Звёздное небо комнаты Двух дверей
По пьесе Ника Пейна.
Режиссер – Таня Вайнштейн.
Музыка – Кристина Петухина.
Свет – Анатолий Ляпин.
В ролях:
Анна Буданова, Владимир Кузнецов, Мария Тарасова, Руслан Дубовик, Дмитрий Бураков, Анфиса Люкина, Артём Эйкстер.
Площадка Скороход. Санкт – Петербург. 28.03. 2012
Таня Вайнштейн в спектакле «Созвездия» предлагает нам возможность абстрагироваться от реалий нашего времени и сфокусировать наш взгляд на том, что каждый из нас понимает под понятием человеческая жизнь. Этот сложный объект познания мира искусства и науки, источник вдохновения и поиска для мириад человеческих умов, в котором каждый ищущий своё понимание задался целью добраться до сути этого понятия, определить предназначение пространства, заключенного между двумя граничными точками человеческой жизни рождением и смертью человека. Спектакль «Созвездия» предлагает нам возможность осмысления и познания этой плоскости, которую каждый из нас заполняет индивидуально, сосредотачивает в ней свои мечты, планы, надежды и амбиции, собственное видение и понимание мироздания. В спектакле «Созвездия» Таня Вайнштейн создаёт визуальную проекцию этого пространства с помощью яркой сценической метафоры комнаты двух дверей, в которой одна дверь - это рождение человека, а вторая его смерть. Плоскость, заключенная между этими дверьми окутана мраком символизирует пространство человеческой жизни, изучение которого осуществляется посредством сценического воплощения одноимённой пьесы современного британского драматурга Ника Пейна.
Наш путь осмысления этого понятия осуществляется через абстрагированный диалог, который вместе сюжетным пространством пьесы создаёт многомерную конструкцию сценического проекта под названием «Созвездия». В этой конструкции взаимосвязь между этими элементами не линейна, в ней фрагменты пьесы Пейна инсталлированы в линейную структуру абстрагированного диалога, при этом направление развития диалога определяет направление вектора нашего наблюдения и познания этой истории. Сюжетное пространство этого диалога фокусирует наше внимание на двух персонажей, чьё присутствие и диалог оказывает влияние на остальных и на всё сюжетное пространства спектакля.
В первой сцене спектакля этот диалог открывает нам символическую дверь в пространство этой истории укрытое покровом мрака, скрывающим очертания сценической инсталляции. В этот символический момент этот диалог можно определить в виде некого моста, который возникает из мрака и соединяет двух сюжетообразующих персонажей этой истории. На одном берегу этой истории мы видим женщину на символическом рубеже своей жизни, на котором она находится в точке поиска ответов на ряд жизненно-важных вопросов. В этой точке пространства её жизни, она ищет возможности найти ответ на свои вопросы, которые позволят ей продолжить своё осмысленное движение в пространстве комнаты двух дверей. В спектакле «Созвездие» визуальная проекция человека, находящегося в этом сложном состоянии, находит своё воплощение в образе режиссера, работающей над сценическим воплощением пьесы Ника Пейна.
В этом образе мы видим человека, чей путь творчества и познания приводит её к точке, в которой её сомнения и противоречия достигают предельного значения, они сковывают её существование. В своих попытках вырваться из этих оков её жизни она осознаёт, что не может выйти из этого тупика самостоятельно, так как ответы на вопросы занимающее её мысли находятся за гранью её понимания и возможностей познания. На этом рубеже её жизни она осознаёт, что единственной возможностью разорвать эти оковы сосредоточена в личности, чьи знания и понимание пространства человеческой жизни находятся на более высоком уровне, личности которую она ассоциирует с понятием высшей мудрости. В спектакле образ этого персонажа символично ограничен голосом, возникающим из глубин пространства и времени, в его манере вести диалог прочитывается его отстраненность от реалий времени и повседневной суеты человеческой жизни. Он личность, который в своём философском диалоге экстрагирует человеческую сущность из шелухи амбиций и паутины слов.
В спектакле этот философский диалог, фокусирует наше внимание на ключевых вопросах человеческого существования и в своём посыле он выходит за рамки диалога поиска выхода из экзистенциального тупика человеческой жизни. Мысли обретающие своё звучание в этом диалоге преломляются и обретают свои очертания в картинах репетиций спектакля по мотивам пьесы Ника Пейна. Это сложное соединение философского контента и сюжетной основы пьесы трансформирует репетиционные подмостки в плоскость сюжетного моделирования, при котором фрагмент истории, запечатлённые в пьесе, обретают вариативное воплощение. Этот приём позволяет превратить сюжетное пространство пьесы в плоскость изучения различных конфликтных ситуаций, которые рассматриваются нами разносторонне.
В спектакле «Созвездия» воплощение пространства драмы человеческой жизни запечатлённое в пьесе Ника Пейна осуществляется посредством возведения в сценическом пространстве сюжетной конструкции совмещающей в себе три индивидуальных визуальных проекций одной истории.
Первая сценическая проекция отражает индивидуальный взгляд и понимание человека творца-режиссера, её собственное видение и уровень эмоциональной вовлеченности в картину человеческой драмы, запечатлённой в сюжете пьесы Ника Пейна. В этой проекции мы получаем возможность проникнуть в пространство её внутреннего мира, в котором лики этой трагедии коррелируют с фрагментами её собственной жизни. В спектакле наше проникновение в это замкнутое пространство её внутреннего мира осуществляется в её словах адресованных актёрам, репетирующих сцены спектакля, в экспрессии её мимики и пластики её образа. Наше изучения её образа позволяет нам заключить, что репетиционный процесс для неё это возможность вдохнуть жизнь в строки пьесы Ника Пейна и в процессе воплощении этих сюжетов она пытается открыть максимально широко дверь познания, ведущую нас в глубины человеческой драмы.
Во второй сценической проекции мы наблюдаем процесс трансформации мыслей озвученных в диалоге, в рамках этого процесса эти мысли преломляются в понимании других персонажей. В этой истории в финальной стадии осмысления этих мыслей философского диалога они находят своё воплощение в сценических этюдах, которые создаются актёрами, репетирующими сцены из спектакля по пьесе Ника Пейна, в этих сценических зарисовках мы видим индивидуальное прочтение и пониманий этих мыслей. Эта форма понимания является сложносоставным элементом, объединяющим в себе плоды их собственного проникновения в сюжетное пространство пьесы и результаты понимания концептуальных понятий философского диалога. Сценические зарисовки, воплощенные с помощью этого сложного философско-драматического тандема создают картины человеческих отношений, в которых ситуации сюжетного пространства пьесы обретают вариативную трактовку.
В спектакле первая и вторая проекция совмещается с третей, в которой события, происходящие в пьесе, их индивидуальные трактовки и точки познания философского диалога сливаются воедино в пластических этюдах. В них происходит экстракция человеческих эмоций, чувств и мыслей из-под власти словесной оболочки и это создаёт нам возможность познания мира человеческих отношений в абсолюте, при котором наше внимание максимально сфокусировано на чувствительной компоненте человеческих отношений. Пластические этюды в своём сценическом воплощении, совмещенные с другими двумя проекциями создают трехмерную картину, в которой мы познаём глубины человеческой драмы и получаем возможность найти ответы на философские вопросы бытия и мироздания. Наше познание мира человеческих отношений запечатлённых в сюжетном пространстве пьесы Ника Пейна в спектакле Тани Вайнштейн предоставляет нам возможность создать особую, четвертую плоскость, в ней каждый из нас может воплотить своё собственное видение и понимание. В ней эта история соединяет воедино все лики драмы человеческой жизни, познанные нами в границах и за пределами этого сюжетного пространства, из истории собственной жизни.
Этот сложный процесс познания сосредотачивает наше внимание на понятии человеческой индивидуальности, которое находит своё раскрытие в яркой звездной метафоре, в ней человеческая жизнь с её индивидуальностью сравнивается с образом звезды, чей свет прорезается через глубины космоса и освещает нас всех с высот звездного неба. Безграничность понимания этой метафоры заключается в одой из её смысловых граней, в которой человеческое общество сравнивается с понятием созвездия, в котором каждый из нас звезда, занимающее своё уникальной место на небосклоне. В этом понимании пространства человеческой жизни и мироздания свет наших индивидуальностей прорезается сквозь мрак ночи и освещает нам тернистый путь в пространстве двух дверей.
Анализ и видео фрагмент спектакля "СОЗВЕЗДИЯ" на моём авторском YouTube канале"Мой Не_Критический Взгляд":
https://youtu.be/-P71BuCflcQ
Свидетельство о публикации №221040301432