Течение
Предпочитаю смотреть в окно, чем смотреть телевизор. Но поскольку телевизор в квартире имеется (уже в нерабочем состоянии), а живу один, то иногда устраиваю просмотр дзэн-телевидения. Как? Смотрю в тёмный экран, созерцаю пустоту. Казалось бы, можно закрыть глаза и увидеть то же самое. Зачем усложнять?
А нет никакого усложнения. Всё можно. Например, выбросить телевизор, чтобы даже воспоминания о нём, и присутствия его в доме не было, чтобы место не занимал, пыль не собирал. Но телевизор пока ещё, почему-то, стоит. Мне не мешает, пыль вытереть не трудно, а уму всё ж игрушка и ловушка - смотреть туда, где ничего не возникает и ничего не происходит. Зато при таком дурацком занятии с умом что-то происходит. Это как "смотришь в книгу, видишь фигу", только рифму не подобрал к слову "экран". Можно было бы использовать "туман" - "смотришь в экран, видишь туман", но это при условии, что телевизор рабочий, включенный, и без антенны. Белый шум и мерцающие точки. А так, при нерабочем, ничего не видишь. А это уже кое-что. Там, где ожидается что-то увидеть, видишь «ничего». И это «ничто» находится тут же, среди всего прочего, которое видимое. Поломанная штуковина превращается в символ вещающей пустоты.
То пустота внутри (с закрытыми глазами), а то снаружи. То вглядывание, а то рассматривание. Что внутри, то и снаружи. В такой способ я проникаюсь, и надеюсь, приближаюсь к постижению высшей истины духовных учений, при отсутствии Мастера и монастыря. Нынче и Мастеров развелось, хоть пруд пруди – и книги любые с разнообразными Учениями, и интернет предлагает широчайший выбор сатсангов. Только, что мне нужно, о чём спрашивать? Уже не знаю. На все вопросы приходят ответы отовсюду, из тех же книг и интернета, был бы ты готов услышать и понять сказанное. Да и внутренний голос имеется. Куда ехать? Никуда не тянет. Вот он я, вот он ум, вот оно всё здесь - сиди и смотри. Сижу. Смотрю. Иногда даже вижу.
Посидев в дзадзэн, пребывая в состоянии пустотности, а затем вдруг став невольным свидетелем работающего у кого-то телевизора или радио, обнаруживаешь скрывающуюся за яркими вывесками и звуками мира, за суетой, что деловой, что праздной деятельности всё ту же пустотность. За формами, образами, словами, действиями просвечивает пустота. Видишь тогда изображение на экране как мельтешение, поведение людей как кривляние, особенно, если с выключенным звуком, происходящее воспринимается иллюзорным и фальшивым. Всё тщета и суета сует, повторяешь за Экклезиастом. Ощущение, что жил тысячу лет и видишь, что нет ничего нового под Луной. Люди живут наносным, поверхностным, мелким, временным, и оно бы всё ничего, если бы не всепроникающий клей эгоистичности. Временное до сиюминутности. Каждый борется за свою минуту славы, удовольствия, власти, успеха, самоутверждения. Будто игра "Царь Горы". "Лишь мгновение ты наверху, и стремительно падаешь вниз". Но есть и такие, которые умело, изо всех сил цепляются за достижения, власть, богатство, задерживаясь «наверху» подольше. За что каждый из цепких надеется получить строчку в коллективной истории человечества, попасть в Анналы. Только всё проходит, и это пройдёт, повторяешь за Соломоном. Не факт, что это сказал Соломон, но приписывают ему, а через него дошло к нам. Нет гарантий, что последующие поколения не перепишут историю или не повырывают из неё целые страницы. Соломону и Экклезиасту удалось сохраниться.
Всё пройдёт, как проходит эта минута, и эта, и вот эта, и следующая... Минута за минутой. Час за часом, день за днём. А кто-то видел, слышал, осязал время? Время с чем-то сравнивают, потому что иначе его никак не обнаружить. Время течёт как вода, сыпется как песок сквозь пальцы, годы как птицы летят, и прочие метафоры. Умственная абстракция. Всё что смогло человечество, это заточить время в часах, посадив на цепь, и вот оно оттуда тикает и дёргается стрелками или цифрами. Тикающее время - "тик-так, тик-так" - это подмена, это, всего лишь, тикающий механизм, рабочий хронометр, напоминающий работающий телевизор, передающий изображение и звук. Его завели, он работает. Забудьте его завести, и он остановится, не сможет исполнять заложенную в нём функцию. Не переворачивайте песочные часы и образ времени рассыплется. Останутся колба и песок в колбе, но времени не будет, без человека время окажется никому не нужным. Оно искусственно и умозрительно. Пружину должен заводить человек, менять батарейку, и следить за временем на часах тоже будет человек. Уберите из временно-пространственного континуума человека и этим самым континуумом можно подтереться. Нет, даже подтереться невозможно будет без человека. Ах, химия, ах физика, математика, ах астрономия! Ах, возможности человеческого разума! Ахи и охи! Да фигня всё это без человека. Никому, кроме человека, ненужная фигня.
Без часов и привязанной к ним идеи времени, которой подчинено всё в мире людей, не станет искусственного времени, тактового, дробного, вычисляемого времени, но останется природное время. Такт - это один "тик-так", или шаг стрелок.
Нет, это не время проходит, это течёт жизнь. Просто мы её течения не замечаем, акцентируя внимание на времени и погружённые в движение сменяющихся картинок на экране ума, которые оцениваем, сравниваем, запоминаем. А потом вдруг – гляди-ка, а жизнь прошла! И начинаем заново просматривать кино, отматывая время кусками назад – возвращаясь в прошлое. Жизнь выглядит как набор картинок о жизни и реагирование на них. Жизнь – лоскутное одеяло впечатлений.
Живя в природе, люди наблюдают за природой и приспосабливаются к ней. А живя в мире они противопоставляют себя природе, борются с ней и используют её ресурс для собственного величия. Чем является природное время? Сменяемостью, цикличностью, периодичностью явлений и длительностью. День - ночь, прилив - отлив, смена сезонов. День длится, сезон длится, жизнь длится. Сколько? Зачем высчитывать и знать сколько, если можно наслаждаться проживанием текущего момента.
Если абстрагироваться от мира, или покинуть мир, вернувшись к природосообразной жизни, нужно ли будет механическое или астрономическое время? Крайний случай - первобытнообщинный образ жизни или отшельничество. Зачем в уединённой жизни время? Считать количество лет как ушёл из мира, считать дни рождения? Когда в одиночестве, то не нужно ни с кем согласовывать действия, планировать, договариваться. Утро, день, вечер, ночь. И повторится сначала. День прошёл, и хорошо. Будет день и будет пища. Не будет пищи, не будет следующего дня. Какая разница в каком году ты умрёшь и сколько тебе было лет, если главное в том – жил ли ты по-настоящему, был ли счастлив, открыл ли смысл жизни? Вчера и завтра - условность и относительность, сегодня - практичность и конкретность. Распорядок простой жизни подчинён сезонам - временам года и природным факторам. Акцент на настоящем моменте, на проживании ситуации, переживании своих состояний, человек находится больше в теле и ощущениях, чем в уме, его волнует насущное. Какая разница ему, сколько зим и лет прошло с какого-то знакового события? Знаковые события: чьё-то рождение или чья-смерть, неурожай или природный катаклизм. Или находясь в одиночестве он выберет себе знаковое событие, от которого начнёт новое летоисчисление? Тогда должен появиться кто-то, кому можно передавать имущество, знания, опыт, историю рода. И коллективно выживать, и бороться с другими сообществами и группами. Возникают предпосылки для создания общества. Таким образом возникает и формируется мир - система правил, знаний, навыков, умений, отношений, а впоследствии законов о совместном проживании, деятельности, внутреннего распорядка, договоров.
Для мира это необходимо, и всё оно неизбежно проявляется. А индивиду или группе особей, не стремящейся создавать мир, это нужно?
Но штука в том, что организованная и управляемая группа является более жизнеспособной и успешной в сравнении с одиночками. А для того, чтобы договариваться и уметь действовать сообща, нужно изобрести время и научить им пользоваться всех членов сообщества. Насекомые и животные тоже могут действовать слажено, не имея идеи о времени и часов, но человек более сложно устроен, и человеческий социум более сложно организован. Человек способен пользоваться не только собственным телом, а вдобавок создавать орудия труда, которые в огромное количество раз увеличивают инструментальную базу, энергетическую мощь и творческий потенциал. Нужен был язык. А в языке заложена основа времени: прошлое, настоящее и будущее время. Возникает мышление. Всё – прогресс запущен. И задача прогресса – увести человечество от природы, обособиться в искусственном мире. Не знаю, но можно допустить, что это для чего-то нужно, например, для колонизации ближнего космоса. Так ведь и колонизация космоса нужна только беспокойному уму, опирающемуся на прогресс. Народы Океании и Австралии, американского континента не звали и не просили, чтобы их открыли и колонизировали. А вот прогрессу нужно было куда-то расширяться.
Но если взять человека самого по себе, вне социума, то, так ли ему важно знать сколько зим и лет он живёт на белом свете? Ему оно зачем, если нет личности, если он вне социальных отношений? Неужели йог в горах продолжает считать годы жизни и при этом медитировать на вечность? Чем-то ведь йоги должны отличаться от мирских людей.
Ты быть, ты жив - это прежде ощущается, чувствуется, а затем уж мыслится. Существует ли мысль без человека, вне человека? Говорят, что да. Тогда – кто говорит, и кто этому верит? Если нет физического носителя, то кто и как будет констатировать наличие мысли? Мысли будут осознавать сами себя и сами мыслиться? Взять тех же йогов. Когда йоги десятилетиями медитируют на пустоту, то их ум становится пустым, тихим и ясным, а их тело почти безжизненным, ибо они не отождествлены жёстко с телом, оно для них лишь временное убежище. И что происходит с мыслями в их пустой и ясной голове? Каждая, залетающая в их ум мысль, взрывается и освещает пространство ума. В нашем обычном понимании они прекращают мыслить, но ментальный план, объём и потенциал существуют в состоянии трансценденции, а не последовательности. Отсюда парадоксальность мышления Мастеров и их спонтанность поведения, если Они не покинули мир и сохраняют с ним связь.
Как тебя зовут - это важно, если ты одинок? Если в социуме, то да. А если ты сам по себе, то кто к тебе будет обращаться по имени? Или ты сам себя будешь называть по имени? Имя нужно для других, когда мы среди людей. И возраст свой знать не обязательно, он не имеет значения вне социальных связей и для созерцания природы вещей и явлений. Тебе 35, 50, 70 лет... И что, это повод беспокоиться?
Люди спрашивают: когда нужно начинать духовную жизнь?
Их приучили спрашивать и ожидать ответов от знающих людей, разного рода специалистов. Они привыкли спрашивать: когда правильно начинать половую жизнь? Когда можно целоваться, на первом свидании или только после третьего? Когда заводить семью и ребёнка? Когда отдавать ребёнка в школу, музыкальную школу и спортивную секцию? Когда лучше высаживать рассаду на грядках? Для них эти вопросы одного порядка. Поэтому для них прогресс создал в помощь Гугл и ИИ.
Но акцент нужно делать на том, что существуют сомнения и беспокойство. Имя, возраст, представления, отношения между людьми дают повод для беспокойства, которое в уме. Уму оно зачем-то нужно, он так устроен. А тебе?
- Ум - часть меня, это моё сознание, интеллект. Если в уме беспокойство, то это во мне беспокойство.
+ Ум - это не только часть тебя, но и гораздо больше, сложнее. Нужно исследовать природу ума. В тебе лишь его маленькая ограниченная часть. Но даже если допустить, что ум - часть тебя, то ты ведь не только ум. Ты - целое, а не часть. Пусть ум беспокоится, если для этого возник повод и ищет варианты решений. Это его природа - реагировать на процессы внутри организма и происходящее во вне. Перед ним возникают задачи, которые он пытается решить. Это прекрасный инструмент, редкий дар.
Ты отождествлён с умом? Насколько прочно и жёстко? Духовный искатель ищет свою истинную природу, и устремлён к ней, а по пути исследует свою естественную природу, знакомится с инструментарием данным ему и осваивает его. И снова вопросы, нюансы, в которых необходимо разобраться. Это чей инструментарий? Кто владелец и хозяин этого? В тебе есть этот владелец, ты – хозяин? Не узнать об этом от кого-то, из книг, а самому пытаться отыскать, предпринять действия, приложить усилия. Только вряд ли это нужно всем людям, лишь немногим.
- Что будет, когда наступит конец мира?
+ Можно предположить, пользуясь логикой, что таки однажды наступит конец мира. Но в настоящий момент мы наблюдаем не конец мира, а беспокойство в уме по поводу гипотетического конца мира.
- А что было прежде, до сотворения мира?
+ Что-то было. Но это тоже беспокойство ума, скрываемое за любопытством. Хорошо, до сотворения мира было Бытие.
- А ещё раньше?
+ Бытие вечно и бесконечно разнообразно. Было, есть и пребудет только Бытие. Никогда не было так, чтобы ничего не было.
- Но существует же «ничто», «не-сущее». А? Как быть с этим?
+ Если и говорить о наличии «ничто», то как об отсутствии того, что было и исчезло, или как о вечном состоянии перманентности Бытия? «Ничто» не было до Бытия, и не будет после Него, оно всегда в Бытии, вместе с Бытием, неотделимо от Бытия.
- А вот учёные говорят, что… А в древних текстах написано, что…
+ Это слова, знания, допущения, концепции. Люди говорят разное, сегодня одно, завтра другое. Но и это лишь беспокойство и суета ума – что научные гипотезы, что религиозные верования. Все верования и гипотезы возникли в беспокойном уме, и служат для его временного успокоения. Хотя, как видим, только порождают новые беспокойства, сомнения и желания чего-нибудь придумать. Поскольку существует коллективный ум, то существует и коллективное беспокойство, которое и индуцирует движение в отдельных человеческих мозгах.
- Уходишь от прямых ответов в общие рассуждения. Например, до сотворения мира ничего не было. Всё пространство было сжато в одну точку. Потом произошёл Большой Бабах и возникло пространство-время, энергия и вещество. Каково?
+ Возможно. Как один из вариантов развития событий. Но где? В уме. И что это знание нам даёт? Оно нас на время успокаивает, и учёные увлечены подтверждением этой теории. Но не исчезает фундаментальное беспокойство. До того, как возникла эта концепция Большого Бабах люди как-то жили и без неё, были другие концепции и верования. Просто, в современном мире большая часть учёных поверила в теорию Большого Бабах, согласились с ней и приняли её за основополагающую. Это одна из попыток человечества объяснить Сущее.
Если даже Бытие действительно было сжато в точку, то на тот момент это и было тем, что было – таким качеством Бытия. Потенциалом. Но ведь было! Если из точки возникла вселенная, то это явление грандиозно и удивительно.
Бабах – это точка отсчёта возраста вселенной? Так ли это? А как посчитали, кто посчитал?
Вот какая странность – пока не возник человек, не развился до состояния научных знаний и не включился прогресс, то никто не беспокоился по поводу возраста вселенной, не предпринимал вычислений. Космический Разум знал об этом без вычислений, остальным было не до того. А раз не было кому задумываться, беспокоиться и высчитывать, - даже Солнечной системы и нашей галактики в помине не было, то и времени не существовало. Вселенная не думала: «вот я вселенная и мне нужно подумать о своём возрасте». «Космос», «хаос», «мир», «Бог», «время-пространство», «вещество», «сознание» - это нарративы, созданные самими людьми, чтобы им было чем заняться и о чём поговорить. Все эти знания, наука, прогресс, достижения находятся в человеческом уме.
Прежде, чем случится конец мира, гораздо раньше исчезнут все люди с лица Земли, так что наблюдать за концом будет некому, а тем более описывать, как в точности всё будет происходить. Если нас тогда и там не будет, то зачем нам сейчас об этом думать и тревожиться на этот счёт?
Нас не было тогда, когда этот мир создавался. И в Бытии человечества не было довольно долго. А потом человечество довольно долго существовало без языка и письменности, чтобы задокументировать все происходящие события. Так что обо всём, что происходило до появления способности фиксировать и конспектировать, мы узнаём пост фактум. Задним числом. Ум откручивает время вспять.
Если человечества не было в момент сотворения, то никто не беспокоился, как оно всё выйдет, получится ли удачно? А вдруг бы что-то пошло не так и в результате мы не появились на свет? Можно и об этом начать беспокоиться. Ну надо же, тогда и часов не было и их никто не заводил, а вот теперь, когда есть часы, то можно отсчитывать на них время назад, подсчитывая возраст вселенной. Ага, по реликтовому излучению. Всё очень научно и убедительно. Определили, что плюс-минус полтора миллиарда лет, возраст вселенной 16.5 – 18 млрд. лет. Приблизительно. Подумаешь, неточность в миллиард лет! Впоследствии уточним. И что же, на этом успокоились? Нет же. Мол, сколько ещё загадок! Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
Взять выражение «Горе от ума». Можно трактовать как угодно. А что если смысл его в том, что всем живым существам на планете и природе в целом горе от ума, возникшему в человеческом существе? Ум, как его понимает и использует человек, несёт горе и страдание, а в итоге погибель всему живому на планете. Я говорил, что ум - это дар? Это так. Но ум так же является и проклятием. Парадокс. Ведь ум, не поднявшийся до уровня разумности, не ставший мудростью, не будучи освещённым и согретым светом любви, ею сгармонизированным и успокоенным, угрожает самой жизни на Земле.
Кто-то видел обеспокоенного, суетящегося мудреца? Это нонсенс – беспокоящийся мудрец. Если есть беспокойство, то человек изображает из себя мудреца, пытается соответствовать или только стремиться к мудрости, ещё не обретя её. Ни в мифах, ни в сказках, ни в жизни не встретишь мудреца, беспокоящегося по какому-либо поводу. Такова, видимо, природа мудрости: спокойствие, ясность, кротость, святость, радость, бесстрашие. Потому что он вневременен в своей сути и постиг истинную природу.
Конец света? Вздор. Свет вечен и бесконечен.
Конец мира? А вот это возможно. Поэтому, успокойтесь, расслабьтесь, и получайте наслаждение от жизни, восторг от пребывания прямо в моменте «здесь и сейчас». Миру не избежать конца, и всё в этом мире конечно, включая и сам мир. Достаточно человеку освободиться от страха, беспокойства и сомнений, чтобы обрести благость и счастье в настоящем. Ты можешь что-то изменить в мире, отменить конец мира? Мудрец тот, кто понял, что можно изменять своё отношение к происходящему, и так менять себя и окружение вокруг себя.
Как я здесь оказался? Я же хотел рассказать совсем о другом. Наверное, снесло течением, которому я отдался. Ладно, о другом расскажу в другой раз. Начинаешь за беспокойство, а кончаешь покоем. Течение мыслей, течение образов и слов, течение событий, течение времени… Все течения объединяются в Едином Потоке Жизни, наполняющем Океан Бытия-Сознания-Блаженства.
Свидетельство о публикации №221040300845