Понять. Найти. Вернуться. 1

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Рассказанная  неким драматургом, заплутавшим  в ночной час  на городской окраине 


-Эй, как тебя! Гренгвер! Не спеши-ка!

Стояла промозглая темень и уголок Парижа, куда на сей раз занесла меня досадная случайность, не располагал к беседе со случайными прохожими. Также как и одеяние окликнувших меня мэтров, а именно- бахромою свисавшие с плеч гниющие обноски, лишь отдалённо напоминающие плащи, коими были когда-то давно.

- За тобой должок, приятель.

Я узнал говорившего. Святая Дева, мой давний дружок Пьетро-Дырявый колпак! А рядом Крысиный Помёт, пару лет назад под видом хромого просивший милостыню у ворот церкви.. как бишь его .. Давно не сводила меня судьба со славными обитателями Двора чудес. Лица обоих бродяг заросли густыми бакенбардами, сделавшими бы честь подмосткам, захоти носившие их попробовать себя в нелёгком искусстве лицедеев.


-Стоит, вылупив глаза, и не думает признавать братьев по ремеслу. Слушай, висельник, не ты ли пять лет назад задыхаясь от счастья клялся, что почтёшь за честь вступить в наши ряды?! А!? Что же ты не обнимешь старых друзей, рифмоплёт?

- Судари мои, - попытался я с первых шагов установить отношения,- Ныне положение моё…

- Заткни пасть!

Рука Пьетро без церемоний сгребла меня за шиворот:

-Он думал, мы ничего не узнаем.

-Падаль! Что он сделал с Агнессой-Плясуньей!? Кому ты её продал? Отвечай, гниль!
 
Я почувствовал, как волосы мои медленно покрываются испариною. Откуда?.. Пять лет назад.. Ночь.. Погром.. Меня никто из них не заметил, готов поклясться!

- Думаю, тебе интересно будет узнать, что Батист Птицеед, которому будто бы начисто отшибли мозги в той заварушке, недавно прочухался. Не бледней, приятель! Он, видишь, начал кое-что вспоминать.
Придержи-ка его, Помёт. Я расскажу, как было..

Глаза бродяг глядели проницательно и недобро щурились.

-Каша заварилась при покойном Людовике..  Помнишь? Мы осадили Собор, думая всем скопом совладать с дьяволом-кривым, сторожившим ворота. Тебя с нами не было… Я-то думал, ты сбежал под шумок. Птицееда кривой приложил бревном, которым таранили главный вход. Там он и остался, как думал Гнус- остался подыхать.. Лежал у ворот, мы вошли.. И тогда он увидел.. Что же тебя так трясёт, а?! Может быть, ты сам расскажешь нам- что?

Зубы мои и впрямь выбивали барабанную дробь.. Полумёртвый повеса разглядел нас! Видел, как мы с учителем  увлекли за собой Агнессу и Джуду…  Видел как лодка в шуме погрома не замеченная, отчалила от Ситэ.. И потом… Учитель и я проникли туда, чтобы спасти бедняжку.. Что бы ни случилось после.. Некому и не за что нас упрекнуть!

- Судари, прошу вас, поставьте меня на место! Объясняться с вами, болтая ногами в воздухе крайне затруднительно. Вы думали, я буду смущён? Ничуть! Да, мы принимали участие в этой девушке. Я и мой духовный отец, господин архидьякон Жозасский. Мы хотели вырвать её из среды воров и разбойников, обучить.. У неё.. был прелестный голос, а при Р-ском монастыре есть школа для девиц..

- Ну и вывернулся.

-Ты что же, враль, вообразишь, что мы поверим… Будто с тобой был архидьякон.. а не ОН?

-Кто- он?

- Монах-привидение!

Несмотря на всю серьёзность происходящего меня разобрал смех.

-Молчать!!!

- Её проклятая тень, «священник», как она его называла! Она говорила о нём Больдо! Всю жизнь боялась, а ты..Ты, ТЫ цыплячий хвост, стакнулся с этим дьяволом и привёл свою жену на виселицу!!!

Великий Боже, какой пьяный бред. А если выражаться языком более поэтическим — суть россказни парижского простонародья, всегда склонного к суевериям. Мне, своему мужу, ни о каком «священнике»…
Увесистая затрещина оборвала нить размышлений.

-Сколько раз я жалел, что великодушие нашей цыганочки помешало сходу повесить этого прохвоста.. Оказывается, не зря.

- Теперь исправим упущение.

На голове у меня оказался грязный мешок, руки скрутили за спиною. Хочешь- не хочешь, а перебирать ногами- единственное, что остаётся в таком положении! Парижская мостовая, давняя свидетельница моих скитаний, убегала куда-то вонючими переулками, петляя и поворачивая.. Тащившие меня переругивались. Кажется, Крысиный Помёт предлагал «сначала пощупать карманы этого актёришки», на что его благородный спутник весьма категорично заявил, что сцапали дурака не из-за презренного золота, так пусть сначала подохнет, а карманы его от бродяг не уйдут!
 Голова моя работала с бешеною скоростью, измышляя путь к спасению. Агнессу повесили… Учитель был найден мёртвым в тот же день, несколько часов спустя, в его смерти винили «дьявола-кривого». Оба, труп и убийца, на целых четыре года исчезли из Парижа… Какой-то бесовский клубок, который у меня не было ни времени, ни желания распутывать, да и зачем? Со мною была милая маленькая Джуда, я радовался, что сохранил ей жизнь и растущие  успехи новой труппы обеспечили нам двоим вполне сносное существование.. Славная, умненькая Джуда, её не променял бы я на десяток красавиц- возлюбленных! К чему было тревожить призраки прошлого?.. Теперь старые друзья меня прикончат, и бедняжка, запертая одна в лачуге старухи Магдалены, умрёт от голода!
Мостовая под ногами сменилась сплошным грязным месивом. Как в зачарованном сне узнал я королевство Арго. Года два прошло, два... Навстречу то и дело попадалась пара босых ног то с костылями, то без, и, обменявшись парой слов со спутниками моими, спешила вслед, вглубь загаженных переулков.
Если сказать, что я ничего не понимаю, что на нас с учителем напали а далее случилось то, что случилось- они не поверят. «Монах- привидение»… Если предположить, будто он принял образ учителя, господина архидьякона? Даже больше… Невольно я припомнил тысячу подробностей, странное молчание учителя в ночь спасения Агнессы и то, с каким ужасом несчастная отшатнулась от его протянутой руки..
За нами двигалась уже огромная толпа, смердящая, разноголосо галдящая и пляшущая, в пёстрых бинтах и лохмотьях. То и дело мешок на моей макушке дёргали и теребили, пытаясь заглянуть в лицо, но деловито брошенное: «Пленник папаши Больдо!» отгоняло любопытных..
..Учитель и был её губителем, «монахом-привидением», «проклятой тенью». Я совершенно о том забыл, но жена и впрямь часто рассказывала о человеке в монашеской рясе, чьи мрачные речи наводили леденящий страх... А в ту ночь.. Мы скрылись с острова, оставили далеко позади собор, погром и городскую стражу… Каким же образом оказалась она на виселице?..
Стало быть, отец Клод охотился за крошкой-Агнессой с непонятною целью, а вовсе не желал спасти? И мною воспользовался как орудием, чтобы выкрасть её из собора?.. Час от часу не легче…

-Стой смирно, трусливый щенок, не скули! И дай мне на тебя полюбоваться.
Мешок грубо стащили. Изрезанное морщинами лицо Больдо встретило меня глумливо ощеренной пастью, где гниющих зубов осталось всего ничего. Постарел...

-Давно не виделись! Разжирел ты, смотрю, как боров! Хороша она, жизнь богача?
Остальные(их было с полсотни) благодушия не проявили. Оскаленные рожи их выражали плотоядное нетерпение поскорее увидеть предателя корчащегося в петле. Некоторые были мрачны и торжественны, точно жрецы на языческом пиршестве.

-Дорогой отец, я счастлив видеть вас в добром здравии! Позвольте объясниться, ибо чудовищное недоразумение..

-Закрой пробоину, уши вянут от твоей лопотни! - оборвал старик Гнус, гроза Двора чудес, неведомо как затесавшийся в толпу цыган.- Мне наплевать на гнусную учёную тарабарщину, коей ты пудришь мозги высокочтимых ослов! Мы её не понимаем. Говори попросту: ты украл дочь Бо?

-Я спас…

Жуткая физиономия Гнуса вдруг перекосилась от ярости:

-Чёртов вертун!!! Повесить сейчас же и без разговоров!!!!

Я вспотел. Колени резко подогнулись, и бедный Гренгвер бухнулся в грязь у ног его бродяжьей светлости, тотчас забывая все оправдания:

-Виноват мэтр Гнус! ПЫТАЛСЯ спасти! Я доверился учителю и другу, не зная, что тот - слуга Дьявола..  Он должен был увезти несчастное дитя из Парижа.. но предал и погубил нас обоих!

- Ты, выходит, ему подпевал? Тоже хотел, чтобы бедную девушку повесили?

-Клянусь, что нет!

-Хмм, и нас подговорил напасть на Собор, чтобы в драке и неразберихе сподручнее действовать…

-Смилуйтесь...

- Закрой поганый клюв! Чтобы мы ещё раз поверили трусу и вралю, ПОРЯДОЧНОМУ парижанину!? Околеть мне на этом месте... Мясник, Помёт! Виселицу!

-Уже готова, приятель! Давно ждёт, хе- хе!

Оставалось одно. Раскаяние.
Дрожа, я заставил себя вспомнить, что сам говорил своим актёрам о трагических минутах. Ты должен забыть о том, что есть истина и что есть ложь и, думая лишь о горьком несчастии, которое тебя постигло, ПОВЕРИТЬ в него всем существом… Хоть на единый миг! Если в эту минуту появится слеза, будет прекрасно.
Мне повезло больше. Обильный поток горячих слёз неудержимо хлынул из глаз… Я погубил бедняжку-цыганочку.. Предал спасшую мне жизнь! Да, я!.. Проклят, проклят и обесчещен, горе мне!..
...Я не помню, что говорил. Не помню, как кончил. Помню лишь, что разношерстное сборище уличных попрошаек слушало меня ухмыляясь и местами- не без интереса.

- Ну и что же? - Гнус нетерпеливо потряс седой гривой.- Чем подберёшь ты своё море соплей? Клянусь кишками папы, здесь тебе не церковь и я не поп, чтобы тратить на исповедь добрых два часа... Хотя бы и перед виселицей. Чёрт возьми, приятель, учись выражаться веско и коротко!  Полтора года ты прожил среди нас, а всё нюнишь и квасишься при виде петли. Посмотреть бы тебе, как вздёрнули старика Гнилую Солому! Он и бровью не шевельнул, а попу прошамкал: «увидимся в пекле, сынок!» Дьявол меня зажарь, а!? Вот как умирают бродяги! Ну, так или эдак свою галиматью ты нам выложил, пора и за дело. Берите его, ребятки!

- Подождите, о милосердный!- хватаясь за соломинку, я всё ещё не мог поверить, что это конец.- А как же.. славный обычай племени почтенного Больдо? Приговорённого может спасти та, что отдаст ему руку. Быть может, одна из здешних дам согласится обвенчаться со мною, приняв взамен признательность осиротевшей души?...

-Что?! Думаешь, найдётся дура, согласная жить с вечным вдовцом, поставляющим жён своих на Гревскую площадь!? Ха-ха-ха, ты и впрямь забавник!! А ну- ка и правда, спросим у них!?

Пёстрая кучка потаскушек, с любопытством поглядывая из-за спин мужчин, воодушевления не выказала.

- Пусть венчается с верёвкой,- хрипло прошамкала какая-то старуха.

- Продаст вторую так же, как и первую, - пробасила дородная баба в грязном платке, подбиравшем дикие космы.- Известна его «признательность»! Дьяволов прихвостень!

- Пожалуй, и доброе дело сделаешь, коли повесишь!

Они были уверены, что держат в руках кровавого призрака, слугу Сатаны, а я-то всего лишь ничтожный раб Божий Пьер Гренгвер! Кажется, на этот раз и правда — всё...

- Согласна, согласна! - Нежданно донёсся из толпы голосок.-  Я, я!

Брови Больдо смешливо вздёрнулись:

- Что за припадочная?

-Это… из племени Штефна.. Неделю назад вошли в Париж..

-Радда говорила.. найдёныш…

- Ещё одна цыганка! - главарь бродяг расхохотался.- Эх старик Бо, и любят же его ваши девки! Ну, приведите её к нам!

Толпа задвигалась, расступилась, и тут…
Случившееся ударило по внутренним струнам с силою раската грома.
Этого не могло быть!…
Мираж, но какой чудесный мираж!..
Моя погибшая жена!.. Миг назад- горько оплакиваемая бедняжка Агнесса, стояла перед нами живая и невредимая, с милым румянцем на щеках, задыхаясь от быстрого бега! О, если это была и не она, то- её живое подобие, ангел, принявший её облик!.. За минувшие пять лет ни одна тень не легла на прекрасное юное личико. Это казалось невероятным! Она не только не постарела, но даже не вступила в пору зрелости, а была той же, какою покинул я её в тревожную ночь на берегу Сены: полу-девочка полу-девушка, свежая как нераспустившийся цветок. Она глядела на меня, будто не узнавая, и, казалось, вся поглощена была одною мыслью: второй раз не дать петле сомкнуться на моей шее. О всемогущий Господи, я не заслуживаю Твоей милости!…
На старого Больдо появление девушки обрушилось, точно ушат холодной воды. Кривой оскал исчез, седые брови высоко взлетели, придавая лицу выражение подбитой птицы. Настроение его тут же передалось племени. Затих гвалт, толки и волна ужаса, смешанного с почтением, пробежала по лицам цыган. Невольно вспомнилось умиление и отеческая нежность, выступавшая на тех же безобразных харях пять лет назад, стоило войти Плясунье…

-Так!. Видно.. воля предков.. Воля Судьбы!- Прошептали чёрные губы вождя. Он вдруг мелко задрожал, но тут же взял себя в руки:

-Откуда ты, девочка? И как к нам попала?

- Я пришла в Париж совсем недавно.. брат. Штефан и Радда меня приняли, как свою и.. ибо.. я заблудилась в степи.. Далеко на Севере… Но в сердце всегда чувствовала себя цыганкою!

-И ты взаправду хочешь получить в мужья этого вот.. никчёмыша? Знаешь ли ты, что сталось с его предыдущей женой?

Грустная тень пробежала по личику девушки.

-Она погибла?

-Он предал её… Тюрьма, палач и виселица- вот судьба той, кто решится ему довериться.

- Судьба, говорят, написана на роду.. брат. Я не стану её страшиться.

- А твои родители?..

- Я сирота. Радда, старшая из нас, ответит за мою мать.

Одна из старых цыганок, на теле которой было наверчено бессчётное количество цветного тряпья, выступила из толпы, слегка кланяясь:

- Ей как раз пришёл возраст замужества. Я предсказывала ей это, баро… Не противься.. А злой судьбы помогут избежать carino милосердный Господь да Святая Дева.

-Тогда… Развяжите этого! Эй, кому говорю? Здесь суд народа нашего, а не воровское сборище!

Гнус нахмурился, весь подавшись вперёд:

- Разрази меня дьявол.. Ищешь драки, папаша? Он наш!

Старый цыган не торопясь поднялся. Его рост и необыкновенная физическая сила внушали почтение, и не зря воровские шайки, гнездящиеся в этих краях, избегали задевать цыганскую общину: с их покровителем шутить было опасно...

- Чёрт с ним, пускай живёт!- Сплюнув под ноги, прорычал недовольный вор.- Но сюда-ни ногой, понял, крысёныш? Заберёшь свою жёнушку- и назавтра чтоб духу вашего в Арго.. Попадись ты мне ещё раз, гнойный прыщ!..

...Снова взрыв потрясения, почти обморочного, с которым возвращается к жизни уже обречённое существо… Верёвки, которые разрезали тупым ножом, оцарапавшим мне руку...Чары сказочной красавицы, стоящей рядом, так близко-близко… Снова глиняная кружка, брошенная на землю и на сей раз оставшаяся целой… Опять возложенные на наши головы руки… «Она — жена тебе… ты- муж её и по воле Судьбы- вновь наш брат... Ступайте же и берегите один другого!»
Господи! Кто она такая, дважды явившаяся, точно Божий вестник, когда судьба моя висела на волоске? Вечно юна.. и- бессмертна?! В самом деле, уж не колдунья ли..? А впрочем, если так… что оно меняет для меня, не старого ещё и, говорят, недурного сложения мужчины?..
 Ха, красотка-цыганочка! Вы утверждали, мадемуазель, что совершенно ко мне равнодушны. Но в таком случае зачем вам понадобилось вторично венчаться со мною? Что вы скажете на это, милая крошка?! Хо-хо-хо!..Не каждый Икар гибнет на пути к прекрасной цели! Самых сильных и настойчивых крылья возносят к Солнцу. Старая истина: кто настойчив, тот покоряет женские сердца! Даже самые строптивые. Не так ли, птичка моя, Агнесса?



Не бедствующему сочинителю, на представления которого захаживал сам господин папский посол, не к лицу вести милую в грязную каморку одной из цыганских лачуг. А потому, несмотря на поздний час мы проделали немалый путь до моего дома, где, изнывая от голода, с утра дожидалась Джуда. Спутница моя, то и дело озираясь вокруг, не выпускала из ладоней правой руки. Помнится, прежняя Агнесса, хозяйка всех мостовых и окраин Парижа, так себя не вела. Да и вообще…
Ночь уходила, и прибывающий свет вычертил картину, заставившую меня усомниться в верности последних выводов. Чёрные как смоль волосы Агнессы немного посветлели, сделались мягкими, как локоны парижских красавиц, принадлежащих высшему свету. Лицо было, как прежде, загорелым, но под цыганским платьем, открывавшим дивную гибкую шею, начиналась полоса белой кожи… Тёмно-карие глаза глядели тоже как-то иначе.. Передо мною была другая девушка! Руку мою она отпустила, когда солнце встало, а зловещие тени переулков рассеялись, и теперь шла чуть-чуть впереди, беззаботно попрыгивая, точно воробушек.

-Ну чё, парень, - услышал я вдруг,- здорово перетрухал? Да я тож, если честно! Ништяк, да!? «Женись сию минуту, иначе повесим!» Порядочки у здешнего общества...Ваще- они тебя за что?

Жаргон! Я подскочил от неожиданности. Клянусь Святой Девой, она говорила на воровском наречии!! Причём ведь явно не парижском, происхождения которого я не знал. Дело оборачивалось не так уж скверно. Это- всё-таки бродяжка, причём самого грубого, уличного воспитания. Несмотря на свой дикий нрав, она хороша как дьяволица, и, кажется, приручить такую не составит труда.

-Я спрашиваю, за что они тебя? - Девчонка слегка хлопнула меня рукой по спине.

Так и есть! Она сама не церемонится, ведёт себя довольно свободно с полузнакомцем, а значит… От предвкушения я причмокнул и расхохотался.

-Видишь ли, прелесть моя, у твоих друзей -бродяг странное предубеждение. Они решили(причём их не переубедишь!), что я в сговоре с призраком, бродящим по Ситэ.

-Ээ, чувак, грабли не распускай, пальцы отвалятся! - Цыганочка слегка ударила локтем по моей руке, выказавшей излишнее дружелюбие.- Что ещё за призрак? Ну-ка рассказывай!

Что ж, я не против прелюдии. В конце концов, это даже приятней, когда соблюдены приличия и у милашки есть возможность поиграть в скромницу. Отложим более нежный разговор до дому.

-О монахе-привидении заговорили здесь лет семь назад, - начал я излагать то, что знал о странном явлении.- Сие есть человек или демон, одетый в чёрное, что наводит на собеседников своих неодолимый ужас. Он всегда является там, где готовятся дьявольские козни и так запутывает след, что парижскому правосудию ни разу не случилось до него добраться. Кое-какие мысли о сём таинственном субъекте пришли мне в голову, не скрою.. Но кто хочет ещё пожить на белом свете, благоразумно замкнёт уста на замок! Гревская площадь и Монфокон- оо, это фараоновы коровы, которые никогда не насыщаются... Как-то раз убит был офицер, а на виселицу пошла невинная девушка… Гм… Схватить ветер не удалось ещё ни одному смертному! А потому господа бродяги, её и твои приёмные братья, решили отыграться на бедняге Гренгвере.. Который провинился лишь тем, что вовремя попался им под руку!

-Хе… И часто ты.. «попадаешься под руку», когда не надо?

-Что ты имеешь в виду, моя красавица?

-Будто не понимаешь! Мы ведь с тобой- из  одного мира… Так?

- О да, сомнения нет! Прекрасная нимфа и я, чей ум всю жизнь витает во храме возвышенного.. Прекрасное сравнение, сударыня!

Мы поднимались по лестнице, скрипящей, как старая карга, и я опасался, что звук сей разбудит хозяйку, которая помешает сладости свидания.

- Перестань прикидываться!! Давно тебя сюда забросили?

-Можно сказать, с рождения, мадемуазель.. С того самого часу, как я, задыхаясь от ужаса перед бытиём, разрывался плачем на груди у маменьки… Впрочем, -решил я приступить к беседе иного лада- к чему долгие рассказы, когда ночь на исходе, а шаловливый купидон давно нас заждался? Милая жёнушка, оглядись: ты дома. Здесь приют одинокого философа и поэта, а также его музы, маленькой козочки. Впрочем, с тех пор как злые люди напугали мою крошку, она немного дичится чужих.. Мы оба пережили тревожную ночь, но обрели друг друга.. Утро принадлежит нам. Отдадимся радости, которую Господь судил супругам!

Нежные объятья не успели сомкнуться. Почувствовав резкую боль где-то под рёбрами, я в следующий миг обнаружил, что лечу кувырком, увлекаемый неизвестной силой.  А ещё через мгновение -с грохотом грянулся о земь!

- Ну я же просила не распускать руки! Ты что — человек или обезьяна?!
Боль была воистину адской. Голос сверху- как в тумане… Голова гудела, а из глаз сыпались искры. Чёрт знает что!! Это не девушка, а какой-то Голиаф! Как такое возможно!?

-Видал, а!?- Она едва скрывала ликование, маленькая паршивка!- Круто я тебя уделала? Тренер только раз показал, а у меня получилось!! Неплохой приёмчик. Клаасс!

-Сударыня,.. - Дыхание возвращалось, но с трудом,- Если бы вы своевременно дали мне понять.. что… я противен… Вам не пришлось бы… применять… крайние средства!

- Я чё, не давала понять?! А?!

- Вы поощрили меня, и вот...

- Хочешь сказать, «вела себя как дешёвая»… А может, ещё и добавочки — в морду, а?!

- Нет, благодарю, не стоит,- Я проворно поднялся, отгородившись от силачки кухонным столом.- Вы вполне отрезвили меня, мадемуазель. Ваша постель,- Покряхтывая, я разостлал на полу тюфячок, который служил подстилкой Джуде. Не уступать же этой нахальной оборванке мою комнату!- Осталось лишь выяснить, зачем вам это приключение, любезная?

- Какое «это приключение»? О чём ты?

- Зачем вы стали моей женой, ответьте?- Провал любовных надежд вкупе с больно ушибленным затылком прорывались раздражением, которое я не имел намерения скрывать.

- Ты… Совсем что ли чокнутый? Я что, должна была бросить тебя там одного?..

 Дрогнувший голос, и только. Увы!.. Я был тронут. Случившееся пять лет назад стало перед глазами живо и ясно.. Она хотела того же, что и Агнесса: спасти чужую жизнь. А я- образованный человек, посвящённый в тайны наук и сочиняющий мистерии!- не понял её чистого порыва, даже не поблагодарил за избавление!

-Послушай,.. Послушайте...- Внезапно подойдя, странная девушка ухватила мою руку чуть повыше локтя: - Я сперва подумала, что ты… вы.. Тоже оттуда.. Изз.. краёв, где родилась я. Вот почему я говорила с вами… На языке моей Родины.. Он немного.. отличен от здешнего, и может показаться тебе.. то есть вам- грубым… Я прошу прощения!

- Где же вы родились, сударыня?

- В будущем.

-Я вас не понимаю!

-Знаете...- она была смущена, отчего снова казалась невинным созданием, не ведающим прозы жизни- Ваше лицо… Вы немного старше, ведь правда? Но отчего-то  кажется, что разница невелика. Мне хочется всё вам рассказать. Я ещё ни одному человеку не открывала всей истории- сначала.

-Внимательно слушаю вас, мадемуазель.

-Что это!?-Она вздрогнула, с ужасом устремив взгляд вниз. Я тоже. Необыкновенная картина! Моя Джуда, до поры благоволившая только двум существам на земле: мне и Агнессе, своей первой хозяйке- неслышно подойдя, прижалась к коленям пришелицы!

-Ах ты плутишка-козлишка, откуда взялся?- губы гостьи расплылись в улыбке, присев, она ласково перебирала белую шерсть моей красавицы.

-Это козочка.

Признаюсь, меня грызла ревность. Плутовка-Джуда, оставленная на целый день, забыла даже о голоде, с радостным блеянием ласкаясь к чужой и, кажется, не намеревалась от неё отходить!

- Вы собирались, сударыня, поведать вашу историю.

-Да..

Она задумчиво присела на тюфячок, лаская Джудитту.

-Представьте себе, что .. То, что будет происходить в Париже сотни лет спустя, с потомками тех, кто живёт сейчас, всё это.. Существует уже сейчас.

-Так что же?

-А теперь перенеситесь из Парижа далеко-далеко, в крошечную страну на Севере..
 
-Вы собираетесь поведать мне сказку?

-Ну.. Давай считать, что так. Так вот, в этой стране, в старинном замке я однажды решилась провести ночь. Нет-нет, у меня был и дом и семья,- здесь она почему-то грустно вздохнула, - Но стояла чудесная летняя тишь, звёзды сверкали, точно гроздья, свешиваясь с небосклона, и этот замок…

Я понял, что она пытается растолковать. В юности, когда воображение вспыхивало, точно факел, стоило прочитать пару строк из Платона или Аристотеля, я часто искал уединённые и поэтические уголки, где предавался рассуждениям о грядущем и былом, и только урчание голодного желудка зачастую за полночь заставляло философа вспомнить о бренном.

-Во дворе замка стоит колодец… Мне дороги красивые сказания, поэтому историю его я тоже знаю. С замком связано множество древних легенд, уходящих корнями в сред.. в наши дни. А вот история колодца, хоть он и стар- из новых времён. Говорят, во время Фестиваля Эзотерики в 1998 году…

-В каком?!

-В 1998-м. Я говорю именно об этих временах.

-Девочка, ты в помрачении рассудка!- От волнения я забыл об учтивости, снова говоря ей «ты», как сердечной подружке.

-Послушай.. Мы ведь условились, что я рассказываю сказку!

Это не было ни дерзостью, ни бесстыдством. Лучистые чёрные глаза глядели на меня прямо и строго, как глаза сестры… И я принял это милое, детское «ты», решив сам его не стыдиться.

-Что я говорю?.. Во время Фестиваля Эзотерики..
-А что это такое? Э-зо…

-Ну… Колдовство, волшебные силы и.. знания о них..

-Как?! Хочешь сказать, в твоём краю колдуны творят свои дела безнаказанно и Церковь..

-Ох, не перебивай, иначе я не закончу до вечера! Так вот, эти.. как ты сказал, «колдуны» тайком совершили у колодца магический ритуал, раз в столетие открывающий портал, соединяющий замок с прошлым и будущим..

-Ни слова не понял, клянусь Пасхой!

-Блин, как же это объяснить… Один раз за век, если крутануть колесо колодца, открывается такой мостик.. По которому можешь попасть на несколько сот лет назад.. Или вперёд. Смотря в какую сторону вертишь!

Кое-что в странной истории начало проясняться. Далее я слушал очень внимательно.

-Я почти не верила… Тем более-только раз за сотню лет, кто его знает, когда? Но раз уж оказалась там, да ещё ночью! Ведь портал открывается в полночь… В шутку решила попробовать. И.. Надо же было такому случиться! Ведь двухтысячный год… И день-в день со второй годовщины фестиваля.. Колокол замка начал медленно отбивать двенадцать. У меня забилось сердце, и я толкнула колесо, от вращения которого скоро закружилась голова.. А потом-скрип досок.. Увидела чёрную дыру, пол качнулся… Словом, я провалилась в колодец, открывшийся непонятно как.

-Что же ты увидела?

-Черноту. Смутные очертания каких-то образов, проносившихся мимо, услышала обрывки разговоров… Знаешь, я летела не прямо вниз, а будто кружилась. Как будто силы затяжения(не совсем уверен, но кажется она выразилась так) вдруг вообще не стало! Два голоса, которые всё спорили, спорили обо мне, присоединился третий… Он покрыл неразборчивый гул тех голосов и будто читал, ко мне обращаясь:
« Что ж, решила, что готова к жизни?(А я и правда думала, что готова, даже в школу решила больше не поступать!) Настоящей, живой, со всеми её опасностями и страстями? Настал час испытать себя. Решение семьи, оставленной тобою этим вечером, да будет твоим приговором. Отныне тебе дана судьба той, кто нёс тяжкую ношу.. среди великих бед и испытаний, выпавших французкому народу в страшный период истории.. Пройдя шаг за шагом её судьбу найди и выяви: чем связана ты с ней и в чём ваше различие? Успев сделать это до мгновения, когда жизненный путь той прервётся, сможешь вернуться домой.» Не совсем уверена, но вроде - так.
А потом по глазам резанул свет, и я сверзилась откуда-то с высоты в огромный стог сена! И… Очутилась здесь. Во времени, где мы живём. Не поняла сначала, конечно. Бродила-бродила, плакала… Никого и ничего вокруг, только поле, лес и какие-то странные избушки. Ну, как в музее. Я не решилась к ним подойти. Где-то через два дня встретила цыганский табор. И, представь, обрадовалась! Цыгане, онии.. Ну, они почти не меняются в течении веков, поэтому я легко поняла, кто это такие. Было так, будто.. вдруг встретилось что-то своё, родное!  Они накормили, обогрели меня. Жена вождя немного говорила по-испански.. как я. Поэтому мы сдружились. Она меня приняла, как дочь.

- И вы кочевали вместе?..

- Ну конечно! Куда мне было бы деваться одной? Мы шли много-много месяцев, и всё на юг.. Я это поняла по тому, как делалось всё теплее и менялись горные растения... Так пока не оказались здесь.

- А потом?

-Да, но.. Послушай, а откуда ты знаешь, что что-то было «потом»?

 Признаться, последнюю фразу я бросил наугад и никак не ожидал, что она попадёт в цель.

-В день, когда мы вошли в Париж… Меня пытались похитить.

О великие древние боги, в сей миг меня заколотило… Уже не спрашивая, знал я, кто именно…

-Это был человек в чёрном. Знаешь, когда ты рассказывал про этого.. монаха-привидение, я подумала...
Любопытно. Если прежние мои умозаключения верны, отец Клод, ныне - епископ, вновь выслеживает юную цыганочку. Интересно, зачем ему это нужно?

- Чёрный схватил меня за пояс, шепнул жутким голосом: «наконец моя!» и хотел перекинуть через седло своей лошади. Ну, пришлось двинуть ему раза два… Честное слово, я сама бы справилась, но тут подоспела помощь. Если бы ты знал, как кошмарно он выглядел!!! Морда- ну прям из страшного сна!! Клыки на пол подбородка! Руки как у гориллы, ноги тож обезьяньи что ли.. и весь какой-то скособоченный!

Ага, всё верно! Горбун, дух Собора Богоматери, верный пёс епископа пришёл на подмогу своему господину..

- Чудовище накинулось на человека в чёрном, повалило его наземь…

- Что говоришь ты?!

- ..А тот разразился страшными ругательствами! И вроде бы сказал «отрекаюсь от тебя».. Потом подоспела городская стража, их привела Радда, искавшая меня.
«Это незаконно, господа офицеры! Моя приёмная дочь-совсем ребёнок, как смеют эти дьяволы на неё покушаться?!» А начальник стражи- тот бухтел: «Это адово отродье не в первый раз крадёт хорошеньких женщин. Мало ему досталось — ну ничего, теперь-то ох как славно взгреют!»

-Стало быть, в руках у стражников оказался один горбун? А другой? В чёрном плаще?

- Исчез, пока суд да дело. А страшный-то!.. Разглядел меня при свете фонаря, да так зубами заскрежещет!! До этого у него глаза горели будто факелы, а тут потухли, слёзы потекли с чего-то… И вдруг каак кинется: «Удавлю, колдунья, обманщица! Облик её украла!» Хорошо, что стража его уже связать успела- не пустили верёвки… Радда меня обняла и увела.

Происшествия разных времён постепенно сложились в ясную картину. Заклятье чудовищной силы переносит сюда малютку, как две капли воды похожую на Агнессу, погибшую пять лет назад. Видимо, наложено заклятье так, чтобы девушку все за неё и принимали: старый епископ, у которого к Агнессе свой интерес, его слуга, возомнивший, будто мёртвая вернулась с того света, цыганский вождь Больдо, маленькая Джуда. Благодаря сему происходит ряд событий, как в зеркале повторяющих приключения Плясуньи: ночное похищение, попытка бродяг повесить меня и разбитая кружка, неудавшаяся брачная ночь, наша беседа… И неважно, что прежние лицедеи играют в сей мистерии иные роли, а минувшее повторяется не вполне. Кто-то невидимо ведёт обречённую по предначертанной линии судьбы, в конце которой(я это помнил) — мучительная смерть... Невольно волосы на голове моей зашевелились от ужаса, имя которому-неотвратимость Рока.
Я устремил взор в её чёрные бездонные глаза. И онемел. Она знала. Знала совершенно точно, сама давно рассудив о свершившемся. Она посмотрела неизбежному в лицо- и не дрогнула.

-Скажи пожалуйста...- Прошептала удивительная гостья. -Ты ведь можешь рассказать.. Кто она была?.. Та, чьё место я заняла рядом с тобой? И.. как всё это случилось?



Стояло чудесное утро середины декабря. Мари, вчера забавлявшая народ на соборной площади, легла поздно, посему будить её, когда солнце едва поднялось, я считал неоправданной жестокостью. Девочке впервые пришлось плясать четыре часа кряду, а она хоть и крепка, с непривычки утомилась.. Тем более удивительно было появление жены, хмурой и не выспавшейся, с кругами под глазами, когда хозяйка только растапливала печь для завтрака. Девушка глянула в глаза, нахмурилась, и я понял. Отослав старуху присел рядом на лавку:

- Опять?..

- Да… Приходила тётя Мария. Как в тот день, когда нас поженили: то ли сон, то ли явь, но всё время электрические разряды пробегают по нервам...- Повторила она фразу, так поразившую меня в первый раз.- И комната, у которой не было ни стен, ни углов.. Будто в космосе.. Или вообще… Непонятно где!

- Чародейка рассказала, зачем явилась тебе сегодня?

- Я и в первый-то день не поняла, чего она хочет! Нет, конечно, рада была видеть ЗДЕСЬ мою крёстную… Всю жизнь думала, что тётя просто экстрасенс-целитель, ну, деньги этим зарабатывает… А оказывается, ей ТАКОЕ доступно! Ну, почти… Связь времён, прохождение сквозь пространство! Она объяснила: «Когда тебя крестили, я настояла, чтобы мы носили одно имя. Так возникла связь, которая не рвётся и на расстоянии, давая возможность при случае помогать тебе советом.» Я тогда подумала: пришла подбодрить и утешить, а то я совсем закисла уже… А сегодня тётя Мария была другая: сердилась и спрашивала, всё ли я намерена «как покорная овца плыть по течению». И собираюсь ли разрешить загадку.

- Про различье меж тобою и Агнессой?

- Ну…

Над задачей сией мы бились уже не первый месяц, перебирая в уме всё касаемое до обеих. Неуловимое несходство во внешности девушек едва ли примечательно. Происхождение? Та и другая были оторваны от своей настоящей семьи и приняты в цыганское племя. Стало быть и судьбы... Как моя первая жена, Мари была целомудренна, и попытка в первый вечер растопить лёд едва не стоила мне здоровья. Там-кинжал, тут- неожиданный удар под дых.. Как и Агнесса, она походила на шаловливого ребёнка. Ей всё было в радость: свежий воздух, переулки Парижа, песни и пляска, которой её обучили цыгане. И, что совершенно непонятно — старушка Джуда, души не чаявшая в новой хозяйке, и то, что Мари принялась выступать с нею на площадях, научив парочке новых трюков…

-Твоя ворожея-тётушка могла бы намекнуть, в каком направлении вести поиски,- невесело вздохнул я.

- Она и намекнула. Очень доходчиво, ничего не скажешь! «Сейчас для тебя главное- сойти с дороги, по которой день за днём шла та несчастная. Знаешь, как умный человек вырывается из цепей? Находит гнилое звено!»

« Гнилое звено»… То есть в цепи событий, приведших Агнесу к виселице, нужно отыскать то, которое не повторится впредь? Я задумался.

- Послушай, Мари, а.. Чёрного человека.. Того, кто пытался похитить тебя.. Ты более нигде не встречала? Он не пугал тебя в толпе, бросая какие-нибудь странные слова или проклятья?

Она мрачно глядела на меня.

-Ты, видимо, тоже экстрасенс?.. Ну, это.. пророк? Старый монастырский скелет уж два месяца троллит меня из-за каждого угла, всё-то у него «колдовство» да «беспутство»- подумаешь святоша! И не надо пудрить мне мозги  «монахом-привидением». Я уже выяснила, что это монсеньёр парижский епископ, назначенный самим папой.. Его все очень боятся, поговаривают, что он ещё в юности продался Сатане.

Я обречённо вздохнул. Отец Клод действительно следил за девушкой, принимая её за ту, другую… Будто зловещий чёрный коршун парил над нами дух епископа: всевидящего, грозного, неумолимого. Я знал уже, что ему не впервой стеречь добычу, готовить силки и сети. Слухи о кознях, жертвами коих пали когда-то его враги бродили в народе, и Агнесса- Агнесса считалась одною из несчастных. Он сам, рассказывают очевидцы, ходил за палачом в роковой день...

-Может быть, дело в козочке..- Мари неловко перевела взгляд на нашу общую любимицу. - Скажи, ты не преувеличиваешь, говоря о её нежной привязанности к той девушке?

- Она очень любила Агнессу. Бегала за нею хвостиком — вот как сейчас за тобой…

- Это меня особенно пугает,- призналась жена, вжав почему-то голову в плечи. - Можешь сколько угодно твердить, что Джуда считает меня хозяйкой, потому что мы похожи, как сёстры-близнецы.. Ты не учился в школе в двадцатом веке, и потому не знаешь, что для животных основное- не зрение, а нюх.. По запаху одного человека ни за что не спутаешь с другим!.. А это значит, что Агнесса- во мне...- Мари побледнела и сцепила зубы, не осмеливаясь посмотреть мне в лицо.- Боюсь, что это я и была.. В одной из своих прошлых жизней.

От этих её диких разговоров, наполненных пугающими суевериями у меня не раз шла голова кругом. Я заставил себя не думать об услышанном, хотя слова отдавались в ушах непонятно-тревожащим эхом, мешая мысли...

- Знаю в чём разница. - На сей раз я был уверен, что ухватил ускользающее. Вот оно!- Мари, ведь ты.. не влюблена?

Она вздрогнула, в замешательстве глянула на меня, и… залилась густым румянцем! О Юпитер, только не это!

- Вот выдумал тоже… Это.. В кого?

Подозрение крепло, превращаясь в уверенность:

- Ты встречала на улицах офицера… Так? Красивого, видного мужчину при шпаге и в парадном мундире.

- Ну… Так что же?

- Его зовут капитан де Норуа..

- Аа... мне-то какая разница, как его там зовут?

- Мари, не притворяйся! Ведь ты мечтаешь о новой встрече с ним. Или… у вас уже назначено?

Привычка Мари ничего от меня не скрывать явно боролась со смущением.

- Мы.. Совсем не говорили друг с другом. Но иногда бывает, что и не разговаривая… можно понять чужую душу.

- Это как же?

- Я много лет пыталась представить себе: каким будет ОН?.. Мой… избранник и самый преданный друг на Земле? Оо, как я звала его, как мечтала о нём, особенно в девятом классе, когда приходилось хреново.. Преподы тогда завернули гайки по самое не балуйся, мамулька вечером не пускала за порог.. Сиди — учись, и баста! Вот тогда — знаешь ли?- он начал приходить ко мне во снах. Белокурый юноша с дерзкими карими глазами и снисходительной усмешкой. Я хорошо запомнила его лицо! И вчера на площади… Я его узнала! Оооо, тот офицер — это он, он!! Мы нечаянно встретились взглядом, и…  зуб даю, что и моё лицо ему знакомо!!!

- Что за чушь, Мари! - Я постарался за строгостью скрыть невольный испуг, предчувствие грядущего несчастья.- Послушай меня, крошка... Этот человек не сказал тебе ни слова, а ты вообразила, будто знаешь его? Это просто ребячество! Стыдно взрослой девушке...

-Ничего тебе больше не скажу!!!

Вспыхнув до корней волос, она вскочила из-за стола. В глазах сверкали злые, колючие слёзы:

- Я.. Я с тобой как с другом.. с нормальным парнем.. поделилась, а ты — ну точно Завьялова Ленка из параллельного: выспрашиваешь, чтобы потом укусить побольней! Знаешь что, катись ты…

Мари бросилась вниз по лестнице. Я- за ней. Нельзя оставлять бедняжку одну в таком состоянии. Ведь она не ведает, что говорит и легко может попасть на улицах в какую-нибудь передрягу!
Цыганская юбка мелькнула, скрываясь за углом. Я поспешил вслед. Нечего сказать подходящее занятие с утра для автора популярных пьес!.. Нагнав Мари у Гревской площади, осторожно тронул её за рукав..

-Отвянь!

«Убирайся», переиначил я мысленно. Привычка переводить её чудную речь давно сделалась частью сознания.

- Простите меня, мадемуазель. Право, обидеть вас я желал бы меньше всего на свете...

- И поэтому обозвал дурой и малолеткой?!

-Простите, кем?..

Многоголосый хохот зевак, столпившихся неподалёку, привлёк в это время внимание девушки.

- Что это?..

- Позорный столб.

Произнеся сию фразу, я замер, потрясённый. Не может быть… Повторяется?.. Повторяется опять?!
Она уже быстрыми шагами шла туда, в самую гущу народа, не оставляя мне выбора, кроме как бежать следом.
Визжащие старухи, хохочущие озорники-школяры и нищий сброд — все столпились вокруг горбуна из Собора Богоматери. Как и в прошлый раз он был прикован цепями к гнусному сооружению, олицетворяющему в Париже Закон и Порядок. Было видно, что за последний час бедняге досталось: лицо было разбито в кровь, отчего выглядело ещё более ужасающим, пот ручьями струился по спине, единственный глаз опух.

-Судари и сударыни!- Голос одного из горожан, забравшегося на бочку, зычно разносился над площадью.- Известно всем, что демон, пожравший душу пастыря нашего, монсеньёра Фролло, стоит сейчас здесь, закованный в цепи. Двадцать пять лет назад несчастный юноша оступился, попал в когти дьявола, воплотившегося в человека! Согласно сделке, какую каждая душа, продаваясь, обязана скрепить кровью, на земле демон стал слугою, а грешник — хозяином.. Едва душа сойдёт в пределы ада, властелином её станет Сатана! Он уже пытался приблизить желанный миг, столкнув жертву свою с крыши Собора Богоматери.. Пречистая совершила чудо, даровав своему служителю жизнь, а Его святейшество даровал прощение, вновь обратив душу ко свету.. Вы все, судари и сударыни, помните, каким жаром горел лик отца Клода, когда год назад вернулся он сюда из Рима в звании епископа? Без сомнения, отступник раскаялся, вновь ступил на путь спасения. Но дьявол не желает выпускать из рук добычу!! Таинственными, нерушимыми узами скованы Фролло и звонарь, и узы сии бессилен был разрушить даже папа! Парижане! Братья во Христе! Освободим же своего епископа, умертвив демона, держащего его в сетях!!

- Да!!!

-Так!!!

-Умертвим!

Перо бессильно передать остервенелую радость, гнев и решимость этой толпы...
Я оглянулся, ища Мари. Хоть злосчастный урод, едва не задушивший её, вряд ли мог вызвать сочувствие, девушке не стоило наблюдать сцену расправы.

-Мари?..

Её уже со мной не было. Двумя прыжками оказавшись у подножья зловещего столба, она вскарабкалась на возвышение, откуда обернулась к палачам: растрёпанная, отчаянная, с бешено горящими глазами:

- Эй вы, придурки, слышите меня!? Попробуйте только тронуть, я вам кости переломаю!!!

Бродяги, воры и два мясника, успевшие подобраться к обречённому с удавкой из обрывка верёвки, отхлынули назад, в толпу. Возникло замешательство, давшее Мари(я это видел) время обернуться к кривому и сказать два слова.. Уже в следующее мгновение собравшиеся на площади зашумели и загалдели, точно слетевшееся на пир вороньё, увидя, что покойник уж предан земле:

-Агнесса!!!

-Агнесса-Плясунья вступилась за нечистого!

-Они в сговоре!

-Долой!!

-Хватайте!

- Святые с нами! Её ведь уже вешали!?

- Значит, выползла из преисподней!

- Посланница ада!!! Ведьма!

- Ведьма!!!

Два или три дюжих молодчика, вскочив на подмостки, схватили девушку за руки…

-Прекратите!..- Я сделал шаг вперёд, не представляя, как стану защищать безумную от ревущей, как бездна толпы.. Вмешательства, однако, не потребовалось. Одного из державших её жена ловко лягнула левым каблуком, пятерню другого ухватив обеими руками, слегка сдавила — и верзила с диким воем бросился наутёк, тряся посиневшими пальцами.

- Ещё есть охотники?!

От Мари отступили, невнятный гул голосов ужаснувшихся полз по Гревской площади, точно змей:

-Сила дьявола с нею!!!

-Берегитесь!

-Вяжи!!!

Страх зевак при виде необычайного дара цыганки силою не уступал ярости.

- Эй вы, отребье! А ну отойдите прочь!

Вой, проклятья и ропот покрыл голос, в котором, кроме презрения звучала уверенность человека, привыкшего повелевать. То был господин де Норуа собственной персоной. Позванивая шпорами, он с усмешкой подошёл к девушке, чьи глаза немедленно засияли ему навстречу живыми искрами восторга.

-Девчонка права. Выносить приговор - не ваше дело, чумазый сброд! На то есть господин королевский прокурор. А ну-ка живо — по домам, черти лохматые! Расходитесь, покуда целы, Вельзевул вас испеки! Все слышали!?

… Посреди пустеющей площади остался несчастный, прикованный к зловещей опоре и те двое. Мне, стоящему поодаль, был хорошо слышен их разговор.

-Уххх.. Ну дела. Ни хрена ты классно лепишь!! Слушай, я никогда не слышала таких потрясных матюков!!

- Простите, моя красавица?..

- Упс, блин… Я хотела сказать… Ваши фигуры речи, капитан, поистине восхитительны!!

- Ха-ха-ха-ха-ха!.. Клянусь потрохами святых отцов, крошка, я тронут до глубины моего солдатского сердца! Но отчего вы обращаетесь ко мне, точно к отцу- архиерею? Разве… мы не встречались прежде?

Мари охнула, на шаг отступила. Её огромные чёрные глаза, устремлённые к капитану, наполнились сладостными слезами:

- Значит… Я не ошиблась! Это ты?…

- Моя обожаемая малютка… Как я счастлив, адово пламя, что, несмотря на все злоключения, вы живы! Клянусь, я ни минуты не верил обвинению… Вы- воплощение красоты и нежности, не способны на дурной шаг! И сегодняшний великодушный ваш поступок- тому подтверждение.

- О нет, любимый, ты неправ. Я сильно виновата- перед родителями… Но не будь вины, не будь моего проступка — мы бы не встретились…

-Как?! Значит, вы всё ещё любите меня?..

Мари покраснела, как вишня. Сквозь пальцы, в которые она погрузила пылающее лицо, прорывалась улыбка.

- Ты сам это сказал!

- Радость моя!.. Скажите мне… Скажите скорее… Где мы увидимся?

-На Соборной площади. Завтра.

- Но, моя нежная грёза,..

- Прости, я не могу сейчас сказать всего… Меня ждут. До встречи, родной мой, единственный!






-Так говоришь, всё было точь-в-точь..?

- О, я говорю тебе, так и было!

- Этот жуткий тип стоял беспомощный, скованный?

- Да, да…

- И тоже какие-то мракобесы собирались его убить?

- Не совсем… Звонарь метался, мучаясь жаждой, а народ хохотал, швыряя в него камнями и сором из-под ног.

- Вот уроды… И что сделала Агнесса?

- Поднесла ему кружку воды.

Мы медленно брели к дому, забыв об утренней ссоре, оба — под впечатлением, потрясшем наши души, как гнев Господень потрясает земную твердь. Агнесса… Да нет же, Мари! Была взволнованна приключением, а мой рассказ о минувших днях лишь придал ему остроты.

- Что же он?.. Капитан?.. -Голос Мари нежно дрогнул.- Он ведь защитил меня. Агнессу… Тоже?

Гм… Ведь действительно: история получила иное завершение… В памяти моей вдруг всплыла Гревская площадь пятилетней давности, спускающаяся по ступеням позорного столба девушка и скрипучий голос, летевший ей вслед: «Будь же ты проклята! Проклята!...» Голос!…

Горячая струя пота пробежала между лопатками. Нашёл! Я нашёл его!

- «Гнилое звено»… Мари! В Париже тогда жила женщина… Старая и согнутая, вся в лохмотьях! Женщина, люто ненавидевшая цыган..

-И?.. Она как-то связана с Агнессой?

-Это была её мать. Она умерла на этом самом месте, в один час с дочерью.


Рецензии