О готском мотиве в истории Крыма

     RLD

     Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

     Немецкий историк из Марбурга Дитрих Клауде (учившийся, кстати говоря, некоторое время в университете бывшей вестготской резиденции Тулузы) указывал в своей «Истории вестготов (западных готов - В.А.)» на курьезный случай спора между дипломатами на Базельском соборе римско-католической церкви 1434 года. Тогда Николаус Рагнвальди (Нильс Рагнвальдсон) – посланник короля Дании, Норвегии и Швеции Эрика VII Померанского – потребовал для себя особо почетного места в зале собраний, приведя в обоснование законности своего требования довольно любопытный довод. Он заявил, что шведы суть потомки готов, готам же подобает эта честь, с учетом их достославной истории. Заносчивому шведу, впрочем, не замедлил возразить испанец Альфонс де Картахена – министр и полномочный посол Его Величества короля Кастилии, заявивший, что у испанцев несравненно больше прав считаться наследниками славных готов, чем у шведов. Ибо вестготы, отправившиеся на Иберийский полуостров совершать великие деяния, чьими потомками являются испанцы, без сомнения, были лучшими и храбрейшими представителями своего племени. А самые негодные, ленивые, бездеятельные готы остались на родине, в Швеции – жалкие остатки готского народа, не имеющие прав ни на какие привилегии. И вести от них свой род не очень-то почетно.

     Эта дипломатическая дуэль разыгралась через тысячу лет «с гаком» после смерти вестготского царя Алариха, взявшего в 410 году п.Р.Х. Рим на Тибре, и через несколько меньше лет после смерти остготского царя Италии Теодориха Великого. За это время политический небосвод христианской Европы успели озарить Карл Великий, Оттон I Великий, Владимир Святой, Вальдемар Аттердаг, Фридрих I Барбаросса, прозванный «чудом мира» - «ступор мунди» - Фридрих II Гогенштауфен и немало других монархов «крупного калибра».  И все же готы были не забыты. Мало того! Ранг дипломатов, оказывается, напрямую зависел от отношения, которое имели к готам государства, представляемые на международных форумах этими дипломатами. Это не только неожиданно, не только удивительно, но и несколько отдает неблагодарностью. С учетом несомненных заслуг, скажем, франков в деле сплочения новой, христианской Центральной Европы и основания Священной Римской империи. Возможно, в памяти христианских народов Европы (продолжавшей, в силу исторической инерции, столетиями, если не тысячелетиями, мыслить «римскими» категориями) слишком ярко запечатлелись многочисленные преступления представителей франкских царей – например, моральный хаос, царивший в период от Хлодвига до Пиппинов. И на их фоне, несколько отдаленные во времени вестготы, несмотря на свои интриги и насилия, успели превратиться в идеализированных памятью и фантазией потомков борцов за лучшую, рыцарскую, христианскую Европу? Было бы заманчиво написать на эту тему книгу, озаглавив ее, скажем: «Эволюция образа готов в оценках людей европейского Средневековья». Писать, да и читать ее, наверно, было бы довольно интересно… В любом случае, с учетом приведенных выше соображений, становится понятным, почему интерес к готам не только не угасает, но и постоянно возрастает, в самые разные эпохи и на самых разных уровнях (от «готических» романов до современной молодежной субкультуры «готов»). Имена остготских и вестготских царей известны во всем мире не меньше, чем имена их современников - последних римских императоров. Причем, интерес к готскому наследию проявляют не только скандинавы или англосаксы. И не только немецкие историки (от фон Витерсгейма, Дана и Людвига Шмидта до Эйке, Клауде, Шрайбера, Хахмана и множества других). Но и наши, русские историки, начиная с Вельтмана, Соловьева, эмигрантов Вернадского и Васильева - автора фундаментального труда «Готы в Крыму» - несть им числа… Ибо и мы, русские, тоже – потомки и наследники готов. С течением времени – по прошествии многих столетий, на протяжении которых Европу постоянно опустошали войны, разрушавшие материальные свидетельства прошлого и стиравшие саму память о нем – мир стал свидетелем знаменательного феномена. Все большее значение стали приобретать районы, расположенные на западных и восточных оконечностях нашего многострадального материка и потому сохранившие больше следов готской эпохи, чем казавшиеся изначально более важными места событий готской истории между итальянской Равенной и испанским Толедо. Если мы хотим ощутить отдаленное веяние готской истории, нам надо отправиться далеко на запад – в Санта Комба южнее Орензе, или на гору Монте Наранка с храмами Сан Мигель де Лильо и Санта Мария под Овьедо. Далеко на юг – в Равенну с ее готскими храмами и мавзолеями. Или не так далеко на юг – в Крым, где по соседству со славным городом русской воинской славы Севастополем, в юго-западной части Крымского полуострова, в четырнадцати километрах от Бахчисарая, расположены руины Эски-Кермена. Что в переводе с крымско-татарского языка на русский значит «Старая Крепость». Ибо эта старая крепость (называвшаяся в VI в. Дорос), построенная на столообразном горном плато, ограниченном обрывами до тридцати метров высотой – не просто древнее военное укрепление. А целый город на высотах известковой горной гряды, состоящий из пяти сотен скальных пещер. Город с шестью подземными церквями, в трех из которых еще сохранились фрески в восточно-римском («ромейском») стиле. Там располагалась готская резиденция, отражавшая все вражеские нападения до 962 г., когда она была захвачена хазарами под предводительством полководца Песаха. Подтверждением этого факта является наличие осадного колодца VI века, с лестницей из шести маршей с восемьюдесятью ступенями, с двадцатиметровым коридором; подобного не было в укреплениях «ромеев» периода строительства защитной линии для отражения набегов кочевников в Средней гряде Крыма. Территория города занимала площадь восемь с половиной гектаров, имея твсячу сорок метров в длину и сто семьдесят метров в ширину. После ухода хазар готский город Дорос возродился и даже разросся. Максимального расцвета Дорос достиг  в конце XII-начале XIII века, когда численность его постоянных жителей превысила две тысячи человек. В указанный период Дорос был уже полноценным средневековым городом. Плато, на котором он располагался, было застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым была способна проехать повозка. На территории города пребывал правящий епископ округи, о чём свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. Эта христианская базилика, предположительно построенная в центральной части плато в IV веке, неоднократно перестраивалась и расширялась до начала VIII в. В 1299 году град крымских готов был разрушен войсками монголо-татар под предводительством золотоордынского беклярибека  Ногая (Есун-Нохоя, буквально: «Железного Пса») и уже не смог восстановить своё былое значение. В 1399 г. татаро-монгольское войско под предводительством темника  Золотой Орды Едигея уничтожило отстроенные укрепления и окончательно разорило город, который после этого уже не восстанавливался. В его окрестностях осталось только небольшое поселение Черкес-Кермен (село Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней Античности и до начала семидесятых годов ХХ века. Ныне Эски-Кермен – один из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма, после «иудейского (в действительности – караимского) города» Чуфут-Кале, и входит ныне в Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Маршруты к Эски-Кермену идут от сел Холмовка, Залесное, Терновка и Красный Мак, куда можно добраться на рейсовом автобусе из Бахчисарая - бывшей столицы ханов крымских татар из рода Гиреев.

      После взятия и разорения Дороса хазарами Песаха (послужившего поводом для антихазарского восстания под руководством святого Иоанна Готского)  новой столицей князей крымских готов (их княжество впоследствии получило название Феодоро или Теодоро – уж не в честь ли одного из готских Теодорихов?) стал Мангуп, расположенный довольно близко – всего в пяти километрах – от Эски-Кермена.  Мангуп (ставший также центром Готской епархии в Крыму) оставался столицей готского княжества Феодоро (гербом которого был, между прочим, двуглавый орел, послуживший, скорее всего, прообразом герба «ромейских» аристократов Палеологов, имевших владения в Крыму по соседству с тамошней «Готией», а через них - российского гербового двуглавого орла - см. иллюстрацию в заголовке настойщей исторической миниатюры), контролировавшего весь юго-западный Крым и находившегося под влиянием «Ромейской василии», до середины XV  века, был после непродолжительной осады взят турками-османами, но просуществовал до конца XVIII века, пока не был покинут своими жителями. Именно с этой эпохи сохранились его многочисленные искусственные пещеры, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун.

     Крымские готы, поселившиеся на древней земле Таврического полуострова, как нам известно, с III века п. Р.Х., выжили не только благодаря прославившим их в веках и многократно подтверждавшимся на практике воинскому духу и боевым навыкам, отличавшим готский народ во все времена, но, видимо, еще и потому, что Крымский полуостров был в несколько меньшей степени подвержен опустошительным нашествиям кочевых народов, чем степи к северу от Крыма или долины Дуная и Днестра, лежавшие в зоне главных направлений всех нашествий с Востока.

     Кроме того, Крым, несмотря на свои не слишком высокие горы, все же представлял собой созданную самой природой крепость, создававшую немалые трудности превосходящим силам врагов – например, объединенным армиям величайших держав мира Франции, Англии, Турции (с примкнувшей к ним Сардинией) - в годы Крымской войны в XIX веке или германскому вермахту в годы Великой Отечественной войны советского народа в веке XX. Природная крепость, устоявшая под обстрелом корабельной и осадной артиллерии западных союзников в годы Крымской войны и под обстрелом тяжелейших германских мортир Второй мировой, была тем более неприступным убежищем в эпоху Средневековья.

     Император римлян (василевс «ромеев»), благоверный православный царь Юстиниан I Великий, поддерживавший, как известно, тесные отношения с готами - как восточными (остготами), так и западными (вестготами), был первым из великих монархов, удостоивших крымских готов знаков своего высочайшего внимания. Оказав им помощь при строительстве крепостей и включив, в качестве ответной услуги, крымско-готские контингенты в свои всегда победоносные (официальная формулировка) войска на правах «федератов».  Речь шла о двух-трех тысячах воинов, чьи семьи жили на плодородном побережье Дори (именно их упомянутая выше столица Дорос получила впоследствии название Эски-Кермен). Наряду со сведениями, так сказать, военного характера, в нашем распоряжении находятся также сведения о крымских готах, сохраненные церковными документами. Готы-тетракситы стали христианами в конце III века. В качестве доказательства в книге нашего соотечественника-эмигранта А.А. Васильева о готах в Крыму приведено, в частности, надгробие некоего Евтропия, найденное под Керчью (древней столицей зависимого от римлян эллинистического Боспорского царства – Пантикапеем). Правда, они сами называли себя не христианами, а авдианами. В честь Авдия Эдесского – последователя ересиарха Ария, родом из Междуречья, сосланного в Скифию (т.е. крымскую Готию) по обвинению в ереси. Коль скоро это так, крымские готы были, подобно остготам и вестготам, арианами. Но арианами, принявшими учение Ария в форме и на основе проповедей, в которые их учитель и апостол Авдий привнес свои собственные взгляды и древнее наследие своей месопотамской родины. Авдиан (авдиян) называли также антропоморфитами. Антропоморфией (греч. «человекоподобием») в тогдашнем церковном словоупотреблении именовалось стремление буквально трактовать библейские сюжеты, в которых при описании Бога используются человеческие атрибуты и качества. Свою правоту Авдий Эдесский подтверждал цитатами из Ветхого Завета, в частности – книги Бытие (I, 26). Авдиане полагали, что Бог должен иметь тело, руки и ноги, а также чувства подобно человеку. Именно в этих особенностях их вероучения православные критики авдиян усматривали их близость к арианскому «человекобожию». В богослужениях антропоморфиты пользовались апокрифами, написанными преимущественно Авдием, однако не отвергали и каноническую литературу.  Пасху они отмечали по иудейскому календарю.

     В данной связи представляется необходимым, не вдаваясь особо в христологические и иные богословские тонкости, обратить внимание на следующее обстоятельство, кажущееся нам весьма примечательным. Существовали тесные связи по церковной линии не только между Крымом и Константинополем. Но и между крымскими готами и Двуречьем – ведь оттуда приходили и туда уходили вероучители, испрашивались и направлялись епископы. Значит, по логике вещей, должны были существовать и не менее оживленные двусторонние экономические связи и контакты. Сам Авдий прибыл в Крым уже глубоким стариком. Однако его проповедь оказалась столь успешной и эффективной, что утвердившееся, благодаря ему, у крымских готов авдианство уступило свои позиции православному христианству лишь к середине VI в.

     Вследствие этого особого вероисповедания крымских готов приобрел такое значение Вселенский Собор 325 года в Никее. Большинство его участников известно поименно. В качестве епископа (крымских) готов в списке участников указан Феофил. О епископе же Боспорском, Домне, точно не известно, был ли он, подобно Феофилу, готом, или нет.

     Когда после смерти «Бича Божия» Аттилы распалась гуннская держава, отдельные племена великого народа гуннов отхлынули в Крым и подчинили крымских готов. Но скоро осознали их полезность и вступили с готами в своеобразный «братский союз народов». Чья счастливая мирная жизнь была нарушена сперва нашествием хазар, захвативших столицу готов Дори - Дорос. Затем – нашествием татар, включивших Крым в состав Золотой Орды, а после ее распада, учредивших на древней земле Тавриды отдельное Крымское ханство. И, наконец, гибелью Восточной Римской (Греческой) империи («Византии») под ударами турок-османов, взявших в 1453 году Царьград-Константинополь и завладевших в 1475 грду также Крымом, сделав ханов крымских татар своими вассалами («улусниками», выражаясь по-ордынски). Мангуп, где по-прежнему жили  крымские готы, попал под турецкое управление. И лишь сохранившийся готский язык продолжал свидетельствовать о том, что готский народ еще жив. Правда, недолго…

     В середине следующего, XVI, века посланник императора Священной Римской империи Фердинанда I Габсбурга к двору турецкого султана, в ходе своих поездок по османским владениям посетил Крымский полуостров. К счастью последующих поколений (включая наше) этим «цесарским» дипломатом был одаренный от природы всеми добродетелями, высокообразованный, умный и наблюдательный фламандец – барон Ожье Жислен де Бусбек. Не кто иной, как благочестивый император Священной Римской империи и король Испании Карл V Габсбург (тот самый, чьи войска устроили в 1527 году в папском Риме на Тибре страшную резню - «Сакко ди Рома», многократно  превзойдя по зверству вестготов, вандалов, остготов и других «варваров», захватывавших и грабивших Ветхий Рим на протяжении его долгой истории), оценив де Бусбека по достоинству, возвел его в дворянство и принял талантливого фламандца на дипломатическую службу (хотя тот был незаконнорожденным).

     В 1555 году Бусбек впервые прибыл с дипломатической миссией ко двору турецкого султана Сулеймана II. И оставался в Турции с 1556 по 1562 год. В своих «Легационис Турциэ Эпистолэ»,(т.е. «Письмах о посольстве в Турцию») IV, цесарский дипломат упомянул о своей встрече в Крыму с последними готами, езе сохранившими свой германский язык...

     Вот, собственно, и все, что автор этого короткого очерка хотел поведать своим уважаемым читателям о готском следе в истории Крыма. Автора могут обвинить в желании во что бы то ни стало «притянуть готов за уши» к российской истории, «любой ценой сделать готов предками нашего русского народа». Но ведь еще не так давно советские археологи и историки, на основании археологических находок в скифских курганах и развалинах, глазом не моргнув, поторопились объявить скифов (сколотов) предками славянских народов, включая русский народ, чуть ли не по прямой линии. И ничего, «хоть бы хрен по деревне»!..Так что с какой стати нам, русским, отдавать готов и все готское на откуп скандинавам, англосаксам, испанцам, португальцам, не говоря уже о немцах?

     Здесь конец и Господу (или, по-готски, Фрауйе) нашему слава!


Рецензии