Шпессарт. Интерлюдия 1

  - Это  была легенда о гульдене с оленем, - закончил кузнец, - и должно быть, это истинная правда. Трактирщик в Дюрвангере, что недалеко от всех трёх замков, рассказал это моему хорошему другу, что частенько ходил как проводник по Швабским Альпам и всегда останавливался в том трактире.

 Гости поапплодировали кузнецу.

  - Чего только в мире не услышишь? - воскликнул возница, - воистину, сейчас мне более отрадно, нежели убивать время за картами, да и куда больше пользы; да и приметил я по ходу истории, что смогу завтра её друзьям поведать и ни слова не пропустить.

  - А мне, пока вы рассказывали, кое-что пришло на ум, - сказал студент.

  - Расскажите-расскажите! - попросили кузнец и Феликс.

  - Хорошо, - ответил тот, - ныне ли мой черёд, подойдёт ли позже, всё равно; за услышанное должен и я отплатить той же монетой. То, что я вам расскажу должно быть случилось как-то раз на самом деле.

  Он распрямился на стуле и начал было свой рассказ, как трактирщица отложила прялку и подошла к столу, за которым собрались гости.

  - Время идти почивать, - промолвила она, - пробило девять, а завтра ещё будет день.

  - Так и отправляйтесь спать, - воскликнул студент, - поставьте нам ещё одну бутылку вина и боле мы вас не задерживаем.

  - Ну уж нет, - ответила она угрюмо, - пока в горнице сидят гости, ни хозяйка ни слуги не могут уйти. Словом, господа, сделайте милость, разойдитесь по комнатам; время уже позднее, а в моём доме после девяти кутить не позволено.

  - Чего же вы опасаетесь, хозяюшка? - удивлённо произнёс кузнец, - чем же мы вам так навредим, ежели мы здесь посидим, пока вы дальше будете спать? Мы люди законопослушные и что-то выносить или уходить без оплаты намерения не имеем; и мне же ни на одном постоялом дворе такого не предлагали.

  В гневе трактирщица стала вращать глазами.

  - Ужель вы думаете, что из-за каких-то нищебродов-подмастерьев и из-за того бродяги, что заплатил мне двенадцать крейцеров за постой, я буду менять распорядок дня? Теперь говорю я в последний раз, что не потерплю подобного хулиганства!

  Кузнец попытался было ещё раз что-то возразить, но студент со значением на него посмотрел и сделал знак остальным глазами.

   - Хорошо, - произнёс он, - уж коли хозяйка не желает, давайте разойдемся по комнатам. Только нам бы светильник какой-нибудь, чтобы дорогу найти.

  - Ничем не могу помочь, - ответила она со злостью, - другие бы уже и в темноте добрались а для вас могу предложить только этот огарок; больше ничего в доме нет.

  Юноша молча взял предложенную свечу и встал из-за стола; остальные последовали его примеру, а подмастерья взяли свои узлы, дабы положить их в комнатах подле себя. Они также отправились за студентом, что освещал им лестницу.
Когда же поднялись они наверх, студент, вышагивая как можно тише, отпер дверь и жестом пригласил к себе.

  - Больше нет никаких сомнений, - произнёс он, - что она хочет нас предать; не заметили ли вы, как испуганно пыталась она проводить нас к постелям, пытаясь всеми средствами не допустить, чтобы мы бодрствовали и оставались вместе? Вероятно, думает она, что когда ляжем мы почивать, можно будет играючи с нами разобраться.

  - А не подумываете ли вы, как бы спастись нам бегством? - спросил Феликс, - кажется мне, в лесу теперь безопасней, чем в комнате.

  - А окна здесь тоже зарешечены! - воскликнул студент, напрасно пытаясь оторвать от решётки железный прут, - если мы хотим сбежать, единственный выход - через входную дверь; но я не думаю я, что нас отпустят.

  - Стоит попробовать, - произнёс возница, - попытаюсь-ка я, а ну как удастся пройти во двор. Если это возможно, то я вернусь и заберу вас с собой.

  Остальные одобрили это предложение. Возница снял обувь и в десять часов прокрался к лестнице; его товарищи в комнате внимательно прислушивались; уже спустился он, удачно и незаметно, лестничный пролёт, но когда огибал он столб, вскочил внезапно перед ним огромный дог, положил лапы ему на плечи и обнажил прямо перед лицом два ряда больших острых зубов. Попытался было возница проскользнуть вперёд или отпрянуть назад, но при малейшем движении ужасная псина щелкала своею пастью; в то же время принялась она выть и лаять и вскоре появились слуги и хозяйка со свечей в руках.

  - Куда? Что вам надо? - возмутилась она.

  - Мне нужно кое-что отнести в мою телегу, - ответил возница, дрожа всем телом; когда же открылась дверь, заметил он в комнате несколько тёмных подозрительных силуэтов с ружьями в руках.

  - Могли бы и заранее всё сделать, - проворчала трактирщица, - Фассан, фу! Якоб, открой ворота и освети человеку дорогу к телеге. Собака убрала свою ужасную морду и лапы с плечей возницы и опять улеглась на лестнице поперёк, слуга открыл ворота и посветил вознице. Нечего было и думать о побеге. Когда он раздумывал, что же ему взять из телеги, пришло ему в голову, что у него есть фунт восковых свечей, которые он должен был отвезти в соседний город.

  - Огарка там, наверху, едва ли хватит ещё на четверть часа, - сказал он про себя, - тем не менее свет нам нужен.

  Итак, взял он из повозки пару восковых свечей, спрятал их в рукаве, и после для виду вытянул пальто, чтобы, как объяснил он слуге, накрыться им сегодня ночью в комнате.

  Благополучно прошёл он обратно в комнату. Он рассказал об огромной спине, что сторожит на лестнице, о мужчинах, которых увидел он мельком, обо всех ухищрениях, что делались, дабы защитить их от его внимания и завершая, он со вздохом произнёс:

  - Не пережить нам эту ночь.

  - Я так не думаю, - возразил ему студент, - не склонен я считать их настолько дурными, чтобы сживать со свету четырёх человек ради той ничтожной выгоды, которую они могут с нас получить. Но тогда и защищаться нам не след: в свою очередь я готов смириться с потерей малого. Моя лошадь уже в их руках, а четыре недели назад обошлась она мне в пятьдесят дукатов; платье и кошелёк я им тоже отдам по своей воле, ибо моя жизнь мне куда дороже.

  - Легко вам говорить, - возразил ему возница, - те вещи, что можете вы потерять, вы также легко сможете потом приобрести вновь; я же только посланник Ашаффенбурга, телега полна всевозможных товаров, а в стойле две лошади - всё моё богатство.

  - Мне кажется невозможным поверить, что они смогут вам причинить хоть какой-то вред, - заметил золотых дел мастер, - ибо стоит ограбить посланника, как шум и крик поднимается по всей стране. Я же согласен с тем, что сказал господин: лучше я отдам всё, что имею и поклянусь молчать и никого не винить, чем бороться со своим ничтожным добром против людей, вооружённых пистолетами и ружьями.
Во время этих речей возница вытащил свои свечи, установил их на столе и зажёг.

  - Давайте, Бога ради, подождём, что с нами станется, - промолвил он,- сядем за стол и будем сон отгонять беседой.

  - Давайте, - откликнулся студент, - и потому как ранее на мне остановилась очередь, то поведаю я вам...


Рецензии