Уроки белорусской революции

                2.Интеллигентные "кухарки"

  Успех любого дела зависит от того, в каких условиях оно вершится, и кто стоит во главе него.
  Ядро национальной белорусской элиты, которая провозгласит БНР, формировалось вокруг газеты "Наша Нива", выходящей с 1906 по 1915-й годы в Вильно.
  Здесь же в 1906 году была создана и первая политическая партия - Белорусская Национальная Громада, позже переименованная в Белорусскую социалистическую Громаду.
  У истоков БНР стояли десять человек, среди которых историк и филолог Вацлав Ластовский, ставший первым премьером БНР, издатель "Нашей Нивы"  Антон Луцкевич, лингвист Бронислав Тарашкевич, филолог Язеп Лесик, дядя поэта Якуба Колоса.
  В определенном смысле все они и их единомышленники, были "кухарками", так как не имели большого политического опыта, а тот, что имели, не выходил за рамки собственного окружения.
  Вначале возникла мысль - требовать автономии Беларуси в рамках будущего демократического российского государства, но когда к власти пришли большевики, решили добиваться создания независимого государства.
  Но в каких границах? В тех, где компактно проживают белорусы, воспользовавшись картами, созданными российскими картографами и этнографами Риттихом, Карским и Довнар-Запольским в 1864, 1903, 1915 и 1919 годах.
  Надо ли говорить, что задача эта была утопической. По сути выходило, что только Могилевщина могла войти целиком в белорусское государство, да и то  при согласии России.
  Литовские, украинские, польские белорусы, российские  вряд ли вообще были в курсе затеи основателей БНР.
  К тому же постоянно менялась международная и внутренняя ситуация, в которой приходилось действовать БНР:оккупация Беларуси немцами, поляками, действие большевистских организаций, в конечном итоге разогнавших  съезд БНР, на котором была провозглашена республика.
  Лидеры БНР пытались бороться,- то отправляли телеграмму с просьбой о помощи немецкому кайзеру, то обращались к Пилсудскому, но безуспешно. Никто не хотел содействовать рождению нового государства.
  "Нечеловеческие усилия белорусских деятелей поставить Беларусь хотя бы в среду малых государств и добиться признания самостоятельности Белорусской Народной Республики ни к чему не привели",- с горечью напишет в 1919 году глава секретариата БНР И.Воронко.
  Когда была создана БССР, некоторые деятели БНР признали ее и пошли на сотрудничество с ней. В частности, Вацлав Ластовский возглавил Национальный исторический музей, стал академиком Национальной Академии наук.
  К сожалению, судьба всех тех, в том числе и Ластовского, кто перешел на службу советской власти, была трагической. Все они были репрессированы и погибли в годы массового сталинского террора.
  Те деятели БНР, которые эмигрировали, стали претендовать на свою особую роль - "истинного представителя белорусского народа".
  Шли годы, менялись деятели, возглавляющие Раду БНР, между ними постоянно шла подковерная борьба, даже в годы фашистской оккупации Беларуси, с которой они  сотрудничали, но она существует до сих пор.
  Ее возглавляет гражданка Канады художница Ивонка Сурвила, родившаяся в Беларуси незадолго перед войной, и вывезенная родителями из республики во время бегства фашистов из Минска.
  Активность Рады возросла с появлением БНФ и особенно, когда Беларусь обрела независимость и возобновились связи с белорусской эмиграцией.
  Рада часто выступает с разными обращениями "к белорусскому народу" по поводу тех или иных памятных дат и событий в жизни республики, в частности, последней президентской кампании и террора режима Лукашенко.
  Не грозит ли превратиться в нечто подобное и штабу Светланы Тихановской, находящемуся в Вильнюсе?
  Безусловно, есть громадная разница между двумя "органами". За Тихановскую проголосовал и признал народ, она имеет право говорить от его имени и апеллировать к нему.
  Но отсутствие у нее в прошлом какого-либо политического опыта не может не сказываться на принятие решений.
  Опыт, который Тихановская приобрела, общаясь с зарубежными политиками, безусловно важен, но он односторонен.
  Для лидера, прежде всего, важен опыт, приобретенный в родной стране.
  Тихановская не успела его приобрести. И теперь вынуждена полагаться исключительно на свое окружение, его советы и помощь.
  Кто же входит в него и играет определяющую роль в принятии решений?

                Продолжение следует
               










 












 









 
























 
 








 
 
 
 







 

 


Рецензии