Игра чувствами - тягчайшее преступление! Пиковая д
"Пиковая дама", опера Чайковского, новая сцена Мариинского театра, 2 апреля 2021 года
Вчера после спектакля я сказала, что не люблю оперу "Пиковая дама", как, впрочем, и "Евгения Онегина".
Хотя и состав певцов был отличный (Ирина Чурилова, Нажмиддин Мавлянов, Владислав Сулимский, Алексей Марков, Екатерина Сергеева, Лариса Дядькова), и исполнение мне понравились, особенно музыки! Замечательно звучал оркестр под управлением Валерия Гергиева! Замечательный Герман Нажмиддина Мавлянова, отчаянная в любви Лиза Ирины Чуриловой, неотразимый циничный весельчак граф Томский Владислава Сулимского, полный достоинства князь Елецкий Алексея Маркова, эгергичная Полина Екатерины Сергеевой, удивительная Графиня Ларисы Дядьковой.
Ее Графиня стала для меня откровением вчерашнего спектакля. Такой органичный получился образ, цельный, понятный, логичный, естественный! Ничего лишнего, всего в меру, все сделано со вкусом, хоть и не совсем по либретто, а как впечатляет! Во всем чувствуется первоклассный калибр артиста!
Пока ехала домой, пыталась понять, почему же у меня возникло ощущение, что я не люблю "Пиковую даму"? Не нравится музыка? Нравится, особенно увертюра, интродукции ко всем действиям, другие симфонические эпизоды оперы. Меня волнуют все главные музыкальные темы - тема судьбы, тема графини, тема трех карт и тема любви Германа и Лизы. Многие фрагменты в музыке прекрасны: хоры на балу, игрецкая в игорном доме, а уж финальный хор за упокой души умершего Германа - просто шедевр! Хор "Славься сим, Екатерина" я вообще считаю лучшим в опере! И любимых вокальных номеров у меня много - баллада Томского "Три карты" и его песенка "Если б милые девицы", арии Германа "Прости, небесное созданье" и "Что наша жизнь - игра!", дуэт Лизы и Полины, ария Графини, интермедия "Искренность пастушки", ария Елецкого "Я Вас люблю, люблю безмерно", ария Лизы у Зимней канавки "Ах, истомилась я горем". Такое впечатление, что я перечислила почти все, что есть в опере! И все это я люблю, а оперу в целом нет?
Боюсь, дело в сюжете!
Есть сюжеты, которые мне настолько не нравятся, что моя душа их не просто не принимает, отторгает, как бы хорошо не были написаны литературные произведения. Например, я не люблю Лескова, не переношу его "Леди Макбет Мценского уезда", в свое время читала с омерзением, такое там все противное, что даже вникать в это не хочется. От одноименной оперы Шостаковича я почувствовала себя абсолютно больной, потому что и подобная музыка мне тоже противопоказана. Почему-то смаковать мерзости жизни местечкового разлива во мне всё отказывается.
Что-то подобное происходит, видимо, и с "Пиковой дамой".
Добропорядочная девушка не хочет замуж за правильного и скучного, красивого и богатого, любящего ее и уважающего ее желания князя Елецкого (ну, чем не мечта современных девушек об идеальном муже?). Она его не любит, опасается и, похоже, просто в упор не видит как мужчину. Это как раз понятно. Любовь иррациональна и непредсказуема. Но кого она любит? Я бы поняла, если бы она влюбилась в весельчака и балагура графа Томского, с которым и ее бабушка-графиня на короткой ноге. Но в мрачного странного Германа, ничем не примечательного, не богатого, не сердцееда, не первого красавца? И не просто влюбилась, а "выбрала в супруги", назначила свидание в собственном доме, под носом у бабушки, дала ключ от тайной калитки, объяснила, как пройти в спальню... Я не ханжа, меня не смущают свободные отношения, в этом смысле действия Лизы меня не удивляют. В молодости любовные желания реализовываются любой ценой, даже ценой жизни. Так человек устроен. Особенно, когда запретов много. Меня не поражает и ее психологическая слепота - жизненного опыта нет, влюбленный все видит в желаемом свете. Мне неприятен Герман, его ценности, мечта разбогатеть, выиграв в карты, и вообще его увлечение карточной игрой, его утилитарное отношение к Лизе, как средству достижения цели - узнать три заветные карты. Оказывается, не приемлю коварных обманов в любви, когда вместо чувства - расчет и пустота. Даже сумасшествие Германа меня не напрягает. Иногда люди сходят с ума от любви, от потери любимого человека, и это мне понятно, я этому сочувствую. Но из-за карт? А может, денег, которые можно выиграть? Этого я не принимаю! Не стоит оно того! Хотя, как говорится, "на вкус и цвет..."
Эта ситуация с Германом и Лизой немного напоминает, как во времена моего студенчества и немного раньше, молодые люди, заключали пари с приятелями, что конкретная девушка влюбится в них и позволит всё. И начиналось бессовестное охмурение. Девушки влюблялись, но обычно, рано или поздно узнавали правду, в итоге - шок, обида, в зависимости от обстоятельств, попытки самоубийства или тяжелая психологическая травма. Еще хуже, когда на девушек играли в карты. Ничего хорошего это тоже не предвещало.
Игра чувствами и на чувствах - тягчайшее моральное преступление! И Лиза от позора и отчаяния прыгнула в Зимнюю канавку. А Герман самоубился из-за проигрыша в карты! Есть разница? Хотя Лиза, по большому счету, тоже поставила все на неверную карту и проиграла, в том числе и себя!
Вот почему-то эту жестокую развязку я воспринимаю не как трагедию, а как житейскую глупость. История меня не волнует, и это мне мешает любить "Пиковую даму".
А еще вчера Владислав Сулимский натолкнул меня на размышления о графе Томском. У этого артиста его оперные персонажи очень динамичны, иногда они меняются от спектакля к спектаклю, и, конечно, различаются в постановках разных режиссеров. А я, помимо, его Томского в спектаклях Мариинки, видела его в версиях Штутгартского оперного театра, Латвийской национальной оперы и Зальцбургского фестиваля.
Граф Томский - фигура неоднозначная. Сам Чайковский придавал ему большое значение, как персонажу который станет спусковым крючком сюжета и запустит идею с тремя выигрывающими картами. Но ради чего? Просто из озорства или со злым, далеко идущим умыслом? Этому служит его баллада про три карты "Однажды в Версале". А кроме того, Томский, по мысли композитора, должен оттенять своей фривольной песенкой "Если б милые девицы" (на стихи Державина "Шутка") назревающий трагический конец истории и показывать нам мужские нравы конца XVIII века. Так кто же граф Томский? Приятель Германа, весельчак, гуляка, душа компании, который просто рассказывает забавную историю про графиню, не вкладывая в это провокационный смысл? Или он только прикидывается безобидным повесой, а на самом деле сознательно и цинично затевает смертельно опасную интригу, предвкушая ее ужасный конец? И как паук поджидает, притаившись. свою жертву, с интересом наблюдая за развитием событий. Надо сказать, что на сцене существуют оба варианта трактовки образа графа Томского (кстати, на этот счет есть научная музыковедческая литература - Музыкальная трактовка образа графа Томского в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама"
cyberleninka.ru › …obraza…opere…dama ). Персонаж Владислава Сулимского, как мне видится, находится где-то посередине.
Конечно, мне больше всего нравится образ удалого весельчака и коварного друга, который певец воплощает на сцене Мариинского театра. Степень коварства этого героя, его бесшабашного веселья и цинизма у Владислава Сулимского бывает различным, что естественно. Персонаж, как и человек, живет, меняется. (Кстати, Чайковский писал, что относится к героям этой оперы, особенно, к Герману, как к живым людям).
Разное время, настроение, внутреннее состояние артиста и зрителя накладывают свой отпечаток на воплощение образа и его восприятие. И я пока в размышлениях, какой вариант мне нравится больше - менее коварный и циничный или более? Что ж, поживем увидим!
Свидетельство о публикации №221040301891