема и презираема. … Я госпожа рождения. … Я молчание, которое нельзя постичь, и мысль, которой воспоминаний множество. … Вы, кто отвергаете меня, признаете меня. … Почитайте меня! Я презираемое и великое. Почитайте мою бедность и моё богатство! … И вы найдёте меня в царствии. …Я та, которая слаба, и я невредима. … Я неразумна и я мудра. Почему вы возненавидели меня в ваших советах? Потому, что я буду молчать среди тех, кто молчит. … Я немая, которая не может говорить, и велико моё множество слов. Я та, чей образ многочислен в Египте и чьего образа нет среди варваров. … Я та, кого зовут жизнь, и вы назвали смерть. Я та, кого зовут закон, и вы назвали беззаконие. Я та, кого вы преследовали, и я та, кого вы схватили. Я та, кого вы <потеряли> … Я не мудрая, и мудрость получают от меня. … Я та, которая почитаема, и которой воздают славу, и которой пренебрегают с презрением. Я мир, и война произошла из-за меня. … Я сущность и то, что не есть сущность. … Слушайте меня в уступчивости, и вы получите от меня учение в твёрдости. … Я знак писания и проявленность разделения. … Так смотрите на его слова и писания, которые исполнились. Ибо много привлекательных образов, которые существуют в многочисленных грехах, и они схватывают людей, пока те не станут трезвыми и не поспешат к своему месту упокоения. И они найдут меня в этом месте, и будут жить и снова не умрут". [Трофимова М.К. Гром. Совершенный Ум // Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Институт научного атеизма. Редколлегия: А.Ф. Окулов (пред.) и др. М., Издательство «Мысль», 1989, стр. 308-315]. Возникающие ассоциации о связи смысла этой поэмы с образом на ткани Туринской Плащаницы были «погашены», как представляется,атеистически настроенными исследователями и поэтическими отвлечениями самого произведения. Но его сущность не оставляет места для сомнений в том, что как в зеркале отражает Божественный образ на ткани Туринской Плащаницы, воплощённый Божественной Силой. Советские исследователи предположили, что в этом древнем произведении выражен «образный строй толкования о душе», "отождествление фундаментальных оппозиций мира и его отличие от Царствия Божиего", и т.п. учёные мудрствования. А ведь, действительно, Туринская Плащаница, это – первый и, вероятно, исключительный артефакт, чудом сохранившийся на протяжении двух тысячелетий. Вызывающий и до настоящего времени великое множество недоразумений, споров и непонимания. Можно бесконечно рассуждать и спорить о том, что практически, ещё и сегодня, с научной точки зрения представляется недоказуемым. Тем не менее, Туринская Плащаница является, вероятно, редчайшим вещественным свидетельством Воскресения Спасителя - Иисуса Христа! Это понимали и апостолы, и последующие за ними проповедники веры в мессианство Сына Божьего. Именно, поэтому Плащаница не просто стала одной из Святынь христианской Церкви, но и сакральным предметом, когда-то скрываемым от непосвящённых и оберегаемым от варваров…
Иллюстрация: страница № 157 журнала Наука и жизнь за 1989 год
Продолжение следует: В.А. Белов (2002-2010) 3 апреля 2021 года
Свидетельство о публикации №221040301320