Великие люди от Авраама до Хокинга 11

Восемнадцатый век


Бартоломео Франческо Растрелли – итальянец, родившийся в Париже и ставший русским архитектором. По его проекту построен Зимний дворец.

На долю поэта, переводчика и теоретика искусства Василия Тредиаковского выпали сложные жизненные обстоятельства. Он пришел из Астрахани в Москву, после чего перебрался в Голландию, а затем – в Париж. В конечном счете, молодой поэт осел в Санкт-Петербурге. Знание языков и редкая образованность позволили ему стать переводчиком и теоретиком литературы. Ученый муж разделил отечественную словесность на поэзию и прозу.

Русская лирическая поэзия впервые заявила о себе в стихах Тредиаковского, в чем состоит его несомненная заслуга перед искусством.

Дипломат и ученый Бенджамин Франклин – политический громоотвод Соединенных Штатов Америки. Назначенный послом в Европу, он успешно защищал интересы молодого государства в Старом свете.

Франклин в знаменитом письме о любви, которое было напечатано через 136 лет после его смерти, сочинил настоящий гимн «зрелой женщине». Стоит привести выдержку из шестого пункта этого послания: «Ты можешь впоследствии горько сожалеть о том, что ты сделал молодую девушку несчастной. Ты никогда не будешь раскаиваться в том, что сделал зрелую женщину счастливой!»

Русская музыка XVII-XVIII веков всецело находится под итальянским и немецким влиянием. Итальянское влияние идет от Болонской академии падре Мартини, итальянских композиторов, живущих в России: Арайи, Манфредини, Галуппи, Траэтты, Паизиелло, Чимарозы, Сарти, Антонолини, Кавоса. За ними следуют их русские ученики: Березовский, Бортнянский, Фомин, Кашин, Давыдов и другие. Немецкое влияние имеет три источника:
1. баховский источник (ученики И.С. Баха работают по всей Европе, ученик Мютеля Иоганн Пальшау живет в Петербурге, ученик Кителя Иоганн Гесслер – в Петербурге и Москве. Творчеством Баха восхищаются Одоевский и Танеев);
2. деновский источник (Глинка, Даргомыжский, пользующийся деновским конспектом Глинки, А. и Н. Рубинштейны);
3. марксовский источник (Заремба и его ученик по композиции и теоретическим дисциплинам Чайковский).

 Венецианский композитор Бальдассаре Галуппи – гондольер, распевающий арии из опер.

Оперный стиль Галуппи энергичный, праздничный, блестящий. Его музыка заряжает бодростью.

У каждого великого оперного композитора есть свой стиль: у Антонио Вивальди – виртуозный, у Джованни Паизиелло – нежный, у Бальдассаре Галуппи – энергичный.

Итальянский драматург Карло Гольдони обладал мощным творческим зарядом и неиссякаемым жизнелюбием: им создано 667 театральных пьес, ему было суждено прожить 86 лет.

Вероятно, Гольдони сочинял комедии с улыбкой на устах. Не потому ли в них столько легкого озорства и беспечного веселья?

С именем Гольдони связано оперное творчество двух прославленных венецианских композиторов – Вивальди и Галуппи.

Швейцарский, немецкий, русский математик и механик Леонард Эйлер нашел тесную связь между математикой и музыкой. Ему принадлежит работа, в которой он объяснил с математической точки зрения природу благозвучных и неблагозвучных интервалов.

Ослепнув в конце жизни, Эйлер продолжал активно работать. Это был воистину нравственный подвиг!

Пауль Герхардт – знаменитый автор протестантских духовных стихов, которые по силе воздействия на верующих сравнимы с текстами Мартина Лютера. Многие из них положены на музыку Иоганном Себастьяном Бахом.

Якоб Штелин – немецкий историк искусства, писатель, переводчик, гравер, общественный деятель, член Петербургской академии наук.

В 1732 году Штелин поступил в Лейпцигский университет. Здесь он сблизился с сыновьями И.С. Баха, нередко музицировал вместе с ними на своем любимом инструменте – флейте. Особенно близкая дружба завязалась у Штелина с Карлом Филиппом Эмануэлем Бахом.

Члену академии наук Штелину приходилось по воле императрицы Анны Иоанновны сочинять торжественные оды. Он делал это на немецком языке, а переводил их на русский язык Василий Тредиаковский, выдающийся русский ученый и литератор.

Императрица Елизавета Петровна управляла народом милостиво и успешно вела войны с враждебными государствами.

Если бы Всевышний сподобил императрицу Елизавету Петровну прочитать столько книг, сколько в ее гардеробе насчитывалось платьев, она стала бы Екатериной Великой!

За первую русскую оперу Франческо Арайя получил в дар от Елизаветы Петровны соболью шубу стоимостью в 500 рублей. Это совсем недорогой подарок итальянскому композитору, внесшему значительный вклад в развитие русской музыки.

Композитор Неаполитанской школы Джованни Перголези – неиссякаемый источник жизнерадостности.

За 26 лет жизни Перголези создает ряд гениальных произведений. Среди них – комическая опера «Служанка-госпожа» и духовная кантата Stabat Mater.

Джованни Перголези в оперном жанре простонародный, уличный, так сказать, демократический. В сравнении с музыкой Георга Генделя и Кристофа Глюка он более понятный, более конкретный и ясный.

Джованни Перголези – музыкальное чудо, сравнимое разве что с Вольфгангом Амадеем Моцартом!

Джованни Перголези предвосхищает легкую и яркую музыку Джоаккино Россини!

Перголези обладает редким мелодическим талантом. В этом отношении он сравним с Моцартом, Шубертом, Беллини, Шопеном, Бизе. К несчастью, жизнь этих гениев до обидного коротка: земной век Моцарта длится 35 лет, Шуберта – 31, Беллини – 34, Шопена – 39, Бизе – 36, а Перголези – и вовсе 26! Божий дар хрупок!

Шотландский мыслитель-агностик Дэвид Юм видит себя, Бога и природу не только глазами субъективного идеалиста, но и глазами объективного идеалиста и материалиста. Сложный философский коктейль!

Юм не согласен с утверждением, что о вкусах не спорят. Как эмпирик, он отвергает бесконтрольный субъективизм в эстетике и этике.

Ученый, писатель, художник Михаил Васильевич Ломоносов широк и могуч как русская природа, как русский характер, как русское государство, устремленное в прекрасное будущее.

Природа русского севера – это богатая кладовая для естественнонаучных, художественных, литературных изысканий гениального Ломоносова.

Ломоносов открывает шлюзы европейской науки для России.

Первую дверь анфилады русского просвещения распахивает Михаил Ломоносов, вторую – Николай Новиков, третью – Виссарион Белинский. Все они – энтузиасты просвещения и образования русского народа!

Отвергая эксплуатацию человека человеком, французский социалист Луи Блан провозгласил принцип: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Карл Маркс и Фридрих Энгельс часто использовали это высказывание в своих трудах.

Прусский король Фридрих Великий был женат, однако семьи как таковой у него не имелось. Он редко виделся с женой (урожденной принцессой Елизаветой Брауншвейгской), хотя та беззаветно его любила. Однажды прославленный полководец заметил, имея в виду свою супругу: «У меня только одна женщина, да и то для меня это слишком много». Злопамятный Вольтер, некоторое время живший в королевском дворце Сан-Суси близ Потсдама, распустил по всей Европе слухи о гомосексуальных пристрастиях монарха, но поговаривали также, что он вообще импотент. Как бы то ни было, Фридрих умер в 74 года, не произведя наследника.

Граф Сен-Жермен – французский авантюрист эпохи Просвещения, путешественник, алхимик и оккультист; владел почти всеми европейскими языками, а также арабским и древнееврейским; обладал обширными познаниями в области истории и химии; занимался «выращиванием» бриллиантов и золота. Странная личность! Человек-призрак! Он пленял Европу таинственностью своего внешнего облика и непонятным образом жизни. Интересны музыкальные произведения графа. Они встречаются в репертуаре современных исполнителей.

Франко-швейцарский философ, просветитель, писатель, композитор, ботаник, приверженец сентиментализма – Жан-Жак Руссо – бунтарь с расстроенной психикой. Его ум – это оголенный нерв, болезненно реагирующий на общественные перемены в предреволюционной Франции.

Руссо видит будущие события с редкой отчетливостью.

Руссо – вольнолюбивый чудак.

Имя Руссо внесено во все учебники педагогики, его считают одним из апостолов этой науки. Созданная им теория о свободном развитии ребенка была в свое время очень модной. Однако не мешало бы вспомнить о том, что собственных пятерых детей великий моралист сразу же после рождения отдал в приют, чтобы те не путались под ногами. Легко создавать теории и намного труднее воспитывать детей в реальной жизни.

По мнению французского эстетика аббата Шарля Баттё искусство копирует природу. Он дает совет художнику: «Подражай природе». Как систематизатор искусства Баттё выступает предшественником Винкельмана и Лессинга.

Французский просветитель Дени Дидро – непримиримый враг рабства и деспотии.

Энциклопедист Дидро – духовный предтеча Робеспьера и Наполеона – кровавых вершителей истории!

Карл Филипп Эмануэль Бах – немецкий композитор с рыцарским духом и благородной душой.

Музыка Карла Баха омывает сердца людей родниками духовности.

Музыке Карла Баха свойственен возвышенный строй мыслей.

Интимная, доверительная, задумчивая музыка Карла Баха обращена к узкому кругу друзей.

Элегическая скорбь определяет основу музыки Карла Баха.

Карл Бах создает музыку светлой меланхолии и сдержанной радости.

Музыка Карла Баха воплощает в звуках «категорический императив» Иммануила Канта. Она призывает к духовному совершенствованию личности.

Аккомпанируя королю Фридриху Великому, Карл Бах имеет дело с просвещенным монархом, флейтистом, композитором, поэтом и писателем, выдающимся полководцем и государственным деятелем. Король с увлечением играет сонаты для флейты Карла Баха, в которых звучат близкие его натуре воинственность, меланхолия, пастораль.

Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк – сладкоголосый Орфей в музыке.

Бессмертная лирическая мелодия Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» проливает Небесную скорбь на грешную землю.

Глюк создает мелодии Божественной красоты.

Одухотворенные мелодии Глюка никогда не утратят свою привлекательность.

Глюк преобразует барочную оперу в музыкальную драму.

Оперная музыка Глюка пробуждает гражданские чувства парижан в преддверии революции 1789 года.

Музыка Кристофа Виллибальда Глюка взволнованная и порывистая, как душевные излияния Жан-Жака Руссо.

У трех авторов, пишущих комические оперы, а именно: у Кристофа Глюка, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, есть одно общее качество – стремление к художественной правде и простоте.

В 1750 году вышел в свет эпохальный труд немецкого философа Александра Готлиба Баумгартена «Эстетика». С тех пор мы рассматриваем эстетику, как самостоятельную дисциплину, не зависимую от религии и философии. Автору книги принадлежит термин «эстетика».

В 1735 году Баумгартен после получения степени магистра был назначен преподавателем университета в Галле и в 1738 году стал профессором. С 1740 года – профессор университета во Франкфурте-на-Одере, где он проработал до самой смерти.

Светлую музыку итальянского композитора, представителя неаполитанской оперной школы Никколо Йоммелли с энтузиазмом принимали в Германии, хотя она не пользовалась успехом на родине. И только сегодня ее начинают ценить по достоинству.

Огромная заслуга в развитии оперного искусства принадлежит итальянскому либреттисту Раньери Кальцабиджи. Не раз в музыкознании подчеркивалось, что оперная реформа Глюка вытекала из драматических задач, выдвинутых знаменитым либреттистом. Глюк следовал за Кальцабиджи, что композитор прекрасно осознавал и в чем неоднократно признавался. «Я упрекнул бы себя, – писал Глюк, – если бы согласился позволить приписать мне изобретение нового стиля итальянской оперы, успех коего оправдал попытку. Главная заслуга здесь господину Кальцабиджи принадлежит и, если моя музыка имела некоторый успех, то я должен признать, что именно он побудил меня использовать возможности моего искусства. Сей талантливый автор в своих либретто для «Орфея», «Альцесты» и «Париса» шел по пути мало малоизвестному итальянцам. Произведения си изобилуют теми… полными напряжения страшными и патетическими моментами, как кои обеспечивают композитору возможность выразить большие страсти и создать музыку сильную и трогательную. Каким бы талантом не обладал композитор, он никогда не создаст ничего, кроме посредственной музыки, если поэт не возбудит в нем того энтузиазма, без коего произведения всех родов искусства слабыми и скучными являются».
В этом контексте не менее красноречиво свидетельство самого Кальцабиджи: «Я прочел ему моего “Орфея” и многие места его декламировал со многими повторениями, объясняя ему оттенки, которые я вкладывал в мою декламацию, остановки, медленность, быстроту, звуки голоса то отягченные, то ослабленные и незначительные, которые мне хотелось, чтобы он употребил в своей композиции. Я просил его в то же время изгнать пассажи, каденции, ритурнели и всё то, что было вложено в нашу музыку готического, варварского, экстравагантного.
Г. Глюк проникся моими идеями… Я искал обозначений, чтобы отметить хотя бы самые выдающиеся черты. Я придумал некоторые; я поместил их между строчками на всем протяжении “Орфея”. По такой же рукописи, дополненной нотами, написанными на местах, где знаки давали лишь неполное представление, Глюк сочинял свою музыку. То же самое я сделал впоследствии для “Альцесты”».
Обе цитаты показывают, какими должны быть взаимоотношения между композитором и либреттистом.

Французский писатель-моралист Люк де Клапье Вовенарг обладал почти Иисусовой ясностью ума и точностью высказывания, да и умер он едва ли не в возрасте Иисуса Христа.
Эмиль Золя писал о Вовенарге, как о человеке, прожившем «благородную и печальную жизнь».

Французский философ-материалист и социалист-утопист Леже-Мари Дешан зарылся в историю, как червь в землю. И только через 100 лет после смерти мыслителя его взгляды на мир были обнародованы. Среди рассуждений Леже-Мари заслуживает внимания идея единства и борьбы противоположностей, а также идея о частной собственности, которая, возникнув после первобытного общества, исчезнет в коммунистическом будущем. Философ предвидел то, что впоследствии откроют Гегель и Маркс!

Заслуга художника Алексея Антропова состояла не только в том, что он выполнял заказы царских особ. Кроме того, им написано большое число портретов людей из самых разных слоев общества.

Если женщина умеет управлять собой, ей несложно руководить мужчинами. Такой была австрийская императрица Мария Терезия, но не стала ее дочь Мария-Антуанетта – французская королева, казненная по приговору Конвента.

Александр Петрович Сумароков – писатель, поэт, драматург, один из видных представителей классицизма.

Сумароков – директор первого русского театра. Поэт сочинил либретто к трем операм: «Цефалу и Прокрису», «Альцесте», «Пираму и Тизбе».

Сумароков – первая пушкинская ласточка в русской поэзии XVIII века.

Русские женщины во имя любви совершали великие духовные подвиги. Святая Ксения Петербургская после внезапной кончины мужа, придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова, не успевшего исповедаться перед смертью, решила продолжить жизнь души любимого человека здесь, на земле, чтобы он обрел спасение на Небе. Ксения отреклась от своего имени, своего пола, от нажитого имущества. Она отписала богатый дом нуждающейся молодой женщине и ушла странствовать. Сорок пять лет она, в мужской одежде, бродила по Санкт-Петербургу, уверяя, что ее муж не умер, а воплотился в ней. Убогая вдовица прославилась тем, что давала добрые советы, устраивала счастливые браки, помогала людям праведно жить. Вот где редкий пример неразрывной супружеской верности!

Современники наделили Иоганна Винкельмана титулом «знатока всех древностей». Сегодня его величают «отцом искусствоведения».

Изучая древнее искусство, Винкельман сделал вывод, что самое ценное в нем – вечная красота. До этого момента молодой человек сталкивался с грубой прозой жизни. Отец, бедный сапожник, был не в состоянии дать сыну приличное образование, в силу чего тот вел нищенскую жизнь, пока его не убил напарник-гомосексуалист с целью ограбления. Винкельман прожил на белом свете 50 лет. Его судьба еще раз подтверждает простую истину: высокое ходит рядом с низким!

По мнению немецкого искусствоведа Иоганна Зульцера, развитый эстетический вкус смягчает характер и нрав человека. Это относится и ко всему народу.

Смех, шутки, розыгрыши длятся целый день, после чего в ночное небо взлетает красочный фейерверк! Это происходит в комедиях итальянского драматурга Карло Гоцци, обыкновенно заканчивающихся торжеством любви и счастья!

Моральные изъяны и комплексы англичан вызывали ироническую улыбку у шотландского романиста и по специальности врача Тобайаса Джорджа Смоллетта. Героями его романов выступали люди вроде Дон Кихота: наивные добряки и смешливые неудачники. Примечательно, что Тобайас перевел на английский язык знаменитый роман Сервантеса. Да и любимые жанры писателя – путешествия и приключения.

Французская Маркиза де Помпадур – Шехеразада короля Людовика XV. Мановением изящной ручки она переносила чудеса «Тысячи и одной ночи» в Париж.

Итальянский композитор и скрипач Пьетро Нардини пишет музыку глубоких раздумий и лирических откровений.

Музыка Нардини проста, нежна, задумчива: она столь же трогательна, как юные рафаэлевские Мадонны.

Григорий Сковорода – философ-скиталец с православным Богом в душе и котомкой книг за спиной.

Бродящий по украинским и русским землям Григорий Сковорода – новоявленный Сократ.

Не золото, не земля делают государство богатым, а труд его граждан, о чем в XVIII веке писал шотландский экономист и философ Адам Смит. Сравните судьбу СССР и США в последней трети XX столетия: разболтанная страна Советов распалась, а трудолюбивая Америка процветает.

Британский художник Джошуа Рейнольдс запечатлел облик Англии XVIII века в сотнях и тысячах портретов представителей разных слоев общества. По его инициативе в Лондоне впервые открылись публичные художественные галереи.


Рецензии