Благодарственное письмо отказникам 70-х годов

от репатриантов 90-х.

Этот текст был написан в 2015 году и дополнен в 2017-м. Он был размещен в моем Живом Журнале. Размещаю его здесь, чтобы не пропал, потому что он был актуален тогда, актуален сейчас и, к сожалению, будет актуален еще долго.

-----

Среда, 02 сентября 2015

На днях в Израиле на 88-м году жизни скончался Марк Дымшиц - организатор попытки угона самолета из СССР, предпринятой в 1970 году. Глава Еврейского агентства "Сохнут" Натан Щаранский заявил в связи со смертью Марка Дымшица, что ему "не удалось поднять в воздух самолет, но ему и его друзьям удалось поднять большую армию из Советского Союза". "Марк Дымшиц оказал на меня очень большое влияние и вдохновил присоединиться к борьбе за освобождение евреев Советского союза и их возвращения на Родину", – сказал Щаранский.

Министр алии и абсорбции Зеэв Элькин отозвался на известие о кончине Дымшица такими словами: "Марк Дымшиц был одним из героев нашего времени. Вместе со своими бесстрашными друзьями он бросил вызов безжалостному советскому режиму с целью привлечь внимание цивилизованного мира к борьбе евреев СССР за право репатриироваться. Рискуя жизнью, вместе Йосефом Менделевичем, Эдуардом Кузнецовым и другими отказниками, он сумел прорвать железный занавес и вызывать волну горячей поддержки всего мира евреям СССР, боровшимся за право репатриироваться в Израиль. Как символично, что такой героический человек как Марк Дымшиц покинул нас именно в нынешнем году, когда Израиль отмечает 25-летие Большой алии из бывшего СССР, которая кардинально изменила облик нашей страны. Мы в неоплатном долгу перед Марком Дымшицем, и я считаю, что его личная история заслуживает того, чтобы стать частью национального эпоса. Да будет благословенна его память".

Минутку. Тут необходимо сделать целый ряд пояснений.

Первое - "отказники" составляли меньшинство среди еврейских эмигрантов из СССР в 70-е и 80-е годы прошлого века. Большинство евреев, подававших тогда "на выезд", получали разрешение.

Выезд без проблем разрешали продавцам, парикмахерам, медсестрам. Отнюдь не все они были сионистами по убеждениям, многие ехали по личным причинам. Большинство, не заезжая в Израиль, следовало транзитом в США и другие страны Запада.

Вот пример. Молодая медсестра из провинциального города в одной из бывших советских республик решила уехать в Израиль в связи с тем, что у ее новорожденной дочери выявили врожденный порок сердца. Такие состояния в СССР лечили гораздо хуже, чем на Западе, и ей посоветовали воспользоваться еврейским происхождением.

Женщина уехала в течение нескольких месяцев. Никто не чинил ей препятствия, "власти вошли в положение". В Израиле она стала первой медсестрой своего профиля на юге страны, ей не пришлось сдавать никакие квалификационные экзамены - взяли на работу сразу. Дочку здесь вылечили, сейчас она с семьей живет в США. Женщина проработала 30 лет в больнице "Сорока", вышла на пенсию и получает столько, сколько и не снилось самым удачливым из представителей алии 90-х.

Отказ получали люди, так или иначе связанные с советской армией и оборонно-промышленным комплексом, а также техническим "ноу-хау". Это понятно - шла холодная война, и информация от советских евреев, работавших в этой сфере, обладала большой ценностью для другой стороны.

Как правило, отказникам разрешали выезд через несколько лет, после того, как соответствующая информация устаревала и переставала представлять интерес для спецслужб геополитических противников СССР. Эти несколько лет люди должны были проработать на должностях, не связанных с технологией - уборщиками, истопниками в котельных и так далее.

Я считаю такой подход советских компетентных органов вполне оправданным. Если кто-то со мной не согласен, пусть он поддержит Мордехая Вануну, чьи специфические знания давно устарели, в его требованиях к Государству Израиль разрешить ему выехать из страны и общаться с иностранцами.

Если молодой человек еврейской национальности в те годы изначально собирался эмигрировать из СССР, он должен был понимать, что ему не следует работать в оборонно-технической сфере, иначе у него могут возникнуть проблемы при выезде. Логично было обучиться на парикмахера или продавца и после этого подавать "на выезд".

Если этот молодой человек не собирался изначально эмигрировать, планировал сделать карьеру в СССР, но потом на каком-то этапе менял свои жизненные планы, он тоже должен был понимать, что в связи с наличием у него специфических знаний ему придется "посидеть в отказе". Большинство отказников это понимали и не создавали своему государству проблемы.

Дымшиц окончил военное летное училище. Служил в Бухаре. В армии после окончания летного училища столкнулся с откровенным антисемитизмом. В 1960 году демобилизовался. Безуспешно пытался найти работу в гражданской авиации. Окончил Сельскохозяйственный институт, работал инженером.

Знания, полученные им в военном летном училище, даже 10 лет спустя после окончания училища и службы в ВВС явно представляли интерес для потенциальных противников СССР, поэтому полученный Дымшицем отказ не удивителен. Ему предложили подождать. Дымшиц не захотел ждать и пошел на уголовное преступление.

Газета "Известия" от 01.01.1971 года:

"В некоторых западных кругах пытаются представить уголовное преступление некоей невинной попыткой 11 человек покинуть пределы своей страны. Но это не имеет ничего общего с фактами: от желания переселиться в другое государство до создания вооружённой банды, до тщательно разработанного плана нападения на людей с оружием, как говорят, дистанция огромного размера… Дымшица и компанию судили за те реальные деяния, которые они совершили: за приготовление к опаснейшему преступлению — к бандитскому нападению на экипаж самолёта."

Вот еще интересный момент:

Начиная с 1966 года в Ленинграде существовала сионистская организация. В апреле 1970 года, когда в Комитете ленинградской сионистской организации узнали об акции, планируемой Бутманом, комитетчиками был сделан запрос о мнении официальных властей Израиля. После получения отрицательного ответа план Бутмана решили отменить. Но Дымшиц и Кузнецов не входили в эту организацию, и, по словам Бутмана, не являясь членами организации, они «меньше всего думали об её интересах».

Ленинградская сионистская организация поддерживала связи с официальными властями Израиля, у которого тогда не было с СССР дипломатических отношений, и координировала с ними свои действия. Представьте сейчас группу израильских граждан - выходцев из Ирана, которые поддерживают отношения с властями Ирана и консультируются с ними о целесообразности тех или иных своих акций в Израиле. Каково?

"Самолетное дело" дало повод для начала яростной антисоветской кампании на Западе и в Израиле в частности. Посмотрим на фотографию с демонстрации, проходившей в те дни в Тель-Авиве. В центре мы видим плакат с изображением Брежнева, смотрящего на себя в зеркало и видящего там Гитлера. Над ним надпись: "Матушка-Россия, как хорошо было бы, если бы мы были сиротами". Демонстрация скорее всего была организована оппозиционным в то время Ликудом, практиковавшим отмороженную антисоветскую и антикоммунистическую риторику.

Советские отказники полностью солидаризировались с подобными выступлениями в их защиту. А Зеэв Элькин, назвавший Марка Дымшица "героем нашего времени, открывшим путь алие из СССР", сейчас активно добивается от России, чтобы она выплачивала пенсии своим бывшим гражданам, выехавшим в Израль до 1992 года (выехавшим позже пенсии платятся и сейчас):

"Не остался без внимания и один из самых насущных вопросов для репатриантов-старожилов - вопрос пенсий для израильтян, репатриировавшихся до 1992 года.

В ходе визита, как сопредседатель с израильской стороны межправительственной комиссии по развитию экономических связей между Израилем и Россией, Зеэв Элькин встретился с вице-премьером России Аркадием Дворковичем.

«На этой встрече нам удалось завизировать окончательный вариант текста пенсионного соглашения, которое касается граждан Израиля, репатриировавшихся до 1992 года.

Для его подписания требуется только политическое решение президента России, и я надеюсь, что в ближайшем будущем получится убедить его дать "зеленый свет" подписанию этого договора», - отметил министр Элькин".

(Примечание автора - за два года, прошедших со времени опубликования данной статьи, вопрос российских пенсий для этой категории людей был благополучно решен).

Нелогично получается как-то. С одной стороны Элькин глорифицирует людей, настаивавших на своем праве "быть сиротами", а с другой - требует, чтобы Россия платила пенсии эмигрантам из бывшего СССР. Выберите одно из двух - либо Россия таки "матушка", либо, если вы хотите быть сиротами, - будьте ими. Как говорится, "либо трусы, либо крестик".

Русское еврейство дало миру множество достойнейших людей. Совершенно необязательно выстраивать его групповую идентичность и национальный этос на глорификации угонщиков самолетов.

И в заключение хочется сказать вот о чем. Проблема советских евреев в 70-е годы служила одним из инструментов, при помощи которых западные геополитические противники раскачивали и пытались обрушить Советский Союз. Эмигрантам из СССР в Израиль создавался режим наибольшего благоприятствования - они могли два года жить в центрах абсорбции на полном гособеспечении, учить иврит и устраиваться на работу по специальности. Им помогали и с жильем, и с работой, чтобы не давать лишних инфоповодов советской антиизраильской пропаганде. Аналогично был превращен в "витрину капитализма" Западный Берлин. Поэтому репатриантам 90-х оставалось только смеяться или плакать от зависти, читая романы о несчастьях тех, кто приехал до них, до того, как надобность в "витрине" отпала, Государство Израиль перешло к прямой абсорбции новоприбывших, а путь западнее был для них закрыт. "Марокканцам", приехавшим на 10 лет раньше первой волны советской алии, многие из которых все еще жили во временных лагерях, тоже оставалось только завидовать репатриантам из СССР в 70-е, получавшим от государства почти сразу после приезда новые квартиры. Фантомные боли этой этой ситуации чувствуются и сейчас.

Вот интересный эпизод из жизни другой активистки алии 70-х, Инны Винярской:

"Инна попала на работу по недоразумению: польский еврей, помогавший Винярским в трудоустройстве, бегло посмотрел ее одесский диплом, подтвержденный и заверенный в израильском министерстве образования, и слово "метеорология" (огласовок нет!) прочел как "металлургия". А Инна промолчала и спорить не стала. Потому как спорить на иврите пока не умела.

- На этом предприятии мы проработали три года, - вспоминает Винярская."

Представьте себе аналогичную ситуацию в жизни "оле" 90-х и далее лет.

-----

"Вечером 5 декабря (2007 года - Л.Р.) в Иерусалиме состоялась праздничная церемония, посвященная 40-летию начала борьбы за репатриацию евреев из СССР в Израиль, сообщает The Jerusalem Post. В мероприятии принял участие премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт, чьи родители в свое время тоже эмигрировали из советского государства.

Выступая перед ветеранами движения и бывшими "отказниками", Ольмерт заявил, что репатрианты, добившиеся права на выезд, внесли значимый вклад в развал СССР. Кроме того, заметил премьер, советские евреи значительно изменили и сам Израиль, сделав страну богаче, разнообразнее и более преуспевающей."

Несколько лет назад в офисе, где я тогда работал, была уборщицей пожилая "олимка" - репатриантка из Грозного. Она рассказала мне свою историю. В самом начале 90-х годов к ней в квартиру вломились чеченцы. Они убили ее мужа и изнасиловали дочь. Ее саму душили проводом от чайника, недодушили. Потребовали, чтобы она немедленно убралась из квартиры. Женщина взяла дочку в охапку и убежала. Порядка года мыкалась в Москве, потом репатриировалась в Израиль. В Грозном она работала кардиологом в больнице. Типичная история.

Эта женщина, вошедшая в статистику "Большой Алии из бывшего СССР", которой исполнилось 25 лет, должна быть особенно благодарна покойному Марку Дымшицу, внесшему свой посильный личный вклад в развал СССР.

-----

А теперь актуальный апдейт - статья с моими комментариями (от 12 сентября 2017 года - Л.Р.). Она посвящена одному из самых раскрученных "активистов отказа" - Владимиру Слепаку.

"Умерла Мария Слепак – ветеран борьбы за освобождение евреев СССР, жена известного отказника и правозащитника Владимира Слепака. О ее смерти сообщил глава «Сохнута» Натан Щаранский.

«Почти 20 лет Володя и Мария были, без всякого преувеличения, безусловными лидерами исторического движения по физическому и духовному освобождению советских евреев… Их маленькая коммунальная квартира в Москве была настоящим центром нашего движения в 1970-е и 1980-е, принимая тысячи евреев со всего СССР, иностранных туристов и западных журналистов. У Марии были душевные и физические силы не только принять и накормить каждого, но даже в самых тяжелых обстоятельствах поддержать друзей добрым словом, разговором и шуткой – даже во времена слез».

Владимир и Мария Слепак принимали активное участие в борьбе за разрешение на выезд из СССР, сообщает сайт Евроазиатского еврейского конгресса со ссылкой на jewish.ru. Слепак был одним из инициаторов выступлений советских евреев в поддержку «поправки Джексона – Вэника», ограничивающей торгово-экономические отношения США со странами, препятствующими эмиграции и нарушающими другие права человека, – прежде всего с СССР. Слепак тесно сотрудничал с академиком Андреем Сахаровым и был одним из основателей Московской Хельсинкской группы.

В 1970 году семья впервые получила отказ на репатриацию в Израиль. В 1977 году одному из двух сыновей Владимира и Марии дали разрешение на выезд, но они сами и их второй сын по-прежнему получали отказы. 1 июня 1978 года в центре Москвы супруги Мария и Владимир Слепак стояли на балконе своей квартиры с плакатом «Отпустите нас к сыну в Израиль», за что были арестованы. Владимир Слепак получил пять лет ссылки в Сибири, Мария Слепак – три года. В октябре 1987 года супруги наконец получили разрешение на выезд.

Владимир Слепак умер в 2015 году в Нью-Йорке в возрасте 87 лет".

Насколько мне известно, большую часть жизни после СССР Слепаки прожили в США, а не на "исторической родине", куда они якобы так стремились.

* * *

"Известный публицист Владимир Козловский в прощальном слове другу, написал о Владимире Слепаке в газете "Еврейский мир":

"Как иронически заметил выступавший на нью-йоркском прощании с покойным Гленн Рихтер, бывший глава организации «Студенты в борьбе за советских евреев», дом Слепаков в Москве найти было легко, поскольку на него указывал Юрий Долгорукий."

Оцените пожалуйста уровень жизни простого советского еврея, угнетаемого режимом. Дом, на который указывает рукой Юрий Долгорукий, можно найти на гугл-картах.

"Слепак был бородат, весел, громогласен и бесстрашен. Как сказал мне на траурной церемонии бывший директор Национальной конференции за советских евреев Джерри Гудман, «Слепак был героем движения советских евреев, хотя никогда не рвался в герои. Он — знаковая фигура еврейской истории».

В ноябре 1987-го я впервые вернулся в Москву из Америки и писал потом в «Новом русском слове», что тогдашний Союз показался мне «злым детским садом». Мы разминулись со Слепаками, с которыми я дружил в свои последние советские годы, буквально на несколько дней. Их сыновья Саня и Леня эмигрировали значительно раньше родителей, которых упорно не выпускали из-за секретности Володи.

Владимир Слепак окончил МАИ, был по профессии радиоинженером и работал на Московском электроламповом заводе, а с 1962 года занимал должность руководителя лаборатории и главного конструктора системы отображения на командных пунктах ПВО. Был членом государственной комиссии по приемке систем ПВО и ПРО страны. Как вполголоса говорили московские отказники, объекты, на которых работал Слепак, были столь долгоиграющими, что его не выпустят никогда."

Нормальная такая работа для советского еврея - конструировать систему отображения сигналов на командных пунктах ПВО. Полагаю, когда он засобирался якобы в Израиль, его начальство было несколько в шоке. Очнувшись от шока, преступный советский режим понял, что делиться всем, что знал Владимир Слепак, с главным потенциальным противником СССР не стоит, поэтому ему было отказано в выезде.

Интересно, а о чем он думал, когда устраивался на эту работу? И какие документы он подписывал при этом, и какие обязательства хранить государственные и военные секреты брал на себя.

"Я познакомился со Слепаками в 1973 году, когда друг моей юности Алик Гольдфарб, в будущем правая рука Бориса Березовского, убедил меня подать на выезд и организовал мне вызов из Израиля. Я стал часто бывать и столоваться у Слепаков, благо они жили в двух шагах от моего Тверского бульвара — в 15-м доме по улице Горького.

В соседней с ними квартире проживал на 8-м этаже мой одноклассник Ренат Зобнин, который рассказывал, что когда он снимает трубку, то слышит разговоры в квартире Слепаков. Видать, сотрудники, которые устанавливали прослушку, были бракоделы, или аппаратура была отечественная.

Прослушку установили, потому что у Слепаков собирались московские отказники и ходоки из провинции, а также сотни сочувствующих евреев со всего мира, но больше всего — из Америки. В свете того, что квартира была, как тогда выражались, радиофицирована, мы молча обсуждали дела при помощи детских самостирающихся блокнотов, которые назывались «скрижалями», «русско-русскими разговорниками», «спутниками диссидента» или просто «писалками».

Многие отказники той поры были против смычки с политическими диссидентами, поскольку те хотели перемен в СССР, тогда как отказники хотели просто из него уехать и выбросить его из головы."

То есть, квартира в самом центре Москвы была превращена в антисоветский штаб, а преступная советская власть ограничилась тем, что установила прослушку. Мне интересно, что сделали бы в Израиле с хозяином квартиры на улице Дизенгоф, который превратил бы эту квартиру в центр встреч иранской резидентуры. Такого не могло бы быть по простой причине - эту резидентуру не пустили бы в нашу страну, даже по паспортам вторых и третьих стран.

"Я к тому времени успел поработать внештатным переводчиком в ЦК КПСС, в КГБ и в КМО у будущего главы ГКЧП Янаева и преподавал английский политическим диссидентам, которых звали «демократами», и руководству еврейских активистов, которые именовались «сионистами» и включали Слепака. Они делили пальму первенства с Виктором Польским. Мы с Гольдфарбом осуществляли связи «демократов» и «сионистов» с иностранными корреспондентами, или «коррами»."

Еще один несчастный советский еврей, обиженный властями. Работал переводчиком в ЦК КПСС и КГБ. Видимо, на эту должность нельзя было найти нееврея. А потом преподавал английский язык еврейским активистам. Вам не кажется, что эти активисты изначально собирались ехать в англоязычную страну, а не в ту, в которой говорят на иврите?

"Володя Слепак вступил в московскую Хельсинкскую группу, был осужден за правозащитную деятельность и с 1978 по 1982 год находился в ссылке в селе Цокто-Хангил в Бурятии. 1 июня 1978 года Слепаки заперлись у себя в квартире и вывесили на балконе плакат «Отпустите нас к детям в Израиль». С девятого этажа их полили кипятком, потом сломали дверь, и очень скоро Слепак был приговорен к пяти годам ссылки.

Отец Володи — Соломон, а впоследствии Семен — в 13 лет ушел из дома и в 1913 году уехал в Америку, вернулся после революции в Россию, начал бороться против Колчака, был схвачен и по приговору военно-полевого суда был отправлен на каторгу на Сахалин, но заключенные его тюрьмы взбунтовались, и он снова оказался на воле.

В «гражданку» Соломон Слепак дослужился до командующего фронтом и замминистра обороны Дальневосточной республики Блюхера. Это с него Фадеев писал образ Левинсона в своем романе «Разгром». Соломон до конца оставался твердокаменным большевиком. Как сказал на церемонии прощания с отцом Леонид Слепак, его мать Мария насмешливо называла деда «несгибаемый член». Впоследствии Соломон был членом президиума Коминтерна, а в 1927 году работал корреспондентом ТАСС по Китаю и Японии. Тогда у него и родился сын Володя, названный в честь вождя.

Как сказал мне Гольдфарб, «без таких людей, как Володя, мы бы никуда не уехали».

… Да будет светла память Владимира и Марии.

Спасибо вам, что вы жили и боролись, рискуя жизнью, способствовали разрушению "железного занавеса" и развалу Советского Союза, открыли нам ворота, ведущие на нашу истинную родину!"

Я думаю, конкретное персональное спасибо должны сказать Слепакам те советские мальчики и девочки еврейской национальности, которых не приняли в некоторые связанные с оборонкой ВУЗы. Я понимаю советские власти в данном вопросе - после таких вот Слепаков и им подобных этим властям было чего бояться.

-----

И в конце короткое резюме, оно же мораль. Я категорически против героизации "еврейского отказа" в Израиле. Не только потому, что значительная, если не бОльшая часть отказников была по своей идеологии еврейскими фашистами - поклонниками раввина Меира Кахане.

Главным образом потому, что, как мы видим по событиям в Украине, героизация мерзавцев и предателей обязательно бьет бумерангом по тому обществу, которое их героизирует. Это касается и русскоязычной общины в Израиле.


Рецензии