Борьба транснациональных корпораций с государством

По мере развития капитализма национальному капиталу становилось тесно в одной стране. Бреттон-Вудское соглашение (1944г.) о формировании международной экономической и финансовой системы обеспечило монопольное господство доллара США на мировом рынке. Идея развития сотрудничества между государствами с помощью ООН (1945г.) и создание при нём в том же году Международного валютного фонда, создание Всемирного банка, План Маршалла (1947г.) по установлению послевоенного мира в Западной Европе, создание в Европе Совета экономической взаимопомощи (СЭВ 1949г.) социалистическими странами и создание Европейского экономического сообщества (1957) капиталистических стран и другие международные инициативы разрушали национальную, политическую и экономическую ограниченность. Всё это обеспечивало доминирование международных форм управления экономикой и политикой государств.

Уже во второй мировой войне частный американский капитал не проявлял патриотических настроений. Транснациональным компаниям образованным частным капиталом уже тогда были безразличны экономические и политические проблемы страны пребывания, если это не снижало их собственную прибыль. Американские кампании помогали как нацистской Германии, так и коалиции союзников США, противостоящих Германии. Так американской General Motors принадлежал немецкий Opel который производил бронетехнику для рейха, а также почти 50% силовых агрегатов бомбардировщиков Junkers-88. Американская компания «Стандарт Ойл» почти всю войну поставляла Германии через Испанию нефть. В США было кому активно поддержать идею интернационального сотрудничества и именно поэтому в США построено здание в котором разместились структуры управления ООН.

Опыт участия в двух мировых войнах и последующий передел колоний показал их жителям, что участие в войнах метрополий ничего им не даст, кроме смены одних хозяев на других, не менее жестоких. Поэтому они использовали любые возможности для выхода из состава колониальных империй. Это совпало со стратегией вышедшего за пределы одной страны, вышедшего за пределы одной империи международного капитала. Совпадало со стратегией ТНК по разрушению империй как сильнейшего противника, угрожающего их существованию. Советский Союз, чтобы вовлечь новые страны в свою сферу влияния так же активно помогал разрушению колониализма.

В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию «О предоставлении независимости колониальным странам и народам». С этого времени деколонизация была поставлена на международный контроль и к 1990 году успешно завершилась. В результате появилось более 100 новых государств, с условным названием «страны третьего мира». Эти страны стали питательным кормом для международных корпораций.

Мир изменился. С утратой имперского могущества европейские страны перестали господствовать над миром. Даже объединение 27 европейских государств и их экономического потенциала в Европейский союз, введение единой европейской валюты и установление в ряде аспектов совместного суверенитета ничего кардинально не поменяло. Это рыхлое единство мощной европейской империи не образовало. А ведь до этого не больше десятка европейских государств владели почти всеми территориями земного шара с находящимися на них ресурсами и населением. На переходе в новое тысячелетие политолог и геополитик Збигнев Бжезинский в известной своей книге «Великая шахматная доска» писал: «Горький факт заключается в том, что Западная Европа, а также все больше и больше и Центральная Европа остаются в значительной степени американским протекторатом, при этом союзные государства напоминают древних вассалов и подчиненных».

США заняли положение доминанта современного капиталистического мира. Вторым полюсом притяжения в не капиталистический мир был СССР. Эти две страны стали навязывать миру две непримиримые идеологии и две полностью отличающиеся экономики – рыночную капиталистическую и плановую коммунистическую. Мир стал двух полярным. Оставшаяся после крушения СССР доминанта капиталистического мира США сохранили за собой право на идеологическую оценку правильности поведения любого политика любой страны, оценку демократичности власти, регулирование экономической свободы и своё право на насилие в любой части мира над теми, кто установленные США правила не соблюдает.

Но в действительности влияние на мировые процессы оказывает уже не сама страна, а расположившиеся в ней ТНК, а точнее те, кто имеет в этих корпорациях контрольный пакет акций. Они стремятся подчинить своему влиянию политику всех стран мира, включая и страну пребывания. Возникли надгосударственные формы управления целыми странами. Вне зависимости от того в какой стране находится центр регулирующий финансово-производственную деятельность корпорации, данная страна для неё не более чем место пребывания.

Вторая мировая война, приведшая к громадному количеству жертв и разрушений и появление в конце войны ядерного оружия, убедили что дальнейшее военное сражение за территории обойдётся гораздо дороже, чем любые выгоды, которые завоевание этих территорий могло бы принести. Идея построения больших территориальных образований с единой сильной централизованной властью, распространённой на множество стран и народов, именуемых империей, изжила себя. Крупный частный капитал решил, что бессмысленно ввязываться в войну для обеспечения своих прибылей под патриотическими лозунгами отстаивания национальных интересов. Ввязываться в борьбу за усиление государства и расширение его имперского пространства, как это было в первой и второй мировых войнах. Сделавшись международными, акционерные кампании наибольшую прибыль стали получать за пределами страны пребывания. При этом получать прибыли больше чем, когда работали на внутренне развитие своей страны и её империи. 

Крупные вооружённые конфликты между империями и претендующими на мировое господство государствами ушли в прошлое и трансформировались в холодную войну за передел мира между транснациональными корпорациями. Но почему-то «холодной» войной именуют лишь ушедшее в историю противостояние США и СССР. Никто не видит более масштабного глобального противоборства новых социально-экономических систем.

Произошедшие изменения не устранили угрозы разрушения государств в глобальной войне. Сегодня мы наблюдаем борьбу ТНК за мировое господство, при которой разрушаются государственные границы и сами национальные государства. Государство замещается наднациональными структурами, формируемыми по указанию и за деньги ТНК. При этом высокая численность населения захваченных международными корпорациями стран в наше высокотехнологичное время становится бесполезной и слишком обременительной для частного капитала. Главный вопрос современного мира – будут ли вообще существовать в ближайшем будущем национальные государства?

Если международные корпорации сочтут данную страну бесперспективной для вложения капитала или она окажется помехой для его роста, то ничто не помешает «мировому правительству», созданному ТНК, принять решение об уничтожении такой страны. Приговорёнными к уничтожению могут оказаться не только небольшие страны подобные Югославии, Ливии или Сирии, но даже и США если управляющие подразделения ТНК будут перенесены из США, например, в Австралию. В таком случае можно будет начать войну США с вышедшим из-под контроля международных корпораций Китаем по взаимоуничтожению этих стран. Ничто не мешает ТНК спровоцировать и нанесение локальных в пределах воюющих стран ядерных ударов, при которых загрязнению подвергнутся территории только этих стран со ставшим бесполезным для мирового капитала населением. Россия, как и Европа так же перспективны для военного противостояния потому что основные природные ресурсы России расположены там, где численность населения на квадратный километр стремится к нулю и ради обретения ТНК имеющихся и новых богатых природных месторождений можно пожертвовать бесполезным для мировых ТНК населением Европы и России.

Если такой сценарий кому-то кажется невероятным, то посмотрите на судьбу Детройта. В 1950-х годах Детройт стал одним из главных центров машиностроения, был четвёртым по населению городом США (после Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Чикаго). Но в 70-тых крупные корпорации передислоцировали промышленное производство из Детройта в Азиатско-Тихоокеанский регион — в Китай, Тайвань, Южную Корею и Японию. Численность населения города снизилась в три раза. Треть оставшегося населения живёт за установленной в стране чертой бедности. В 2013 году власти официально объявили город банкротом. Сегодня Детройт считается самым разрушенным городом США. И всё это несмотря на то, что штаб-квартира «Дженерал Моторс» одной из крупнейших ТНК по-прежнему расположена в Детройте.

Сегодня благополучие всего мира зависит от деятельности транснациональных корпораций. На сегодняшний день 2\3 мирового производства сосредоточено в руках примерно 500 ТНК. Причём, ТНК переплетены друг с другом посредством своих представителей в других корпорациях. Это один большой клубок опутавший весь земной шар. Крупнейшие корпорации могут навязывать порядок поведения целым государствам благодаря своему финансовому могуществу и политическому лоббированию на самых высоких уровнях. Примером этого является драка за должность президента США между республиканской и демократической партиями. Для Трампа самым важным представлялось защитить и оздоровить экономику США, а сторонники Байдана защищают интересы «мирового правительства» для которого политика США при Трампе стала помехой выращивания их частного капитала на мировом рынке.

Сегодня США, в которых сосредоточено наибольшее количество головных управляющих подразделений международных ТНК уже не государство в прежнем его качестве. Для большинства ТНК США являются сетевым концентратором или Хабом. США — это центр деятельности крупнейших ТНК, а не национальное государство в его традиционном понимании. Не правительство США диктует ТНК как им действовать в мировом экономическом пространстве, а ТНК диктуют правительству США и президенту страны какую внутреннюю и внешнюю политику вести и как расчищать для беспрепятственного обогащения ТНК мировое экономическое пространство. При этом озабоченность государства своими внутренними проблемами и направленность его усилий на защиту и преимущественное обеспечение благополучия своих собственных граждан (а это важнейшая функция государства) является помехой для надгосударственной международной коммуникации ТНК.

По экономической и политической мощи международные корпорации не уступают бывшим империям, но империей не являются, так как не захватывают себе территории и население покорённых корпорациями стран. Формально работающие в международных корпорациях люди числятся гражданами свободной демократической и независимой страны со всеми признанными и защищаемыми собственными силовыми структурами государственными границами и государственным суверенитетом. Корпорация рушит всё это лишь когда государство пытается выдавить её из страны. Но открыто и легально корпорации страной пребывания не правят.  Но тем не менее, сравнение корпорации с государством и империей вполне уместно. Причём если сравнивать ТНК с ними, то корпорация подобна далеко не демократическому государству, а худшим образцам тоталитарных империй. Вот как это описывается в одной из газетных публикаций:

«Вообще говоря, корпорация — это совершенная тоталитарная модель, с жесткой иерархией, с принципиальным делением на страты (социальные слои), с закрытой информацией, с беспрекословным подчинением авторитетам, с немедленным наказанием за инакомыслие. Некогда прекраснодушный мыслитель Карл Поппер написал книгу «Открытое общество и его враги», в которой противопоставил тоталитарные модели бытия (платоновскую республику, марксов коммунизм) — свободному открытому обществу равных. История куда изощрённее: мотором гражданского общества является закрытая тоталитарная модель — платоновское государство оказалось встроено внутрь открытого общества. Сотни таких государств (банков, концернов, трастов, фондов) и составляют конгломерат, который именуется сегодня открытым обществом. В каждом отдельном случае платоновский принцип контроля соблюден: внутри ограниченного коллектива властвуют учредители локальных законов, их охраняют «стражи», их обслуживают ангажированные «поэты», на них работает довольный подачками народ. Некогда мы все издевались над этой рабской конструкцией. Но то, что огромный холдинг подобных корпораций стал называться открытым обществом, — ни у кого насмешки не вызывает» (Масксим Кантор «Проданное поколение», Новая Газета № 25 2009).

США по сути и есть такой холдинг. А каким станет мир в ближайшие десятилетия если борьба ТНК с государством успешно продолжится и холдинг международных корпораций полностью подомнёт под себя все государства?

Ответ можно увидеть в том, что уже начинает происходить в окружающем мире.  Разрушение государственных границ. Разрушение национальных государств. Разрушение традиционных тысячелетних религий. Разрушение национальных культур. Разрушение семейных ценностей. Хаотизация всех общественных отношений. Маргинализация человечества. Превращение людей в бесполых, в непривязанных ни к чему и не к кому свободных и равных в этом друг другу людей мира с сознанием способным лишь на примитивные мыслительные операции, с такими же примитивными потребностями следующих своим животным инстинктам.


Рецензии
Существуют ли государства??
http://proza.ru/2023/10/02/15

Ответный Реактор   02.10.2023 00:13     Заявить о нарушении