Актер Александр Мартынов

Я со школьных лет увлекался спортом, показывал неплохие результаты в легкой атлетике (прыжки) и в волейболе. Естественно, я знал лучших спортсменов мира, в том числе прыгуна в высоту Валерия Брумеля, неоднократного рекордсмена мира, олимпийского чемпиона 1964 года.  Как большинство советских граждан, переживал, когда с ним случилась нелепая травма.

1965 — 5 октября попал в автоаварию; в больнице при НИИ им. Склифосовского Иван Иванович Кучеренко собрал по кусочкам висевшую на одних сухожилиях раздроблённую правую ступню Валерия; целый год врачи боролись с угрозой ампутации ноги; за три года перенёс 25 малых и 7 крупных операций, но оставался на костылях. Ушла жена Светлана, оставив сына.
1967 — Несмотря на болезнь, закончил Центральный институт физической культуры.
1968 — В клинике Илизарова в Кургане Брумеля не только поставили на ноги, но и удлинили сломанную правую ногу на несколько сантиметров, сравняв её по длине с левой, толчковой ногой.  Успешное лечение известного всему миру спортсмена сделало Илизарова знаменитым, получил признание метод металлоостеосинтеза, который он изобрел для лечения больных с травмами и заболеваниями костей.
Брумель прошёл реабилитацию и снова начал тренироваться. Через некоторое время взял высоту 205 см. Его мировой рекорд 228 см до этого времени не был улучшен.
1969 — Порвал коленную связку на толчковой ноге и снова лечился у Илизарова, быстро восстановился.
1970 — Преодолел высоту 209 см, порвал ахиллово сухожилие, получил инвалидность второй группы.
1970 — Снялся в фильме «Спорт, спорт, спорт» режиссёра Элема Климова.
1971 — На киностудии «Мосфильм» был снят фильм «Право на прыжок» по сценарию Брумеля и Лапшина. Естественное, я не мог не посмотреть этот фильм, где впервые и увидел актера Александра Мартынова.

«Право на прыжок» — художественный фильм режиссёра Валерия Кремнёва. Премьера состоялась 30 апреля 1972 года. Прототипом главного героя — Виктора Мотыля — был Валерий Брумель, участвовавший в написании сценария.

Рекордсмен по прыжкам в высоту Виктор Мотыль (Мартынов) имеет всё — мировую славу и любимую девушку. Но однажды он попадает в автомобильную катастрофу. Вердикт врачей неутешительный — завершение карьеры. Но, вопреки советам докторов, он пытается вернуться в большой спорт. Случай сводит Мотыля с хирургом экспериментального метода Гараниным, который не гарантирует успешный исход лечения. В это время на первые роли в сборной выходит другой молодой спортсмен — Валентин Гришанов. Вместе с восстановившимся Мотылём они едут на международный турнир…

Актера театра и кино Александра Мартынова называют секс-символом 1980-1990-х. В активе светловолосого красавца не один десяток фильмов с громкими названиями. Артист снялся в картинах «Право на прыжок», «Военно-полевой роман», «Битва за Москву» и «Темные аллеи».

Но заядлые театралы знают Мартынова и как замечательного театрального актера, более двадцати лет выходившего на подмостки Театра имени В. Маяковского. Игру Александра Сергеевича в спектаклях «Кошка на раскаленной крыше» и «Москва. Чистые пруды» и сегодня вспоминают с теплотой и восхищением.

Родился Александр Мартынов в разгар лета 1948 года в Кишиневе, в семье, где ни артистов, ни людей, связанных с иным видом искусства, не было. Что не помешало Саше выходить на подмостки импровизированного школьного театра и мечтать о настоящей сцене, ролях и славе.

Но после вручения школьного аттестата Александр Мартынов выбрал более приземленную профессию: поступил в МГУ, на географический факультет. Университетские годы Александра насыщены яркими впечатлениями от посещения столичных театров. Мартынов с замиранием сердца наблюдал игру звезд, чьи имена знакомы всей стране, и ловил себя на желании оказаться рядом.

Мечта стать актером привела юношу на киностудию. Вскоре студент географического факультета появился на телеэкранах в двух художественных фильмах. Получив университетский диплом, Александр Мартынов направил стопы в Школу-студию МХАТ. Поступил с первой попытки.

Приемная комиссия увидела в молодом человеке качества, необходимые для актерской профессии, а наличие у абитуриента опыта работы в кино окончательно убедило педагогов, что перед ними артист. Мартынова зачислили на курс Василия Петровича Маркова. В 1972 году он стал дипломированным актером.

В 1973 году началась театральная биография Александра Мартынова. После окончания Школы-студии МХАТ молодого актера приняли в труппу Театра имени Владимира Маяковского. Артист выходил на подмостки до 1994 года, за 21 год сыграл десятки ярких ролей.

Игре талантливого и удивительно красивого артиста аплодировали искушенные столичные театралы и гости Москвы. В активе Александра Мартынова - главные роли в спектаклях «Беседы с Сократом», «Родственники», «Соловьиная ночь».

Но особую популярность актеру принесло участие в постановке «Кошка на раскаленной крыше», режиссерами которой стали театральный мэтр, народный артист СССР Андрей Гончаров и его молодой коллега Юрий Иоффе. Главные роли в спектакле сыграли Александр Мартынов, Алла Балтер и Светлана Немоляева.

Постановка по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса пользовалась невероятным успехом у театралов, спектакль экранизировали. Постановку посмотрели миллионы телезрителей Советского Союза. Позже поставили спектакли «Ярость», «Москва. Чистые пруды», «Родственники» и «Рудин», в которых зрители увидели любимого актера.

Первые роли в кино Александр Мартынов сыграл в студенческие годы. Ему достались яркие образы в исторической драме режиссера Исидора Анненского «Татьянин день» с Людмилой Максаковой в главной роли, в детском детективе «Пассажир с «Экватора» и драме «Трое». Вкус славы артист ощутил в 1972 году, когда покинул стены Школы-студии МХАТ. Александру предложили сняться в спортивной драме Валерия Кремнева «Право на прыжок».

В увлекательном фильме, музыку к которому написал Альфред Шнитке, Александру Мартынову досталась главная роль – легендарного олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Виктора Мотыля. В кинодраме, вышедшей на широкие экраны в апреле 1972 года, собрался цвет советского кинематографа. В ленте снялись Татьяна Васильева, Владимир Заманский, Юрий Соломин, Ивар Калныньш.

Спустя два года зрители увидели Александра Мартынова в военном 5-серийном детективе Юрия Кавтарадзе «Совесть»: актер сыграл главного персонажа – следователя Ковецкого. Вместе с ним на экране появились Всеволод Сафонов, Анатолий Ромашин и Дальвин Щербаков.

Среди заметных телепроектов 1970-х годов, в которых задействован Мартынов, - спортивная драма «Такая она, игра», телеспектакль «Чао!», поставленный Александром Ширвиндтом, и драма «Антонина Брагина». В производственной драме «Пробивной человек» Александр Мартынов сыграл главного персонажа Сергея Петухова, начальника автобазы.

1980-е артист открыл главными ролями в короткометражке «Гость» и мосфильмовском детективе «Расследование», где собрались звезды советского кино Андрей Мягков, Владимир Самойлов и Михаил Кононов. Женская половина актерской труппы представлена Натальей Фатеевой, Ларисой Удовиченко и Майей Булгаковой.

В начале 1980-ых на экраны вышли культовая мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» и 3-серийный детектив «Петля». В первом фильме в героя Мартынова – комбата Миронова – влюблена героиня Натальи Андрейченко. Романтический сюжет, вплетенный в военную драму, привнес в картину яркие ноты.

В середине 1980 годов зрители увидели еще два ярких проекта, где появился Александр Мартынов. В ноябре 1985-го, в Праге состоялась премьера 4-серийной военной драмы «Битва за Москву» режиссера и сценариста Юрия Озерова. Актер сыграл командующего авиацией Западного военного округа Ивана Копеца. В следующем году драму увидели в Берлине. Это наиболее яркая роль Александра Сергеевича в 1980-ых. В том же 1985-ом зрители посмотрели социальную драму «Дикий хмель». Мартынову досталась центральная роль – редактора фабричной газеты Бурова.

Трудные для страны и кинематографа 1990-е сказались на занятости актера в кино: фильмография Александра Мартынова прирастает новыми проектами лишь в начале 1990-ых. Артист снялся в эпизоде культовой комедии «Кин-Дза-Дза!», мелодраме «Темные аллеи», детективе «Убийство на Ждановской».

Кинодрама «Твоя воля, господи!» и сериал Юрия Озерова «Трагедия века» вышли на телеэкраны в 1993 году. В первой ленте Мартынов сыграл повесу-журналиста, у которого развиваются непростые отношения с героиней Светланы Рябовой. Во второй режиссер собрал созвездие актеров. Михаил Ульянов, Николай Олялин, Юрий Яковлев, Эммануил Виторган и Лев Дуров – лишь часть актерской труппы фильма.

И все было хорошо до 1994 г. Готовился спектакль «Бешеные деньги». На финальную репетицию актер не пришел. Его пытались найти по телефону, но никто не брал трубку. Явился он в театр через несколько дней и с невозмутимым видом заявил, что отсутствовал по причине поездки в Швейцарию для заключения контракта на съемки за границей. Режиссеру такая причина показалась малоубедительной – он уволил талантливого актёра.

Так по глупости закончилась карьера талантливого актера. В Голливуд он так и не попал. Александр Мартынов ушел из театра обиженным на весь мир. На время он отказался и от съемок. Лишь в конце 90-х получил небольшую роль в сериале «Поворот ключа», в начале 2000-ых был задействован в съемках мини-сериала «Ледниковый период».  Его преданным поклонникам остается лишь вспоминать о блистательной игре и замечательных фильмах с участием Александра Мартынова. В 2008 году артист порадовал телезрителей появлением в сериале «Псевдоним «Албанец». Мартынов появился во втором сезоне проекта, сыграв олигарха Андрея Реутова.

Александр Мартынов принадлежит к поколению актеров, представители которого добивались известности талантом и блистательной игрой. О личной жизни артиста, его семье и детях информации нет.

Перечень некоторых фильмов с участием актера Александра Мартынова
1967 — «Татьянин день»
1972 — «Право на прыжок»
1974 — «Совесть»
1977 — «Чао!»
1980 — «Миллионы Ферфакса»
1983 — «Военно-полевой роман»
1983 — «Петля»
1985 — «Битва за Москву»
1985 — «Дикий хмель»
1987 — «Случай из газетной практики»
1990 — «Твоя воля, господи!»
1991 — «Темные аллеи»
1992 — «Убийство на Ждановской»
1993 — «Трагедия века»
2008 — «Псевдоним «Албанец»

Актер всегда отличался тем, что старался о своей жизни ничего не рассказывать. Известно, что женат он был несколько раз. Первая супруга подарила ему 2ух сыновей, но брак распался и о ней Александр никому не рассказывает, как и о сыновьях. Есть сведения, что один из сыновей стал актером, но снимается под псевдонимом.

В 80-е годы он женился второй раз. Его супругой стала актриса тетра имени Маяковского Татьяна Муха. В семье родилась дочь Маша. Однако брак этот скоро распался, так как актер влюбился в Татьяну Плотникову. Татьяна Муха с новым мужем и дочерью уехала в США, где живут и по сей день. Потом был еще один брак, в котором родилась дочь Наташа. Но и эта супруга с ним сейчас не живет – она с дочерью уехала в Израиль.

А совсем недавно появилась информация, что отцом Анатолия Руденко тоже является Александр Мартынов. Правда ли это, доподлинно неизвестно. Одни, глядя на фото, находят черты схожести между «сыном и отцом», другие верят тому, что отец Анатолия банкир Кирилл Макеенко. Но Анатолий родился в 1982 г, и Любовь Руденко, и Александр Мартынов играли в это время на сцене «Маяковки».

В настоящее время актер проживает в деревне Кратово. Там у него свой дом. Вместе с Александром Михайловичем жила (а может еще и живет) его мама Мария Николаевна. Он ушел из мира шоу-бизнеса, стал затворником. Даже с бывшими друзьями встречаться не хочет, но это его выбор. Александр Сергеевич находит удовольствие в уходе за участком, любит ковыряться в земле, ухаживает за садом. Друзья актера говорят, что Александр Мартынов пишет сценарии, а в свободное время играет с соседями по даче в нарды и веселит историями из жизни.


Рецензии