СССР им не хватает!
— Бабушка, а Ленин был хороший?
— Хороший, внучек, хороший.
— Бабушка, а Сталин был плохой?
— Плохой, внучек, плохой.
— Бабушка, а Хрущев какой?
— Когда умрет, тогда и узнаем…
Говорят, что всё познается в сравнении и часто так и бывает, когда сравнивая одно плохое с другим, получается все не так плохо или наоборот, хуже некуда.
Когда сравнив одно хорошее с другим, понимаешь, что от хорошего к хорошему не бегут, а к плохому тем более.
Ведь знали, что плохо жили рабочие и крестьяне при царе горохе, потом стали жить хорошо при нескольких царях горохах, называемых ленинской компартией.
Им не просто так сказали, что они стали хорошо жить, они сравнили ту свою жизнь с этой и вышло, что стали жить лучше.
Потом опять вернулись к плохому образу жизни, когда та хорошая при нескольких царях горохах закончилась, а в новой найти себя не сумели, потерялись в ней, то и стали жить исключительно сравнениями и воспоминаниями о том как было хорошо и насколько лучше. Да так хорошо и так лучше некуда, и так не хотелось плохого, что получалось, что жить вообще не получалось, а только вспоминать и сравнивать, и ещё, так как ничего другого из современной жизни не оставалось, то ругать теперешнее молодое поколение, всё говоря о том, как им, бедным и несчастным не хватает пионерских лагерей, выездов в колхозы, конкурсов, школьной самодеятельности и т. п. Короче, очень сильно этому поколению, многие из которых сами себе на жизнь и учебу зарабатывают, а не как раньше папа с мамой им по эстафете всё от государства того передавали, в аренду и в пользование, им СССР им не хватает.
Но это, ругаемое многими поколение является вообще-то ни кем нибудь, а потомками тех, у кого колхозы с бесплатным использованием детского труда существовали, но они этого не знали или глаза закрывали на то, что их детей рабами делали, тех у кого колхозные пионерлагеря были, где все кувыркались в одной общей кровати, и участвовали в самодеятельности, не обладая часто никакими талантами, а потом все хором пили дешевую водку и рожали тех, кого по- комсомольски, по-партийному сейчас осуждают.
Это были и есть плоды тех насаждений в СССР, когда яблоко от яблони далеко не упало, а населило поля и равнины нового государства со старой родной землей, и точно так же кстати, как старое поколение, не все конечно, заскулило на тему той жизни, в которой их не было, но они тоже сравнивали, уже не вспоминая, а просто сравнивая, будто перелистывая учебник истории, написанный их советскими предками, которые забыли там написать, как все дружно пили алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного, в том что подсаживались на этиловый спирт, когда ни одно мероприятие и даже гос уровня не обходилось без бутылки водки, коньяка или дешевого крепленого вина, называемого в народе “бормотухой” и прочего спиртного суррогата, а потом все хором рожали тех, кто унаследовал их идеологию на генетическом уровне, родившись уже дураком и дебилом, потому что у алкоголика или сильно пьющего другого потомства не бывает.
А если бы они об этом написали в своём учебнике истории про хорошую советскую жизнь, то сейчас у некоторых не возникало бы вопроса, откуда столько необразованных идиотов взялось, способных только сравнивать цены в магазинах тогда и сегодня, не в пересчете на сегодняшние рубли, а просто с сегодняшними.
Потому что если бы всё же в пересчете сравнивать, то получается, что, что тогда и что сегодня житель России за одни и те же деньги мог и может купить всё то же самое, с одним отличием, тогда только хлеб и молоко и на этом почти что всё, потому что почти не утрируя, больше ничего и не было, а сегодня ещё много чего другого.
Понятно, что порою такое происходит из-за того, что люди забыли или не знают, как было устроено снабжение в СССР, что помимо молока, хлеба и водки, купить было больше нечего, тем не менее мечтатели о тех временах идут в своих мечтах и фантазиях даже на то, что рассказывают о том, как чёрную икру в больницах, простых, не номенклатурных, тогда давали больным для выздоровления вместо макарон без масла в качестве больничного питания. И истекая слюной и со знанием дела говорят о том, что стоила она тогда 40 рублей за кг.
Да, так она и стоила, но по себестоимости, а когда попадала на прилавок, то становилась в разы дороже, а под прилавком так и вовсе недоступной даже на праздник простому рядовому гражданину страны советов.
Впрочем, как и всё абсолютно в те времена. И если сравнивать ту дешевизну, не забывая об аппетитах государственных правителей, то себестоимость выпускаемых товаров и продуктов народного потребления очень сильно отличалась от цены реализации в магазинах уже с торговой наценкой, что только служило свидетельством жадности и существовавших немалых аппетитов правящей элиты, тех царей горохов.
А когда на сцену ещё и выступал искусственно созданный торгашами дефицит того, чего и так не хватало и не было в стране, так и вовсе цена взлетела в поднебесье и оттуда уже не возвращалась, если только в качестве купленного кем -то по неимоверной цене товара.
И в основе всего этого, всего этого стиля жизни, как в основе советской пропаганды лежала, однако идеология марксизма-ленинизма.
Как и главной целью той самой советской пропаганды было создание так называемого типа нового человека — человека, следующего принципам коллективизма, добровольно подчиняющего свои личные интересы интересам общества, то есть заранее убивая в себе человеческую индивидуальность, присущую каждому человеку, и становясь одним из неотличимых от других баранов общего стада, то есть членом одного инкубатора, что есть искусственное изобретение человека, и готового принести себя в жертву на благо общества — на благо этого инкубатора или стада баранов, который при этом придерживался бы материалистического и атеистического мировоззрения и имел бы своей высшей целью достижение лучшей, богатой и счастливой жизни для будущих поколений.
Да-да тех самых поколений, которых так хаят теперь тот тип “новых” людей, тот новый вид человека “ хомосоветикус”, жертвы той самой идеологической пропаганды на самом деле, а не принесшие себя в жертву обществу, потому что мало всё же, кто тогда наплевал на себя и на своё благополучие, и жил и работал исключительно, как полагалось, на благо того общества, это им сейчас так кажется и больше, хочется, когда вспоминают и сравнивают, забывая о своих целях в той жизни, жить лучше, и не духовно, а так, как идеология с пропагандой прописала, богато и счастливо материально.
Потому уже тогда многие ехали на часто бесперспективные стройки, поднимать целину, к примеру, после чего обещаниями партии и правительства проблем с продуктовым обеспечением не должно было быть, но они были, на стройки века, такие, например, как БАМ, которая не была родившейся идеей в светлых умах людей нового типа, служившая объектом стратегического назначения, вовсе нет, она возникла ещё во времена царской России, а финал её строительства так и совсем состоялся в 2003 году нового столетия и в новом нашем государстве, с итоговыми финансовыми вложениями в 1,26 трлн рублей или 37 млрд долларов, и это не считая человеческие жизни, и в том числе те самые, которые ехали строить, но не руководствовались голым энтузиазмом, а на заработки собирались, записываясь в студенческие молодежные стройотряды, потому что многие уже знали, что после окончания вузов после пяти, а то и шести лет учебы они все, за редким исключением, будут зарабатывать гроши, гордо называясь инженерами - строителями, врачами и учителями и прочими обладателями ведущих профессий, которые так нужны стране для экономического роста любого государства, и которое вот так оплачивало их труд, когда после бесплатной казалось бы учебы и даже с получаемой стипендией, они потом всю свою жизнь вынужденно получали такие копейки, зарплата инженера, учителя, врача варьировалась от 130 до 160 рублей в месяц, по факту они таким образом отрабатывали и свою учебу, которую им государство оплатило, и продолжали свой рабский труд на благо страны уже после, когда ни один врач не был мотивирован на то, чтобы хорошо лечить и вылечивать, ему за это, за успех в излечении, не доплачивали, учитель, чтобы учить и научить, а инженер чтобы что-то придумать и воплотить, и вот такой подход гордо некоторыми называется сейчас “ вся жизнь та была бесплатной.”
И это дела народные, как говорится, а что же цари-горохи, которых принято сравнивать с сегодняшним правлением, президент России оказался несменяем во власти, как и точно таким же был председатель КПСС Брежнев, что не должно не нравиться любителям сравнивать, очень ведь похожая ситуация тогда и сегодня, а значит, должно быть и сегодня хорошо, как тогда.
Так чем занят был тот царь- горох? Он, этот царь горох по фамилии Брежнев об этом собственноручно написал в своем дневнике, который до самой своей смерти вёл, написал о том, чем он занят был.
До второй половины 70-х великий и несменяемый генсек активно в нём размышлял о делах страны, международных отношениях, строил даже какие-то планы.
А потом, по всему видно, этого генсека постепенно перестает вообще волновать что-либо, кроме юбилеев его коллег, охоты, трансляции спортивных состязаний по телевизору и употребления пищи.
«10 апреля, был дома на даче — обедал.”- Написал Леонид Ильич в своём ежедневнике - “ Борщ из свежей капусты, кешанка. Отдых. Был на дворе. Дочитывал материалы. Смотрел хоккей: сборная СССР — Швеция. Итог 4:2 в пользу СССР. Смотрел «Программу времени». Ужин. Сон»
И это был 1977 год. А в начале восьмидесятых так и вовсе больше ни о чем генсек не писал, кроме как о бесконечной череде вручений и получений государственных наград.
Его дневниковые записи сравнимы только что с дневниками нелюбимого людьми нового типа Николая второго, который тоже по большей части был озабочен не делами государственными, а семейными и амурными со своей любимой женой.
И можно ещё записи орденоносца Ильича Брежнева, если уж сравнивать, сравнить с записями из дневника костромского писателя Игоря Дедкова, который он вёл с 1953 по 1994, где сначала всё идет на подъёме, впрочем как и было, упомянутые им лихие 20-е и даже в конце 1950-х — начале 1960-х годов, когда он сам постоянно пытается в дневнике спорить с государственным идеологическим дискурсом, цитируя Ленина и Маркса и указывая на несоответствие реальности и партийных установок, а вот к концу 1970-х в дневнике остаются исключительно скупые депрессивные описания позднесоветской действительности: беспросветность существования, дефицит и вечная погоня за материальными благами, составляющая в конечном итоге смысл жизни человека в СССР. Что и было на самом деле.
Тот смысл, в который вылилась в итоге советская идеология с усилиями той пропаганды внедрить ту идеологию полностью в жизнь советских людей, а чем всё это обернулось ещё даже не с окончанием существования той страны, а с жизнеспособностью советского государства, мы знаем, но помним всё же иное, выдавая привычно желаемое за действительное, от невозможности принять новое настоящее с новым поколением, не всегда являющимся тем наследием прошлого, а зачастую вызывающее уважение к себе тем, что самостоятельно добивается в жизни многого, не паразитируя на шеях пап и мам и того же государства.
И хотя, как говорят, если и не всё, то многое познается в сравнении, и наверное, так оно и есть, но к сожалению, именно эти постоянные сравнения той и этой жизни, хоть и не являются в пользу первой, сеют и рождают сомнения в ещё неокрепших умах тех людей, у которых реально вся жизнь ещё впереди, и которым в этой жизни жить и её же и строить, и надо бы им всё это делать без оглядки на прошлое, в котором и мамонты давно вымерли, как и та жизнь, почти как у мамонтов, закончилась, и давно новая происходит, но зачем-то многие из прошлой и своей жизни тянут молодость в свою старость, пытаясь уложить порою собственных детей в одну с собой могилу, которой является и та страна, и тот строй, в котором может, кому-то и и было хорошо, но при тех, его личных обстоятельствах, когда они у всех всегда разные, и не нужно снова по старинке лишать людей индивидуальности, формировать из них одного общего барана из знакомого инкубатора, вечно в сравнениях своих упоминая его, тот инкубатор, и говоря о нём, как было в нём всё здорово.
Да сломался тот инкубатор давно, за давностью лет подвергнувшись процессу амортизации, а новый никто не построил и не собирается, потому что времена новые настали, пора бы понять хотя бы такие простые вещи и перестать уже сравнивать то, чего давно нет с тем, что есть и даже ощутимо, и не на уровне мифов и легенд из учебников истории про ту хорошую жизнь, когда свойство памяти подводит, вычленяя и вынося на поверхность всё хорошее, а всё плохое подвергая забвению.
Потому что на самом деле, если так подумать, не совсем понятно даже, когда же было это всё хорошее в Советском Союзе, если весь тот период его существования можно разбить на несколько этапов:
Первый, это когда только всё состоялось, захват власти в 17-го году большевиками, когда идеи борьбы за счастье мирового пролетариата действительно воодушевляли массы в 1920-х.
Затем одна борьба «пламенных двадцатых» сменяется на десятилетия борьбы Сталина с собственным народом. Что было хорошего в этот период сталинского режима в жизни советских людей, всем тоже хорошо известно.
Это тот самый период, когда Сталин окончательно утвердил свою власть как руководитель, обещавший стабильность и прекращение борьбы за мировую революцию и переход к построению социализма в одной стране, имеется в виду Советский Союз, что сходу на корню уничтожило раннюю революционную идеологию большевиков, они же изначально ратовали за мировую гегемонию пролетариата, а тут...
А тут вся борьба сосредоточилась в собственной стране, не выходя за её пределы, методами репрессивного красного террора, и установлением по факту красной монархии, что называется, за что боролись, на то и напоролись.
Следом начинается период правления Хрущева и Брежнева, когда возникла ещё одна крайность, приведшая к окончательному уничтожению советской идеологии, когда всесторонне принято было критиковать сталинизм. Раз вышло так, что Сталин сам «вульгаризировал» идеологию, то зачем она нам вообще нужна. Не нужна!
Эти колебания то в одну, то в другую сторону не могли позитивно отражаться на жизни простых людей, всё в стране происходило по известному принципу басни Крылова “Лебедь, рак и щука.” О какой стабильности тех лет вообще можно было говорить.
В этот же период в 1968 году, в Прагу вводятся советские танки и власть в СССР «закручивает гайки» и начинает активное подавление инакомыслящих.
Как написал в том же дневнике тот же писатель Дедков, отразив события тех дней:
“Печальные дни. Мы возвращаемся к сталинским временам. То, что произошло в Чехословакии, отбрасывает нас к тридцать девятому году. Эти дни указывают всему (в том числе искусству) истинную цену. И она ничтожна.”
И это было опять знакомое, за что боролись, на то и напоролись. Но когда же жить то нормально, если снова и опять вернулись туда, откуда практически начинали?
Потому что потом уже, как известно, наступила беспросветность существования, дефицит и вечная погоня за материальными благами, составляющая в конечном итоге смысл жизни человека в СССР.
И вот об этом обо всём сейчас вспоминают некоторые, успевшие как видно стать типом новых людей, о каком только из этапов той жизни вспоминают, хотелось бы уточнить, и ещё проводят сравнения той жизни с этой, как если бы жизнь на Марсе сравнить с тем, что происходит на Земле даже по климатическим показателям.
Просто из тех, кто там жил, в той стране, кого давно нет в живых, кто слишком стар, чтобы что- либо конкретно помнить, а кто-то так мало там пожил, что просто не вправе давать оценку тому, что тогда происходило, а тем более что-то сравнивать, реально, как сравнить жизнь на Марсе и жизнь вне его.
Впрочем, хоть и считается, что всё познается в сравнении, но это сравниваемое всё же надо познать, знать, а не ориентироваться на чьи-то воспоминания, да даже если и на свои собственные, но которые за давностью лет по хорошему надо бы уже похоронить, а не пытаться сравнить то, чего уже давно нет с тем, что есть и что ощутимо и осязаемо, и при этом еще говорить кому-то, что им не хватает той жизни в СССР, при том, что живут они в этой, и в своей, а не в вашей, господа - товарищи "человеки нового типа".
03.03.2021 г
Марина Леванте
Свидетельство о публикации №221040300902