монт -ориоль

Мопассана читаю время от времени на протяжении двух лет, и ни разу не разочаровал меня французский усач, которого я долгое время по неведомым мне самому причинам обзывал "пруссаком", в то время как друзья меня упрямо поправляли. Почему такая мысль? Без понятия! Тут пахнет Фрейдом, а потому не буду углубляться.

Все знаменитые вещи автора мной прочитаны с наслаждением и без малейшего усилия и тем паче принуждения. Каждый раз, взяв очередной его роман в руки, я готовился получить новую порцию удовольствия. Его проза ни капельки не пошлая, как принято было считать в советские годы, а жизненная, с тонкой психологической линией и любовными перипетиями. Мопассан в каждом произведении воспевает женщину, и делает это умело, оттого все книги писателя читаются на одном дыхании.

К роману "Монт-Ориоль" шёл давно. Почему-то считается, что роман неудачный: много слышал диванных критиков, которые делали заявления о недостаточно высоком качестве этого произведения от французского классика. Прочитал роман и в корне не согласен с этим утверждением. Книга, как и все мной прочитанные у этого автора, замечательная, написанная красивым и в то же время простым языком. Ни один персонаж не похож на другой, а персонажей-то много. Произведение затрагивает тему "курортного романа", но на "бульварщину" не похоже. В нём ощущаешь неподдельные чувства жителей страниц, умело и любовно выписанные автором.

Действие разворачивается на минеральных водах, где любят полечиться, покутить, поразвлекаться, поиспытывать чувства ближнего своего на прочность столпы буржуазного строя. Простые смертные позволить не могут курортные развлечения, а потому в романе не будет шахтёров, столяров и плотников. Зато много представителей "зажравшейся" публики, которая никак не может отыскать своё место под солнцем.

Среди разношерстной публики появляются однажды Христиана Андермат с мужем-евреем, который знает цену всему и вся. К жене испытывает посредственные чувства, но при этом вроде как и любит по-своему, как мне показалось. Христиана молода и юна, пышет красотой, только никак не может забеременеть. Собственно, эта проблема и послужила причиной, сподвигшей семейку (не Адамс) отправиться на лечение водами.

И, случается непоправимое: муж влюбляется в минеральные источники и собирается новые родники прибрать к рукам, а жена от скуки заводит дружбу с неким Полем Бретиньи - другом родного брата Христианы. Но очень быстро Поль красивыми словами и фразами заставляет увидеть в себе некий идеал, и женщина влюбляется в него. Но как только выясняется, что любовница беременна, настроение его в корне меняется и чувства, словно ярмарочный балаган по завершении торжищ, сворачиваются.

Поль вместе с братцем Христианы меня выбешивали. Поль тем, что слаб и в страхах погряз, как свинья в навозе. Слюнявится, ноет и ходит понурый, все его дурят, а он отрывается на юных созданиях. Да и не беременность его смутила, а страх расставания с романтической свободой личности. Отцовство лишает его права петь дифирамбы женщинам, да и кроме того, он боится ответственности. Как говорят женщины: "Козёл ещё тот". И в данном случае, я с ними согласен.

Но больше всех меня раздражал улыбчивый хам - братец Христианы, который растратил наследство ещё не умершего папаши. Весь в займах. Финансирует его по большей части муж Христианы, а этот хлыщ ему ещё и хамит! Видит в себе розового поросёночка, которого любят потрепать юные дивы. Чем-то напомнил героя из "Милого друга", который ради баксов и франков пойдёт по головам. Вот ещё один типичный образец. Короче, тоже...нехороший человек.

Мопассан в романе "Монт-Ориоль", в принципе, никого не выделяет. Да, этот персонаж вроде мил, но у него по-любому есть некие отрицательные черты. Автор показывает, что любой человек, как и общество в целом, неидеален, у всех есть грязевые пятнышки, просто у одних - их больше, у других - меньше.

Роман понравился, ничем не хуже ранее прочитанных "Милого друга", "Жизни", "Пьера и Жана", "Сильна как смерть".

Хотя, если всё-таки сравнивать, то особенно выделил бы роман "Жизнь": понравился, пожалуй, больше остальных, но это вовсе не говорит о том, что другие работы автора некачественные. Все классные! Я, наконец, понял, что Мопассан - мой автор, и я готов его перечитывать неоднократно. Многие новеллы и рассказы я уже затёр до дыр: "Пышку", " Наследство" и другие.

Рекомендовать к прочтению буду. Отличная проза французского классика заставит пережевать не только по поводу любовных страстей, но и порадует чёткими образами персонажей и мастерски прорисованной линией жизней.

Всё! Концерт окончен!
3.04.2021.р.


Рецензии