Детские годы.. Балашов - Волгоград. Часть 9

Некоторые истории из детства запоминаются на всю жизнь. Проходят десятки лет, а ты вспоминаешь их, как будто они случились только вчера. Такие истории – забавные, трогательные.. рассказываешь своим внукам и улыбаешься.. как давно это было.. а вроде недавно.

Едем с бабушкой из центра города на автобусе №3, домой, из детсада. На одной из остановок заходит знакомая моей бабули, раньше они работали вместе на ликёрке (ликёро-водочный завод по ул.Горохова).
Женщины сидят, разговаривают, что-то обсуждают. Особо не слушаю, думаю о своём. Тут краем уха слышу такой диалог.
- Груня, ты всё там же живёшь, в Ветлянке?
-Уже нет, но рядом с переездом.
Женщина задумывается.. потом как то грустно добавляет:
- Эх, жизнь, скоро все там будем, за переездом на Ветлянке. Всякая дорога когда-нибудь заканчивается...
Я хочу её порадовать и громко, так что слышит весь автобус, говорю:
– Нет, тётя, не заканчивается, эта дорога кольцевая.
Народ в автобусе смеётся.. Надо ездить по кольцевой, и жизнь будет вечной))

Наверное у каждого из нас есть своя обида на что-то в жизни, но я особо помню лишь одну. И хотя многим она покажется мелочной, для меня это самое сильное воспоминание, наложившее глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь...
В детском саду "Золотая рыбка" одна из воспитательниц постоянно меня наказывала и обзывала.. "Рохля, тупица".. и это ещё не все лучшие обращения ко мне.. Поэтому, когда бабушка привезла меня к матери в Волгоград и я пошла в школу, то очень старалась учиться. Многие дети в первом классе были заранее подготовлены и умели читать, знали алфавит. Моя бабушка была малограмотной, в тридцатые годы в Балашове прошла полугодовые курсы ликбеза, вот и всё её образование. Поэтому помочь мне не могла.

Но в школе №37 была замечательная учительница Анна Михайловна Маслова. С первых дней она с теплотой и заботой относилась к своим первоклашкам, оставалась после уроков, помогая отстающим ребятам лучше понять и усвоить новую школьную программу. Именно в тот год (1969), учащихся начальных классов начали учить по новой программе.

В тот год нам всем выдали шариковые ручки, до этого писали чернильными. Рядом со школой стоял небольшой ларёк, где пустые стержни от ручек заполнялись чернилами синих, чёрных, красных цветов.
В новой программе сразу ввели в математике иксы, чего никогда не было раньше в начальных классах.
На собрании многие родители очень возмущались введению новшеств, особенно шариковым ручкам. Говорили, что теперь дети не будут стараться красиво писать и почерк изменится.. А уж на счёт "иксов".. так вообще выражались не литературно..
Но повозмущались.. а две недели все родители посещали школу и изучали сами азы новой программы, чтобы потом помочь своим детям.

Мне лично очень нравилось познавать новое, я с удовольствием ходила в школу, подружилась с новыми подружками и записалась в кучу кружков. В то время они были бесплатными. В школе их было мало, но приходили педагоги и тренеры из спортивных центров и школ искусств, приглашали ребят и набирали в свои группы. Так я стала заниматься гимнастикой, акробатикой, записалась в плавательный бассейн, а ещё очень нравилось петь в школьном хоре.
Сейчас вот думаю.. как только успевала.. Но были разные группы, разное время, разные дни.. Преподаватели всегда шли на встречу и может поэтому так легко удавалось совмещать все занятия.

К концу учебного года мой дневник радовал мою маму почти одними пятёрками. А самое главное, я стала писать письма любимой бабушке в Балашов. Каждую неделю. Рассказывала ей о своей интересной жизни и.. мечтала о скорой встрече с ней.
Появилась страсть к чтению. У мамы в издательстве "Волгоградская правда" издавались помимо центральных газет и детские книжки. Каждая новая книжка была интереснее предыдущей. Чтобы сохранить свои книжные сокровища, я научилась в переплётном цехе как из десятка тонких книжек сделать одну в хорошей обложке. Так начала собираться моя первая домашняя библиотека.

В новой школе я села за первую парту, прямо напротив стола учительницы. Очень хотела видеть и слышать всё, что мне будут рассказывать. Но учительница решила пересадить всех учеников так, как она считала нужным.
И вот тут мне пригодилось моё балашовское уличное воспитание.
Я наотрез отказалась пересаживаться  и объяснила это тем, что буду очень стараться и хочу быть круглой отличницей. Мне это, ну очень, нужно!
И старая учительница улыбнувшись, оставила меня за первой партой рядом с окном, где на подоконнике стоял горшочек с цветком алоэ. Прям как у моей бабушки в Балашове. А когда стали выбирать старосту класса, Анна Михайловна предложила выбрать Элю, раз у неё такой напористый характер.
В те времена мы учились и по субботам. Но так как в стране Советов в эти дни часто были субботники и воскресники, то и нас, школьников просили выйти и помочь убрать территорию школы, посадить деревья и цветы, навести порядок в классах. Чему мы были несказанно рады, лишь бы уроков не было.

Решив, что староста класса это большой начальник, я принялась отдавать приказания как сажать деревья, как копать, как поливать.. Тем более опыт огородничества и посадки деревьев у меня был. В Балашове мы с соседями высаживали на своих небольших участках в огороде садовые деревья.
Но мальчишкам из моего класса это очень даже не понравилось и они меня здорово поколотили.
Помню, было очень обидно, что никто за меня не заступился. Я ушла в класс и там долго рыдала за партой. Вскоре за мной пришла бабушка, она первые месяцы жила у нас и отводила-приводила меня из школы, чтобы дорогу запомнила. Бабуля не нашла меня среди ребят и пришла в классную комнату. Плача, я рассказала ей, что произошло и надеялась, что она накажет моих обидчиков.
Но бабушка сделала по другому. Она села рядом, обняла меня и объяснила, что выбрав меня старостой, учительница хотела, чтобы я вела за собой весь класс, своим примером показывая как нужно делать. А не кричать и приказывать. Мы вышли с ней во двор школы и вместе с моими одноклассниками начали копать ямки для саженцев. А ещё бабушка достала из сумки ещё горяченькие пирожки и угостила всех ребят. Мир был восстановлен. А я на всю жизнь запомнила, что если тебя выбирают, то значит оказывают доверие и нужно его оправдывать.

Раньше, в советское время, у трудового народа редко у кого были дачи. А вот турбазы, вдоль реки или озера, были почти у всех предприятий, фабрик, заводов.. У некоторых организаций были дома отдыха и здравницы даже у моря. Поэтому рабочие и госслужащие могли отдыхать там в выходные дни или ездили в отпуск.
У издательства мамы была турбаза за Волгой. Места там красивейшие.. Сосновый лес, крутые берега вдоль реки Волги, тихие плёсы, песочные пляжи.

Наша турбаза состояла из летних домиков (которые можно было снять 5 руб. за месяц) и зимнего кирпичного дома (барака) с длинным коридором, в котором находились комнаты для приезжающих отдыхать сотрудников. Посреди дома большой зал с телевизором и огромной библиотекой из собственного издательства. Удобные кресла, столики, кадки с фикусами..
Здесь любили собираться вечерами и совместно посмотреть по телевизору концерты, фильмы, обсудить последние новости в стране и за рубежом. А новости газетчики всегда узнавали первыми, да и статьи читали первыми.. Не всё потом уходило в печать.. Цензура была строгая. Многое запрещалось.
Но для себя и своих друзей перепечатывалось, раздавалось, читалось и .. уходило дальше, в народ..

Днём за Волгой летом жарко.. Поэтому все купались, загорали.. Гуляли по лесу. На стыке 60-70 годов Заволжье было очень красивым, много рыбы, попадались даже осётры.. Несколько раз их выбрасывало на берег с распоротыми боками от винтов проходящих судов.
Помню, как мы их жарили в костре из сухого валежника, резали на куски, солили и обмазывали светлой глиной, которой было много по берегу. Получались такие глиняные шары, которые закатывали в костёр и ждали.. У осетра, под кожей, есть небольшая прослойка жира, вот он и жарится в собственном соку. Потом выкатываешь кусок из костра.. и.. раскалываешь, ешь .. очень вкусно.

А утром с чайником ( другой посуды не было на турбазе), шли в соседнее село за молоком. Помню, стучимся в дом, где мычала корова.. выходит женщина в платке, руки в муке.. пекла пирожки. Налила нам в чайник молока и потом угостила своими пирожками в дорогу. Возвращались на турбазу лесом.. собирали букеты цветов и пели.. Тогда люди любили петь, родня ли собиралась за столом, соседи на завалинке, девушки-подружки..

В то время в Волгограде не было речного порта. А было много больших и малых пристаней вдоль Волги. От них отплывали корабли, теплоходы, катера, баржи.. Красивое зрелище.. Особенно вечерами. Твоё судно швартуется к причалу, народ идёт к берегу и вокруг огни..
Город светится, река переливается от огней проходящих кораблей. Тогда после войны прошло не так много времени. Но город отстроился, поднялся из руин. Ветераны ещё молодые, не старые.. В праздники все стремились к набережной, гуляли и умели радоваться всему, что происходило.

Недавно спросила внучку, знает ли она такой город - Сталинград? Задумалась..
- А, Волгоград?..
Отвечает: - Конечно, знаю. Город на Волге реке.
Думаю, не трудно догадаться..
- Скажи, а как далеко они друг от друга находятся?
- Не знаю.
Обидно иногда, что нашим детям и внукам неинтересно, как и где происходили такие памятные и важные события нашей страны.

Поэтому немного истории.. Может кому интересно:
Сталинград получил свое имя 10 апреля 1925 года по решению городского совета, когда якобы рабочая интеллигенция выступила с инициативой о переименовании исторического имени Царицын (основан в 1589 г.) в город имени тов. Сталина. Так они хотели отблагодарить Иосифа Виссарионовича за участие в обороне Царицына в годы Гражданской войны.
По некоторым свидетельствам сам тов. Сталин крайне негативно отнесся к этой инициативе, но отменять ее не стал, что вызвало целую волну переименований: так украинский Донецк стал городом Сталино, столица Таджикистана Душанбе – Сталинабадом, осетино-грузинский город Цхинвали стал Сталинири и т.д.

О переименовании Сталинграда заговорили еще задолго до случившегося факта, а именно в 1956 году, года на XX съезде ЦК КПСС Хрущев Н.С. выступил с этой инициативой. Но к его великому неудовольствию 78% делегатов, большая часть из которых принимала участие в Великой Отечественной Войне и в частности в Сталинградской битве, не поддержали нового лидера страны. И лишь только 15% - за.

Но надо знать, что Никита Сергеевич, не оставлял эту надежду вплоть до осени 1961 года. По его инициативе 6 ноября 1961 года на повестку дня Сталинградского обкома КПСС все же был вынесен вопрос о переименовании города.

Как переименовали Сталинград в Волгоград:
На предприятиях города в спешке были проведены митинги, в том числе и на заводе «Красный Октябрь», на котором выступил депутат XXII съезда КПСС сталевар Анатолий Серков с пламенной речью о «большой несправедливости» Сталина. Как и следовало ожидать, речь Серкова не возымела должной реакции.
То же самое происходило на заводе «Баррикады», где треть рабочих была против смены имени города.

Не осталась в стороне и интеллигенция. Ученые и студенты пединститута так же выступили против.
Были конечно и те, кто был за, считая, что новое имя города более полно станет отражать его статус. На самом деле не совсем понятно, что хотели сказать те, кто хотел переименовать Сталинград в Суворовск или Космоград?
Вот еще несколько вариантов переименования: Пятиморск, Волгодонск, Геройск, Твердыня, Непокорный, Славгород, Мир-город, Победоград, Стальград, Миргород, Возрождение, Ленинград-на-Волге, Геройград.
Прежнее имя города, Царицын, и вовсе не рассматривалось, т.к. у большинства оно ассоциировалось с царским режим.

Всего в период с 6 по 9 ноября было проведено 472 митинга, но вопреки всеобщему мнению 10 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сталинград потерял свое славное имя, став безликим Волгоградом.

Самое удивительное, что никто из руководителей страны так вразумительно и не объяснил сталинградцам причины переименования города.
Впоследствии имя Сталина стали стыдливо выжигать из памяти сталинградцев, переименовывая улицы и предприятия, названные его именем.

Но вернусь к лету, 1970 года.. После учёбы пришло время летних каникул. Самое счастливое время во все времена для школьников. Мама купила билет мне до Балашова и я отправилась к бабушке.
Летела как на крыльях. Родной мой город! Пусть не такой красивый, героический, как Волгоград, но родной и близкий, где столько знакомых и дорогих сердцу улочек, где идёшь по улице и здороваешься.. где столько людей знают тебя с детства и всегда рады встрече.

Бабушка напекла мои любимые блинчики и я как прежде, сидела на табуретке и намазывала их кисточкой из гусиных перьев растопленным сливочным маслицем. Мы пили чай из заваренных листочков мяты и шиповника. И я рассказывала ей, как же мне в большом городе не хватает моей любимой бабушки, Агриппины Александровны.. И она улыбалась, гладила меня по голове и смотрела любящими глазами.

А на следующий день я попросила её отвезти меня в детсад по улице Луначарского, очень хотела увидеть свою бывшую воспитательницу Лизавету Павловну, которая так часто называла меня тупицей и рохлей. Показать ей мой дневник, где было всего две четвёрки, а остальные пятёрки. Пусть посмотрит.. Но бабушка обняла меня и сказала: - "А ведь ты, Элечка, должна ей спасибо сказать. Получается, чтобы ей доказать, что она не права, ты так хорошо училась."
- Да, нет. Я училась для себя. Просто мне было очень обидно, что она меня так обзывала.
И бабуля ответила: "- Тогда зачем тебе к ней ходить. Бог с ней. А пойдём-ка навестим лучше наших родных. Они тебя тоже ждут. А потом в Куйбышевский парк, на качелях покатаешься, мороженного поешь.. Как хорошо, что ты приехала, моя родная!"

Продолжение следует..


Рецензии