Приветствие Искателю от персонажей Горя от ума

    по случаю 200-летия действия комедии и третьвекового юбилея «Искателя».
                (Март 2021 г.)
 
(В капустнике использованы не только фразы из комедии А.С.Грибоедова и романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», но и цитаты из комедии Е.П.Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву» и пародии Д.Д.Минаева «Москвичи на лекции по философии»).

Репетилов:
Да! юбилей есть вещь, а прочее всё гиль;
Прошло две сотни лет, как разные турусы,
И сплетни, и характеры, и вкусы
В одной комедии открыли новый стиль.
Да что — хоть триста лет, хоть и пятьсот —
Ещё достигнем мы высот!
Но вы, ваш клуб — вы, благо, на ходу!
Треть века...без прелюдий,
У вас… решительные люди!
Я тоже к вам хочу! Я точно к вам приду!
К истории московской страсть,
Готов я душу позакласть,
Что не найдёшь себе нигде такого круга
Из взрослых и детей —
Такого тёплого, ей-ей:
Моё влеченье просто, род недуга…
Частенько слыша вас, не разжимая губ,
Мне не под силу всё понять — я чувствую, что глуп!
 
Хлёстова:
Легко ли через двести лет
Тащиться — да куда, в Гольяново?..мученье!
Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ох, время — света преставленье!
Моё почтенье — сущий бред ли
Предложат, не спросясь, приятно ли нам, нет ли!
Над старостью смеяться грех,
А я — чуть не уродливее всех.
Прискорбно слышать, как честят, кляня,
Все школяры в учебном сочиненьи…
Вот граф Толстой — куда приятнее меня
Изобразил в своём произведеньи…
Он уважал московский прежний свет,
Благоговел пред славой дедов.
Что перед ним мальчишка Грибоедов?
А так — примите, господа, привет,
От стен Москвы,
Той, давней, хлебосольной,
Первопрестольной,
Которой посвятили вы
Свои труды, свои раденья,
Всегда достойна уваженья
Любовь к тому, на чём стоят у вас жилища,
Любовь к родному пепелищу.
А то, что не обласканы звездами,
Несправедливо, между нами.
Меня зовите — я, уж так и быть,
Явлюсь в высокие гостиные, палаты,
И так сумею вас пробить,
На что ещё я только таровата.
Зовите прямо в городскую Думу —
Уж там наделаю я шуму!
 
Молчалин:
Нет-с, свой талант имеется у всех,
Для вас,
Чтобы иметь успех,
То нужно непременно два-с:
Умеренность и аккуратность.
Получите и почести и знатность.
Я, господа, таков —
Недаром же писатель Салтыков
Мне расписал успешную карьеру.
Последуй моему примеру, —
И угождай всем людям без изъятья,
С кем довелось на свете жить,
Начальству,у кого доводится служить,
Всем, и тому, который чистит платья,
Охраннику, во избежанье зла,
Всей публике, чтоб ласкова была…
И положенный час отливам и приливам!
Так я живу, как числюсь по Архивам.
Ну право, так-то вам удобней послужить —
И награжденья брать, и весело пожить!
 
Загорецкий:
И, видно по всему —
Вот горе от ума! И горе по уму:
Во что свет целый превратили!
Кого-то с цепи, стало быть, спустили —
Знать, к фармазонам в клоб, пошли все в басурманы,
А от того все повелись изъяны.
Всё то же под пером пред нами:
Насмешки вечные над львами, над орлами,
Страну смешали с грязью всласть!
Власть хороша, да потому, что власть.
Я занят сам теперь, всех изучил
Светил,
Так всё поверхностно, полно воды заморской —
Мне по сердцу пришёлся только клоб изборский.
 
Фамусов:
Сказать ты что-то хочешь, Лизавета?
 
Лиза:
Ах! злые языки страшнее пистолета!
Они пускают в свет клеветы,
А там уже и в суд
Донос охотники несут.
Ударюсь об заклад, что сущий вздор —
Такой из сплетен приговор.
Когда нам скажут, что хотим,
Куда как верится охотно!
Нет, господа, ужели благородно
Нельзя себя держать, не целя по другим?
 
Скалозуб:
Скажу я вам, как честный офицер:
Что делал клуб ваш, мне не доложили.
Учёные мужи мне не в пример:
Мы с ними вместе не служили.
Меня тут радует молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так, для больших оказий.
Как истинный философ, я скажу:
Когда поменьше в голове фантазий,
В отечестве, я нахожу,
Упрочится и тщание, и вера!
Патриотизм — кружится сладко голова!
Дистанции огромного размера!
 
Чацкий(тихо):
Слова, слова, слова…
 
Графиня-внучка:
Ну, кто так рано приезжает?
Я первая опять, взглянула, как Москва —
Ещё не отошла от «Дома-2»
И гардеробы Бузовой склоняет?
Тут карантин, не карантин —
В чужих краях гуляет
Всё наших тьма без дальних справок и смотрин
Пожалуй, здесь меня сочтут провинциалкой —
Досадно страх и жалко…
 
Фамусов:
Смотрю я, как Москва похорошела —
Тому залог, как видно, есть:
Кто в ней вершит своим раденьем дело,
Тому от нас и честь!
Будь он хоть издали, да если наберётся
Людей толковых штат, вступаючи в права,
Уж исстари ведётся,
Что голова — как голова.
Решительно скажу: едва
Другая сыщется столица, как Москва.
Возьмите вы от головы до пяток —
Какие стройки здесь! На всём особый отпечаток.
А ярмарки, гулянья, фонари!
Повсюду, посмотри —
Дороги, скверы, тротуары,
Дома и все на новый лад.
 
Чацкий:
Дома новы, но предорассудки стары.
 
Фамусов:
Что-с? Александр Андреич, брат,
Негоже говорить такое.
С чего всё нету вам покоя?
Не упрекай весь мир оплошно!
Поди-ка, послужи! Иль не готов?
 
Чацкий:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Не тороплюсь вписаться в полк шутов,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить выборы, поднять процент…
 
Фамусов:
Что вы хотите проповедать?
Ведь ежели хула, не комплимент,
Тебя уж упекут
Под суд, как пить дадут!
 
Чацкий:
А судьи кто? Вражда и злоба их
К свободе, к истине непримирима,
Сужденья черпают из сборищ показных
От самого от покоренья Крыма;
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Нашли защиту в бесконечном кумовстве,
Сооружая дачи и палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве?
Да и кому в Москве не зажимали рты
Парады, променады и гулянья?
Ведь если жить по правде хочешь ты,
И требуешь дознанья,
Они тотчас: разбой! пожар!
И будешь  враг, опасный и опальный…
 
Фамусов:
Ах! Боже мой! Кошмар!
Он — как…
 
Чацкий:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши…
Да только всё одно — и всё терпеть,
Век нынешний и век минувший?
 
Фамусов:
А то — дивлюсь, что здесь никто тебя не свяжет,
Попробуй о властях, и невесть что наскажет!
 
Софья:
Позвольте, батюшка, кружится голова;
Я дух перевожу едва;
Уж так, наверное, всегда устроен свет —
Где ж лучше?
 
Чацкий:
Где нас нет.
 
Софья:
Ведь про далёкий год другой оставил гений
Небрежный плод ума холодных наблюдений…
 
Чацкий:
И сердца горестных замет.
 
Софья:
 
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
И, что две сотни лет назад, здесь люди, как природа,
Сквозь сон встречают утро года...
 
Чацкий:
Как грустно мне твоё явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
Или мне чуждо наслажденье,
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
Всё та же гладь и степь, и пусто, и мертво,
Куда ни взглянешь:
Досадно, мочи нет, чем больше думать станешь,
Хоть мчимся мы порой резво.
Блажен, кто верует! тепло ему на свете!
А я пойду к своей карете.
 
Фамусов:
Вот мы все чередой
Явились перед вами,
И через двести лет судите сами
О нас и о себе —ох, род людской!
Тем кончим мы привет пространный свой;
Подписано — так с плеч долой.
 
 


 


Рецензии
Поздравляю всех энтузиастов, выпускающих газету "Искатель", и лично Вас, Аркадий, как её главного редактора с "третьвековым юбилеем"! Желаю Вашему изданию долгих лет жизни и возрастающей популярности среди москвичей и жителей других городов и сёл.
Ваше Приветствие не может не вызвать высочайшего одобрения, поскольку оно поражает воображение своей глубиной, умелым использованием высказываний знаменитых героев Грибоедова, Пушкина, Растопчиной, а также героев нового для меня имени Минаева, вплетённых в канву стихов о сегодняшних реалиях.
Браво!
С глубоким уважением,

Алла Валько   04.04.2023 04:12     Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление, Алла, только третьвековой юбилей у нас был два года назад, когда это и было написано и прочитано - в марте 2021 года. Уточняю: у Ростопчиной и Минаева те же герои, что и у Грибоедова, только через 25-40 лет (при этом у Ростопчиной нет Репетилова, а у Минаева - Чацкого; есть ещё прозаическое "продолжение" - "Господа Молчалины" Салтыкова-Щедрина... Пришлось изрядно потрудиться, готовя всё это, ну так уже был опыт выборов литературного героя.
Ещё раз большое спасибо!

Аркадий Кузнецов 2   04.04.2023 13:20   Заявить о нарушении