лавр

Даже не знаю, как начать отзыв на книгу Водолазкина: столько чувств и эмоций нахлынувших, что по деталькам и по полочкам трудно вот так сразу всё разложить. Я всё-таки попробую! И пусть убегает молоко на плиту, пусть пластиковые бутылки, брошенные в средние века, не дают покоя читателям, а я сделаю попытку расхвалить, на мой взгляд, вполне заслуженно, удивительный роман товарища писателя.

Это роман не только о житии травника Арсения. Ребята и девчата, там вся Россия заключена и посредством образа лекаря, юродивого, паломника и схимника показана. Водолазкин, излагая исторические и неисторические факты, мешая современный и древнерусский язык, окончательно показал, что Россия никогда и ни в чём не менялась. Всё те же дураки и дороги. Только чудес меньше стало, как и веры в Бога.

Читая роман, я не заметил множества верующих. Да, молились и посещали церкви, но скорее по протоколу, нежели по порыву души и искренне веруя. Так жили, вот и ходили. Вера была в лекарей и то, когда прихватит, а потом катись всё по малой Набережной.

Были великие люди, конечно, и сейчас таких пусть и с трудом, но найти можно. Попробуйте отыскать в толпе равнодушия настоящего друга. Во времена Арсения, а это 1500 годы, встречались единицы, на которых всё-таки можно было положиться. А так… Обычный народ, мало чем превосходящий нынешнее племя.

Водолазкин рассказывает историю непростой жизни Арсения. Сначала это белокурый мальчуган, попавший после смерти родителей в ученики травника Христофора и познавший силу врачевания и чудеса Господние. Повзрослевший юноша, встретивший Устину - первую и последнюю свою любовь, не сумевший спасти её при родах. Арсений любит её и после гибели, и всю жизнь пытается искупить вину за эту смерть.

Водолазкин не показывает в лице Арсения, как некоторые писатели, Божьего Человека, зацикленного до фанатизма, который всю жизнь не выходит из кельи и только несёт молитву и грядки церковные вспахивает. Автор возводит перед нами обычного человека со святым даром, дико страдающего из-за погубленной любви и чуть не наложившего на себя руки, и не понимающего за что ему дар небесный выдан.

Арсений не только лечит, он проходит путь юродивого и паломника в Иерусалим, встречает множество людей вокруг себя, от провидца-итальянца Амброджио, который в своих видениях описывал образы двадцатого века до великого юродивого Фомы. А рядом с праведником этап за этапом рисовалась на общем фоне жизнь русского народа. И что самое главное, эта жизнь демонстрируется не в строго историческом плане.

Водолазкин рисует четыре этапа человеческого возрождения в одном лице. Четыре имени и четыре разных жизни на одну сотню лет (примерно). Даёт понять, что в отведённый срок люди способны меняться и быть, кем угодно, а не только сидеть в четырёх стенах и, хлюпая, причитать: "Как неудачно сложилась жизнь!".

Водолазкин, руша языковые барьеры, удивил меня. Именно так можно показать, что русский народ во все времена одинаков. Не хватало технических новшеств, но разум оставался и остаётся единым. Книга Водолазкина, как я выразился ранее, не житие одного человека, а жизнь всех представителей русского племени. Всех нас до единого! Не зря Евгения сравнивали с Маркесом. Общее у них безусловно есть: через жизнь одного человека рисовать целую эпоху.

Лично я считаю автора живым классиком, не меньше! Зацепил струны души мои конкретно, так что буду со временем перечитывать. Книга проникнута мудростью и при этом вовсе не скучная: и улыбаться заставит, и плакать. Короче, открыл для себя русского автора, который живёт сейчас и пишет классические вещи о нас с вами, о всей России.
3. 04. 2021. р.


Рецензии