9. 20 Грозы

ГРОЗы
Аббревиатура эта просто расшифровывается, горные рабочие основного забоя. Казачек Вячеслав, с которым мы вместе на протяжении шести лет сидим на скамейке футбольного поля и смотрим на наших внуков, я на Илью, а он на Виталика. Вначале не было общих тем для разговора кроме футбола, в котором я большущий профан.
          
Как-то нечаянно проскользнуло у него что он шахтёр Воркутинский и в футбол играл, и хочет чтобы внук Виталик таким же крепким стал как дед его, хотя и не могучего телосложения, но на столько крепкого что ему и позавидовать можно.
          
г. Воркута, шахта угольная, а он по электро-механизмам разным специалистом, всезнайкой стал и всегда выполнял свою работу на ять, даже после того как мастером горным стал.
          
Шахта. Пласты разные, горизонтальные или крутопадающие. Понятно, что тяжело работать, но человек всегда приспосабливается, привыкает к разным условиям и почему-то всегда думает, что всё так и должно быть.
          
Казачёк не был ГРОЗом, но всегда для них обеспечивал работу всех эл/механизмов, своей профессии горняка шахтёра и всю свою трудовую жизнь провёл в шахте, когда основной забой всё определяет и не изменил своей профессии до выхода на заслуженную пенсию.
         
О себе. Вначале я немного поработал в примитивной шахте по добыче золота на мерзлоте вечной рядом с Якутией, а потом уж и на угольной шахте им. С.М. Кирова в г.Черемхово.
            
Большое уважение Вячеславу Казачёк, с которым меня роднят простые понятные всем шахтера слова, бремсберг, людская, стойки, кусты из стоек, рештаки транспортёров угля, камероны для обкачки воды со штреков, крутопадающие пласты угля, лава, кровля и посадка её.
          
Самые приятные слова в конце смены – выходим «на гора», когда ты на вольном воздухе на поверхности окажешься и понимаешь при этом что не было несчастных случаев в твоей смене,  хотя они подстерегают шахтёров на каждом шагу.
          
Большое уважение шахтёрам в их тяжёлом подземном труде и на благо всем нам, чтобы тепло в домах было и  эл/энергия  от ТЭЦ и чтобы металлургия в нашей России на должной высоте была по выпуску разных марок стали.

P.S. Ещё раз хочу сказать что труд шахтёра тяжелый но благородный, т.к. благо всем нам даёт. На взгляд шахтёра работа под землей простая, обычная в замкнутом пространстве которое определяется мощностью, высотой угольного пласта в лаве 60-140 см где надо не только ползать на четвереньках «четырёх ногах» в наколенниках и подлокотниках, но и работать, при этом крепить стойками с огнивами кровлю чтобы она не завалила всех работающих в лаве, монтировать транспортер угля в виде двойных рештаков по 60 кг каждый, и скребков на цепи для обкачки угля в вагонетки. Откачивают на транспортер вырубленный уголь с двух сторон лавы шириной 60 метров и больше.
       
Уголь вырубают вручную перфораторами или угольными комбайнами.
       
Напоминаю всем, что рабочий день у шахтера не шесть или восемь часов, а значительно больше минимум 12 часов.
      
Расклад простой. Подъём в 6.00, одежда, снаряжение, наряд задание, людская это электровоз с металлическими жесткими вагончиками, и небольшой отдых, когда в течение часа или более везут шахтёра к месту работы.
       
Работа. И всё повторяется в обратном порядке. Вышел на гора, душ, ультрафиолет и ты на свободе. На вольном воздухе. Немного отдыха, сон и всё опять идёт своим чередом.
       
Шахтёрам этот труд считается обычным, а вы как думаете?
      
          


Рецензии