Об Иосифе Великом и Ужасном

          Удивляет число забавников поболтать на тему давно почившего вождя всех времён и народов. Не только тело его после смерти таскали туда-сюда на глазах у населения, но и дело его всё никак не растворится во флюидах ноосферы, тревожа впечатлительных жильцов мира сего иногда уж до болезненного состояния.
          Ну что же, рассматривать роль Сталина, и даже самого сталинизма в нашей истории, конечно, можно и нужно, да только уж как иной человек рассматривает свой нарыв - может и болезненный – на своём достаточно обширном теле. Всякое суждение здесь будет иметь основания, столь же убедительные сколь и безосновательные для поиска ответа на возникающий вопрос – что же делать? Не в смысле там примочек или таблеток, а - бери выше –  идей куда бы направить коллективные усилия людей, ещё – по противности своей или легкомыслию – не решивших для себя кому бы отдаться.
          А я чем хуже и тех и других? Могу же и я себе позволить высказаться по теме?
          Ну так вот же.  Если кому интересны истоки наших достижений, подозрительно часто создающих  нам же неслабые проблемы, то не пристало ли и нам обратиться к истокам именно нашей государственности.


          Возьмём за отправную точку эпоху десятых веков. Плюс- минус пары веков туда – сюда. Много интересного происходило на теле Старого света в те времена. Не слабая цивилизационная движуха, ещё в духе традиционной цивилизации деспотического типа, но уже предшествующая зарождению цивилизации либерального типа. Ну, о либеральных ценностях тогда ещё и не помышляли ещё со времён древних греков или продвинутых римлян, а мощно же питали умы отцов народов идеи имперские.  Россия игрою случая оказалась на задворках суперконтинента, которые задворки были мало интересны более активным деятелям на этой сцене, потому как были почти пустынны, со сложнейшими физико-географическими реалиями, малопродуктивными для развёртывания существовавших к тому времени технологий.
          Туда распространить своё влияние сам случай повелел, тем более что холопья имперские (будь это откровенные разбойники, или, напротив того, блистательные мужи войны и учёности, исследователи новообретённых земель) все не прочь были бежать туда, на волю - из-под опеки правящей элиты ради удовлетворения собственных амбиций. Элиты же правительствующие на эти чудаческие устремления смотрели сквозь пальцы, потому что преференции, добытые первопроходцами мало что добавляли казне, нужда в которой здесь и сейчас была предельно острой ввиду непрекращающихся потуг правителей на достойное место в круге европейских монархов, излюбленное занятие которых была борьба за первенство над прочими претендентами за мировое величие в достаточно обширных пределах вкруг Средиземноморья.
           И ресурсы для такой борьбы нужны были во всё умножающихся масштабах. Но взять их в нашей местности можно было только способом архаического давления на собственное население. Это давление хоть и позволяло концентрировать немалые средства на единичные сумасбродства, да угнетало ростки экономики хоть сколько бы современного типа.
           Такова дилемма: давление угнетает рост, уж который теперь можно достичь только ценой давления нового уровня. Все остальные аспекты общественной жизни – производные от этой парадигмы.

        Случившаяся у нас когда-то, типа, революция – всего лишь эруптивное нарушение слагающих слоёв архаичных отношений эпохи собирательства. Всего лишь вскрытие нарыва. Она хоть и дала толчок оживлению борьбы всех со всеми во имя ускорения реформ способом коллективизации для мощной индустриализации, но индустриализации во имя имперских целей. Результаты которой и были брошены в котёл мировой войны, так тщательно подготовляемой социалистами красной да коричневой окраски.

       Ныне же наша победоносная империя оказалась в ловушке собственного приготовления: её огромные пространства с не малыми природными ресурсами нуждаются в защите от посягательств со стороны бурно развивающихся соседей. Современные же способы вооружённой борьбы требуют всё более фантастических затрат. А численность своего населения не позволяет получить достаточные средства привычным способом доения нищебродов. Жизнь же современной экономики активизируется только в концентрированной среде потребителей  преимущественно непроизводительной сферы производства. Концентрация же нашего населения в суперкластерах приводит к обезлюдиванию пространств,  деградирующие остатки жителей которых молчаливо взыскуют условия жизни на уровне жизни мегаполисов, ничего существенного при этом не производя, но создавая своим мизерным существованием массу проблем, и главное - социальную напряжённость в виртуальной коммуникационной среде.
           Для пресечения возможных здесь эксцессов требуется кормить всё возрастающую массу силовых структур. Вольно или невольно, но так дают о себе знать запросы экономики мобилизационного типа. Словно время возвращает нас в эпоху начала нашей государственности.  Движение по кругу. Можно много чего забавного высказать, используя для затравки это обстоятельство. Но не будем и о козе на верёвке. Авось не издохнет от бескормицы. Но и разговоры на этом фоне об исторических персоналиях всё больше напоминают «говор пьяных мужичков». Но у современников автора этой цитаты – Лермонтова М. Ю. я имею ввиду -   еще была хоть пара веков на размышления. А сколько отпущено нам, любителям поболтать о влиянии покойников на будущее живущих?


Рецензии
"Результаты которой и были брошены в котёл мировой войны, так тщательно подготовляемой социалистами красной да коричневой окраски."
Редко у кого встретишь такое глубокое понимание истории.

"Движение по кругу."
Ничего. Ветер с востока разорвет этот круг. В клочья.

Зеленая.

Еще Один Дождь   04.04.2021 18:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.