амстердам

Сел попить чай и подумал: "А почему бы и нет? Да! Точно! Решено! И даже книжица под рукой имеется. Тем более Букер!". (Так уж получилось, что моя слабость - романы, получившие крутые премии, а этот не читал. Какой ужаааас! SОS!) Никто не понял, о чём я? О романе Иэна Макьюэна "Амстердам", который в 1998 году хапнул Букеровскую премию, а я (стыд и позор мне!) до сих пор не читал.

В былые времена почитывал периодически этого довольно специфического писателя (он действительно исключительно на любителя). Его "Закон о детях", помнится, понравился; роман "Утешение странников" с его оборванным и шокирующим финалом тоже пришёлся по вкусу. Вот я и подумал: почему бы не вернуться к писателю? Нашёл произведение, получившее премию, и им оказался довольно скромных размеров роман. Макьюэн, похоже, не любит писать многостраничные тома. Навскидку могу сказать, что самое объёмное у него, наверно, "Искупление" - страниц на пятьсот, остальные все гораздо тоньше.

Чем же берут произведения автора? Кому я задавал вопрос и зачем? Чай пью и ничего в него не добавляю. Слушайте, товарищи читатели, не сбивайте меня с толку, а то сейчас действие волшебного чая закончится, а я по существу ничего не сказал. Одной воды нагнал. Вечно растягиваю текст, и как всегда бывает: сомну сюжет, растянув начало. Главное не отвлекаться! Вернёмся к вопросу. Берут произведения английского маэстро психологическими портретами и длинными размышлениями персонажей. Это я, опираясь на прочитанные мной романы, вышедшие из-под пера Макьюэна, говорю.

Писатель постоянно ворошит чувства всех персонажей и, не стыдясь низменных деталей, обнародует даже самое нижнее и грязное бельишко, спрятанное от любопытных взглядов общественности. В "Амстердаме" Иэн не стал изменять себе любимому и снова вытряхнул исподнее персонажей на белый свет.

На этот раз бельё недешёвое, ведь принадлежит представителям высших эшелонов! Читай небожителей! Да так от души тряхнул грязью, что тошно стало. А куда деваться? Жизнь - большая стирка! Роя человеку канаву, наблюдая, как он туда падает, остальные - стоящие на твёрдой почве, от души веселятся, потирая сладостно руки с нескрываемой ехидной улыбочкой! Макьюэн разбирает бельишко со знанием дела, интригуя, завораживая, обливая болью. Порой героев ненавидишь, и хочется долбануть особо "любимых" головой об косяк за их поступки.

Сразу скажу, что в романе ни одного положительного персонажа нет. Такого, которому хотелось бы посочувствовать. Эгоисты-маньяки. Главными персонажами являются двое мужчин, именующие друг друга друзьями. Один - главный редактор, а другой - композитор, создающий симфонию века. Оба ради популярности готовы пойти на всё. Редактор запросто напечатает фотки политика в женской одежде, хотя знает, что никто не одобрит подобного поступка. Композитор плюнет на сексуального маньяка, только бы не спугнуть музу. В общем, оба отвратительны. Видимо, этим писатель намекает, что нормальных людей в сфере творчества нет.

Я встречал в романе Пьера Буля "Фотограф" подобную ситуацию. Когда фотограф ради снимка века не замечает совершающегося убийства. Точнее остаётся к нему равнодушным. Так и композитор у Макьюэна: видит жертву и маньяка, но помочь не желает, потому что в этот момент создаётся гениальная музыка в голове, и люди для него – всего лишь картон, а вот его музыка будет вечной! Писатель открывает изнанку души гениев, демонстрируя, на что способны они ради того, чтобы войти в историю. Есть ли границы для великих или им всё можно простить за созданные ими шедевры?

Роман не только о дружбе и грязи в сфере творчества, но и об искусно поставленной мести. Но об этом я умолчу, потому что писатель раскрывает карты относительно мести только в финале, когда действие перенесётся в Амстердам, где два разругавшихся друга должны будут прийти к согласию нетривиальным способом.

И конечно роман о любви. Без этих ноток тёплого чувства и осенней хандры роман был бы ужасно грязным. Автор умело нарисовал и любовные линии, к слову,также довольно необычным способом, ведь любимая всеми женщина умирает прямо на первой странице.


Что мне не понравилось в романе? Порой слог писателя давался мне нелегко. Некоторыми словечками автор заумничал, не обращая внимания на простого читателя, которому приходится открывать словари и искать значение. Книгу считаю хорошей, но не настолько, чтобы за неё получать престижные премии: сюжетов подобных много. Конечно, автор добавил своих красок и теней, навертел специфических закорючек, но всё равно считаю, что для Букера роман слабоват. Видимо, в тот год другие номинанты были ещё слабее.

Читать или не читать? Трудный вопрос. Роман специфический и рассчитан, как мне кажется, чисто на фанатов писателя. Но попробовать всегда стоит, благо произведение небольшое. "Амстердам" и до двухсот страниц не дотянул, да и читается быстро - я прочитал за два дня. Но напомню, что неповторимая стилизация Макьюэна далеко не всем приходится по вкусу.

Всё! Концерт окончен!!!
3.04.2021.р.


Рецензии