Костер

 (80-е годы)Песни Михайлюты.

Вновь назначенный командир 37 бригады спасательных судов капитан 1 ранга Старовойтов Анатолий Федорович принимал под свое командование бригаду морских спасателей и  диву дивился на непонятных людей в этой бригаде. 
Вроде бы и на КПП (контрольно-пропускном пункте) крупными буквами написано войсковая часть 26979, матросы в бескозырках почти строем  маршируют, но               
 почему-то только 1 раз в месяц, но вообще-то военными население этой воинской части в прямом смысле назвать было нельзя.
Во-первых, напрочь не соблюдался строевой устав и только отдаленные зачатки  дисциплинарного устава  унылым ветром заносило в штаб части, где начальник штаба капитан 2 ранга Ксенофонтов, инструктирую дежурного по части офицера кричал: 
 «Вы дежурный по части и
 Вам дали пистолет и
 Вы можете застрелить любого,  исполняя обязанности и
 Вам ничего за это не будет.
 Идите и служите».
Во-вторых, по  территории части бродило несметное количество  военных  докторов, хотя и докторами их назвать было нельзя,  они были врачами физиологами (специалистами по водолазным спускам) и не занимались лечением больных и хворых,  а общались в служебное и неслужебное время только со здоровыми по здоровью и духу водолазами.
В третьих в 20 раз больше, чем физиологов по территории бригады бродило водолазов и водолазов- глубоководников, при полном  отсутствии  артиллеристов, торпедистов и минеров.
     Такое положение дел несколько смущало и расстраивало боевого  офицера, ну это,  как пехотного генерала после полевых лагерей и учений поместить в Смольненский    пансионат благородных девиц.
     Стремясь привести организацию нового в своей жизни соединения к общему знаменателю боевой подготовки  бригады эсминцев, откуда он перевелся,                капитан 1 ранга Старовойтов начал   планировать различные мероприятия этой самой боевой подготовки,  в том числе и непонятные, вышепоименованным  по специальностям людям этой бригады.
Так и в нашем случае  комбриг решил устроить демонстрационный  показ  образцово- показательного учения по борьбе с пожаром и для этого, не афишируя, договорился с ближайшей городской  пожарной частью о  прибытии двух пожарных расчетов  на территорию бригады для тушения пожара- имитации - обычно это подожженные 6 номеров газеты «Флаг Родины», 3-и деревянных ящика  и литр отработанного машинного масла.
Нонсенс конечно, ну вот  представьте себе, что взвод снайперов тренируется  в стрельбе на 500 метров и получает за выполнение нормативов оценку «хорошо», но вышестоящее командование недовольно результатами стрельб и для того, чтоб показать взводу,  как надо правильно стрелять и маскироваться приглашает из ближайшего парка культуры и отдыха тирщика с воздушной винтовкой. 
Для инструктажа по организации пожара – имитации в кабинет комбрига в 09.00 был вызван мичман Сергей Павлович Михайлюта, дежурный по 288 группе подводных лодок специального назначения (ГПЛ СН), молодой, весьма флегматичный, но как оказалось и весьма творческий человек.  С.П. в школе неплохо рисовал, выцарапывал на оргстекле рисунки и гравюры и, подложив затем под оргстекло черный бархат, демонстрировал довольно изящное исполнение и свое творческое лицо.
Комбриг давно знал семью Михайлюты и поэтому разговаривал с ним почти по-семейному:
" Сережа! Все держи в тайне.  В 15.00 приедут городские пожарные для демонстрации образцово - показательного учения по тушению пожара  и для них надо к 15.00 организовать пожар – имитацию, только Сережа,  не как кто-то сделал в прошлый раз – курили, нечайно сплюнули  и загасили. Не дай позорить бригаду, Сережа, сделай красиво и правильно».
Сергей Павлович исходя из секретности операции  и народной мудрости: «Хочешь сделать хорошо – сделай сам» в буквальном случае засучил рукава и приступил к выполнению приказа. 
Можно было конечно взять оцинкованный тазик диаметром 60 см и сделать пожар - имитацию, но ведь комбриг просил не ударить в грязь лицом перед какими - то гражданскими пожарниками и поэтому С.П. обошел все уголочки войсковой части  в поисках необходимого инвентаря.
  Через 2 часа флегматично-неторопливой работы на плацу бригады было выставлено разнообразное количество металлических поддонов, ящщщщичков, ведер, а еще через    4-е сигареты  С.П. додумал концепцию  (правда он истинного значения этого слово и не знал, так как мы с ним не были круглыми хорошистами,  учась в одном классе школы № 30 города Балаклавы)  и решил, что каждый поддон будет имитировать различные виды помещений (условий пожара) с нарастающим итогом.
Идея была простая- в первом поддоне горит 20 флотских газет «Флаг Родины», затем огонь перекидывается на соседний поддон, где загораются картонные паки из под сливочного масла и тушенки, затем в соседнем поддоне загораются деревянные ящики, затем загораются тряпки, пропитанные машинным маслом, и затем загорается машинное масло с 2 литрами дизельного топлива.
Но поддонов и времени до 15.00 было так много, а руки делали все так быстро, что творческая мысль выплескивала очередные улучшения пожара – имитации и созрела красная линия   концепции, что окончание огня в одном поддоне будет иметь продолжение  в другом:
 перегорела коробка картонная и с неё упали деревянные ящички,
 деревянные ящички перегорели до концы и с них упала металлическая банка с
 промасленными тряпками,
  а внутри металлической банки еще стеклянная бутылка с дизельным топливом и она разбивается и все горит еще сильнее,
  перегорает деревянный столбик на котором стоит металлическое ведро в котором находится порезанная резиновая автомобильная шина,
  а когда пламя поднимается выше, то оно расплавляет капроновый канат, натянутый над поддонами,  на котором раскреплен эбонитовый корпус от аккумулятора в котором размещен…
…………………….
……………………….
………………………. .
И подобная Творческая неторопливая мысль творила, творила и творила  и подбрасывала  все новые и новые коленца и поворотики для пожара - имитации и умелые руки проворно выполняли задуманное.
В 14.30 С.П. доложил комбригу, что все для пожара- имитатора готово и еще раз издалека оглядел задуманное и воплощенное им сооруженное,  но подходить поближе к тому, что издале  на взгляд и на запах напоминало старую пожарную каланчу скрещенную с  деревенской нефтебазой и увенчанную подобием 3-х церковных маковок,   уже опасался.
Ровно в 15.00:
- после обеденного сна все экипажи судов были построены на ютах для развода на занятия и работы;
-С.П. чиркнул спичками, поджог факел и с 15 метров точным баскетбольным броском направил его в первый поддон, где лежали скомканные, но даже не читанные,  газеты «Флаг Родины»;
 -2-е городские пожарные машины с полными боевыми расчетами уже въезжали на территорию  воинской части.
Подъезжая к месту пожара- имитации боевые расчеты  пожарных машин, увидев это нелепейшее сооружение и горящие газеты, сначала недоуменно улыбались,  а затем стали просто взахлеб смеяться. Но договоренности есть договоренностью,  и боевые расчеты спешились и стали медленно и образцово показательно вытаскивать из машин пожарные шланги (рукава), пожарные стволы, багры и другие элементы, а в это время занялись огнем картонные коробки.
А боевые расчеты  начали раскатывать пожарные рукава –красиво, - одним движением, а в это время занялись огнем деревянные ящики.
А когда боевые расчеты пожарных расчетов соединили в одно целое пожарные рукава и пожарные стволы,- со сгорающих деревянных ящиков в пламя упали металлические банки с промасленными тряпками  и стеклянными бутылками с дизельным топливом и пламя стало поярче, почернее  да и побыстрее пожарных расчетов.
Но и боевые расчеты не лыком шиты,  и уже подсоединяют пожарные рукава к пожарной машине, да вот замешкался водитель с запуском насоса подачи воды и в это время в старых деревянных оконных  рамах, поставленных в поддоны для натурности, от перегрева со звенящим звуком лопаются и разлетаются стекла и боевые расчеты делают 3-и шага назад, а кто-то отступает за машины.
Подумаешь, минута растерянности, но за это время подгорает столб первой маковки и маковка, оказавшись ведром с бензином,  падает вниз. Боевые расчет пожарной команды могли конечно предположить, что военные могут налить в поддоны отработанное масло для копоти  и эфемерного поддержания открытого огня, но такого нерачительного отношения к бензину они даже предположить не могли и поэтому крепкий испуг и легкая взрывная волна отбросили их за пожарные машины.
Самые смелые из боевого расчета пытались выглянуть из-за машины и показать мастер-класс в тушении уже не пожара -имитации, но увидели, что пламя подбирается к капроновому концу с  большим висящим эбонитовым баком и самые смелые оказались и самыми умными и рванули (побежали),  увлекая других,  прятаться за каменную трансформаторную будку построенную прямо на плацу.
Спасибо господи, что через ум бережешь смелых, так как капроновый конец быстро перегорел, эбонитовый бак упал вниз, разбился,  и из него в самый большой поддон вылилось отработанное дизельное масло. Думаете дизельное масло необходимо для огня?  НЕ У-ГА-ДАААААА-ЛИ!
А что-то стеклянное продолжает взрываться и осколками осыпает всю округу.
А пожарные расчеты лежат за трансформаторной будкой лицом вниз и матерят тот день,  когда они согласились участвовать в показательных учениях.
А С.П. стоит в 100 метрах от происходящего и думает о том, что он не посрамил бригаду и пожар-имитация идет по намеченному творческому плану и комбриг его похвалит и может отгул даст.
А в это время подгорел второй столбик и вторая маковка падает в отработанное масло. А маковка представляет собой  2-е открытые, но полные банки регенерации В-64.               
          Самый интеллигентный, кто знает,  что происходит при попадании регенерации в отработанное масло зажмурить глаза и скажет ЁПТИТЬ, менее интеллигентные доскажут и усилят это слово до конца и многократно.  Для людей чуть несведущих сообщаю, это как бросить в огонь ещё 40 литров бензина и 2-е противотанковые гранаты. Ни прибавил, ни убавил.
Сказать, что еба-ло, это ничего не сказать. Стекло, сажа, головешки, обгоревшие металлические банки, горящая резина все летело в разные стороны и вверх,  накрывая  аки минометные мины, и лежащих за трансформаторной будкой и прощающихся с жизнью боевых расчетов пожарной городской части. Много они видели в городе пожаров, рисковали во имя других, но такого ужаса не встречали никогда.
Когда звон малой контузии левого полушария  чуть затих, боевые расчеты  услышали тишину и поняли, что  сильный  взрыв затушил огонь  и вроде как можно выходить из-за трансформаторной будки.
       Вышли, огляделись, с расстройства закурили все, даже некурящие и бросившие курить,  и двинулись было собирать разбросанное взрывом инвентарное имущество, как чудом уцелевшая на своем месте 3-я маковка заскрипела,  стала очень медленно, но упорно оседать. Развитый уже инстинкт самосохранения увлек самых смелых, и следующих за ними,  опять за трансформаторную будку и бросил на землю.
Ох не зря!!!
     В 3-ю маковку  С.П. на всякий случай заложил 3- банки регенерации В-64 и      3-и банки из под флотских сухарей заполненных бензином (кто тогда бензин считал).
И Вы знаете,  первый взрыв вспоминался  уже простой новогодней хлопушкой.
      И теперь представьте себе положение комбрига бригады спасательных судов:
 посреди бригады пылает огонь и грохочут взрывы;
 личный состав бригады, зная о тайных планах своего комбрига, по  показательным учениям городской пожарной части, стоит и безучастно наблюдает, как должны действовать настоящие спасатели приехавшие из города ;
  а настоящие спасатели - городские пожарные лежат за трансформаторной будкой и почему-то не участвуют в тушении пожара.
Кто поможет комбригу?
Кого вызвать оказывать помощь (спасать) спасательной бригаде?
Все эти вопросы оставались без ответа.
Ну, а пожар потушила аварийная партия с водолазного большого катера ВМ-413, состоящая из матросов-срочников, когда их начальники поняли, что что-то в показательно-показных учениях идет не по сценарию. 
    А городская пожарная часть в течение 5 лет отказывалась от сотрудничества в проведении показных и иных учений с бригадой спасательных судов.
Сергею Павловичу Михайлюте благодарность не объявили, отгула не предоставили.
Вот и старайся после этого.


Рецензии