92. Не силою получения, а силою отдачи

Псалмы – это послания для тех, кто в них нуждается и их принимает. При пропускании псалмов через душу многое становится ясным. А то, что остаётся неясным, раскрывается проникновением в «зашифрованные» в образах этого мира духовные смыслы стихов.

"Господь царствует; Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется."

Здесь будет уместно также привести перевод древнееврейского текста: «Господь – Царь, величием облёкся Он, облёкся Господь, силой препоясался, и потому утверждена вселенная, не пошатнётся».

Господь препоясан силой, могуществом – благодаря Его силе отдачи сотворён и Его могуществом держится мир.

Господь облёкся величием, облечён величием. Человеку сначала раскрывается не Сам Творец, а Его величие. Впрочем, большего и не требуется, ибо мы постигаем Бога в мере Его возвеличивания, важности, которую мы придаём Ему. Все дальнейшие выяснения, которые идут вслед за этим величием, будут уже не столь существенны.

Если я в себе имею лишь упование на то, что Творец будет меня кормить, даст благополучную жизнь, успех – во мне усиливается эгоизм. Когда я действительно это получаю – эгоизм усиливается ещё больше, и если перестану получать – обвиню, а то и отвергну Всевышнего! Откуда же появится желание служить Царю без всякой корысти?!

Если же над всем неприемлемым для моего желания насладиться царит величие Творца, «великого на своих высотах» – это единственная причина, которая может обязать к истинному служению Господу. Все прочие стимулы работают со стороны эгоизма: через зависть, честолюбие, жадность и прочее.
Величие Бога – это мотивация, приходящая со стороны отдачи и помогающая её достичь. Ты восхищаешься Им и уже хочешь Ему оказать уважение. Это и обеспечивает истинное стремление.

Нам свойственно почитать важного человека. Но в этом мире важность зависит от мнения окружения: если окружающие уважают кого-то, то я тоже буду его уважать, а если относятся к кому-то пренебрежительно, то я неминуемо стану им пренебрегать. Согласно мнению общества, которое имеет на меня влияние я и решаю, кто для меня важен, а важному человеку я готов услужить; как и насколько – зависит от степени его важности. Но и этот мотив эгоистичен, ведь я буду что-то получать и тщеславиться от своей причастности к великой личности. В этом не будет никакой духовной работы, ведь духовная работа находится выше любого вознаграждения, получаемого эгоизмом в виде компенсации. Поэтому Творец не раскрывает нам Своё величие Сам, а временами, и даже зачастую – скрывает.

Главное, что нужно для меня – это ощущение величия силы, которая меня создала и мною управляет, ощущение её как доброй, дающей, любящей. А это ощущение есть ВЕРА. Верой также называем свойство отдачи и любви, потому что, ощущая силу, создавшую меня, я ощущаю в себе такие же свойства отдачи и любви. Иначе я не смог бы почувствовать эту силу, ведь всё ощущается только в мере подобия свойств: в той мере, в которой у меня есть какое-то свойство, я ощущаю действие этого свойства как бы вне себя. Хотя нет ничего «вне меня» – всё всегда ощущается во мне.

Верить в величие Творца – значит ощущать первичность величия этой силы, которая всё создает, всем управляет и всё наполняет. Кто верит, тот чувствует свою слабость и пустоту – и нуждается заполнить её величием Творца, чтобы суметь идти выше знания, выше сомнений. И ничего ему не надо, кроме величия Творца – ведь оно даёт возможность приоткрывать высший мир.

"Престол Твой утверждён искони: Ты – от века."

Или: «Утверждён издревле престол Твой, испокон веков Ты».

Право Господа царствовать неоспоримо, оно утверждено от начала времён, и будет существовать даже тогда, когда все начальства, власти и силы будут отвергнуты (1Кор. 15:24) так, как происходит аннигиляция.

"Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силён в вышних Господь."

Духовный смысл образа рек – это желания и устремления народов. Народы будут возвышать свои голоса, исторгая ужасные угрозы, потоки беззакония, и создаётся ощущение реальной опасности.

Море и волны на нём есть те мощные силы, законы природы, который человек не может не только обуздать, но и перейти. Образ взволнованного моря с неимоверным шумом вод соотносится с непредсказуемостью: «Мятутся народы» (Пс. 2:1); неотвратимостью бури (Ис. 54:11).

Но сила Господа выше всех явленных сил. Сила Его сокрыта, но может быть явлена, как свидетельствует Писание в повествовании о разделении вод моря во время великого исхода Израиля из Египта.
Моисей простёр руку навстречу катящимся валам и повелел морю: «Во имя Творца, расступись!» – но море не подчинилось, волны не отступали и продолжали вздыматься. Несмотря на это, сыны Израиля продолжали продвигаться навстречу могучим волнам, вода уже доходила им до горла.
Тогда морю явилась Шхина – явление силы Творца, и оно расступилось. «Почему же теперь, море, ты отступило?» – спросил его Моисей. Последовал ответ: «Я отступаю только для Самого Царя Мира!» (Мидраш).

На нашем, душевном уровне эти образы выражают сильные душевные волнения, овладевающие нами как из-за страха жестокости и непредсказуемости мира сего, так и из-за чрезмерных страстей, которые лишают душу покоя. Но если в ней царствует Господь, то всё будет повиноваться Ему.

"Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни."

«Свидетельства Твои верны совершенно, святость подобает дому Твоему, Господи, вовеки».

Правда, верность и святость Творца совершенны – и нет свойств выше этих. Господь царствует в истине и святости.
В нашем мире нет ничего святого. Мир святости – это духовный мир, а это – «дом» Бога. Духовные значения, духовные смыслы необходимы человеку, ибо именно люди могут привносить в мир святость. Господь свят, но Он – «не от мира сего».

Святость – «печать перстня истины». Через свойство святости раскрываются высшие духовные законы. В духовном срезе святость есть свойство Бины, это полная отдача. Святой – значит отдающий.
«…освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; …объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я – Господь… Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (из Книги Левит).
Сия заповедь говорит о том, что мы тоже должны этого достичь с помощью света, возвращающего к Источнику, – той же силы отдачи, которая воздействует на нас. Несмотря на то, что мы погружены в свойство получения, эта сила по каналу веры производит в нас изменение, исправление, освящение. Это сила возлюбившего нас и отдавшего «Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Этот краткий псалом демонстрирует славу Царства Божьего и дарует утешение всем любящим Его. Левиты в храме исполняли этот псалом в шестой день недели, в который Господь завершил Своё Творение и воцарился над ним.

Но мы видим, что духовное значение псалма глубже и выше: он побуждает искать «дом Божий» и войти в него, и в нём посылаются два важнейших шага подъёма в Божий мир: ощутите величие Господа, освящайтесь и будьте святы. Царство Божие силою берётся – но не силою получения, а силою отдачи.


Рецензии