Шарик и другие

- Одиночество приходит к человеку не сразу. Оно крадётся постепенно, незаметно, неслышно. У человека есть семья. Но вот дети выросли и уехали учиться.  В доме становится тихо и пусто. Человек ещё не ощущает одиночества и не понимает, что оно уже вошло в его жизнь. Он работает, чтобы дать детям образование. 

Когда этот этап пройден, наступает время пенсии. Постепенно работающие коллеги переходят в разряд очень занятых знакомых. И человек уже не решается их беспокоить.  Со временем  из жизни уходят кровные родственники, муж или жена.

Дети обзаводятся своими семьями и решают уже свои проблемы. Подрастают внуки, которым бабушка или дедушка кажутся остатками каменного века. И вот оно – одиночество - в полном объёме  вселяется в жилище и  жизнь в качестве полноправного хозяина,-

   Примерно так думала сидящая на лавочке женщина. Она часто приходила на эту площадь, гуляла по тропинкам, отдыхала на скамейке, сидела и смотрела на ребятишек на детской площадке и вспоминала своих детей. Идти ей было некуда. Друзья и знакомые остались там, где прошла её жизнь. Сын и дочь были всегда на работе.

  Почти каждый раз она встречала на этой  «Площади Праздников» старушку с собакой. Бабушка была совсем старая. Она медленно шла по тропинке и вела на коротком поводке  неказистую собачонку. Женщина думала, что и собака такая же старая, как её хозяйка.  Собачка была небольшая, рыжая, с пушистым опущенным вниз, хвостом. Она медленно брела за старушкой, опустив голову и  нюхая землю. Казалось, что эти двое проводят на солнышке свои последние дни. В очередной прогулочный день женщина не увидела  бабушку. Не было её и в последующие дни.
- Наверное, старушка умерла,- подумала женщина.- Жаль. Куда же дели собаку?
               
                2
   Мужчина вышел из автобуса и увидел на остановке пса. Тот сидел и с надеждой смотрел на каждого выходящего из транспорта человека. Собака была небольшая, рыжая,  пушистый грязный хвост висел вниз.
- О! Ты чей?-  спросил мужчина и оглянулся.
Поблизости никого не было.
-Значит, ничей,- сказал  человек. – Выбросили тебя? Есть хочешь?

Он опустил руку в пакет и, отломив кусок  батона, протянул  псу. Тот вильнул хвостом, приблизился и осторожно взял из руки человека угощение.
Мужчина смотрел, как собака торопливо ест, и о чём-то думал. Был он не молод, жил один и очень тосковал.

- Если желаешь, пойдём со мной,- сказал он псу. – Богатой жизни не обещаю, но сыт будешь и в тепле. Всё лучше, чем на улице.

Собака внимательно смотрела на человека. Он не вызывал опасения, от него не шла угроза. Она это чувствовала. Мужчина повернулся и пошёл.  Пёс двинулся за ним. Так они вместе вошли в подъезд и поднялись по лестнице на второй этаж.
- Заходи, располагайся пока у двери на коврике,- сказал мужчина.- Сейчас покормлю тебя, а как освоишься, лапы тебе вытру и в порядок приведу.
Пёс послушно сел на коврик и стал осматриваться. Квартира была похожа на его первое жильё. Но вот запаха старушки здесь не  было.

  Тем временем мужчина  достал небольшую салатницу, накрошил туда хлеб, добавил суп и кусочек мяса.
- Ешь, сказал он, поднося посудину к собаке. – Потом купим тебе миску и поводок. Исхудал как! Ешь!

  Пёс поел, облизал салатницу и благодарно вильнул хвостом. Сытость и тепло разморили его. Он свернулся, по привычке, калачиком и задремал.  Ему снилось, что они со старушкой гуляют по площади, подходят к дому.  Она гладит его лёгкой рукой  по голове и ласково  говорит: « Вот и хорошо, вот и славно. Живи тут, а я буду в гости приходить.»
Пёс нюхает родные руки, лижет их, но старушка медленно уходит в туман.

- Что ты? Что ты?- слышит он голос мужчины и чувствует, как тот гладит его голову.- Не плачь. Тут тебя никто не обидит.

  Пёс окончательно просыпается, поднимается на ноги и прячет  морду в колени человека. Он мог бы рассказать, как тянул свою хозяйку за рукав, как грел её холодные ноги, как громко плакал, как пришли незнакомые люди и увезли старушку, а его выгнали на улицу. Он много дней сидел у своего подъезда и ждал, ждал…
Но говорить пёс не умел. Он просто поверил этому человеку.
                3
  День обещал быть тёплым, и женщина решила сходить в магазин, а потом погулять по площади. Сделав необходимые покупки, с пакетом в руке, она пошла по тропинке. Уже ощущалась весна: громче чирикали воробьи, ярче светило солнце. На детской площадке бегали дети и весело смеялись. Она прошла несколько раз по дорожкам и вдруг увидела знакомую фигурку собаки. Собака шла рядом с мужчиной.
- Обозналась,- подумала женщина.

Но чем ближе подходила, тем отчётливее видела знакомый пушистый, опущенный вниз хвост. Мужчина и собака прошли стороной. Женщина села на лавочку и стала наблюдать. Приученная к короткому поводку, собака и без него шла в шаге от человека. Когда они поравнялись, женщина сказала:
- Извините, пожалуйста, я знаю эту собачку. Она всегда гуляла с бабушкой. А потом их не стало. Со старушкой  что-то случилось?
- Не знаю,- ответил мужчина,- я нашёл пса на остановке. Надо вот ошейник ему купить и поводок, пока нет ничего, так гуляем. Даже имени у него ещё нет.
- Его Шарик звать,- сказала женщина.- Так  старушка окликала.

При этих словах пёс поднял уши. Он узнал эту женщину по запаху. Они с хозяйкой часто встречали её здесь.
- Шарик! – позвала та.- Шарик!
Собака завиляла хвостом и подошла.
- Как это я сразу не догадался!- засмеялся мужчина.- Ведь все дворняжки всегда Шарики.
- Павел!- протянул он руку женщине.
- Тамара,- ответила она.
Они ещё немного погуляли по тающим тропинкам и отправились по домам.

   Постепенно Тамара узнала, что Павел живёт один, что у него есть взрослый сын, который живёт в Сочи. Тот зовёт отца перебраться  к нему, но мужчина  убеждён, что в конце жизни вырывать человека с места нельзя.
- Когда обрывают корни связи с землёй, обрывается и жизнь,- считал он.
Они разговаривали о жизни, о современном обществе, о том, почему в старости люди остаются  в одиночестве, а после смерти  на их имущество слетаются, как коршуны, неизвестные родственники со всех сторон.

       Весна была затяжная. Днём снег таял, бежали ручьи, а по ночам температура опускалась до минусовой. Ледяная корка покрывала дороги. Ходить было опасно. Три дня Тамара не выходила из квартиры. В пятницу пригрело, лёд стал таять, и она решила сходить на площадь подышать свежим воздухом.  Женщина походила по тропинкам, посидела на лавочке.  Поймала себя на мысли, что ждёт Павла и Шарика, но их не было. На следующий день пришла на площадь ближе к обеду, но мужчина с собакой не появился. Зародилось чувство тревоги, не случилось ли что-то нехорошее.

- Я не знаю, где он живёт. Надо было хоть номер дома спросить,- подумала она.
Она ещё раз обошла детскую площадку и направилась к выходу, как увидела собаку. Опустив голову и хвост, Шарик бежал по тротуару к площади.
Женщина остановилась, поджидая.
- Шарик! – позвала она.
Пёс поднял голову, увидел её и ускорил бег.
- Запыхался совсем!- радостно воскликнула Тамара.- Ты что это один? А хозяин где?
Шарик крутился вокруг, махал хвостом и коротко лаял. На нём был ошейник, а не  шлейка.
- Значит, он не вырвался, а был отпущен,- сделала вывод  женщина.

И тут увидела, что из-за ошейника  белеет уголок бумаги. Она потянула за него. Это была четвертинка листа, на которой было написано: «Сломал ногу…» . Дальше шёл адрес: улица, дом, квартира. И подпись: «Павел Петрович».
- Понятно,- сказала Тамара.- Веди, Шарик, к своему хозяину.
Дом она нашла сразу, благо он был через один от площади. Позвонила в домофон.  В подъезде пёс подвёл её к квартире и залаял.
- Сейчас, сейчас!- услышала она знакомый голос.

Шарик проскользнул в приоткрытую дверь, шаркнул лапами по коврику и побежал в кухню.
- Проходите,- смущённо пригласил Павел. Извините, что побеспокоил. Вот такая оказия приключилась,- кивнул он на загипсованную ногу и костыли.
Тамара сняла куртку и прошла в комнату. Это была обычная холостяцкая квартира. Говорят, что жилище всегда похоже на своего хозяина. Наверное, это так и есть. Аккуратность была видна во всём. Чинно стояли на полках книги, на рабочем столе – ноутбук. Деловые бумаги стопкой лежали рядом. В рамке на стене висел портрет юноши.

- Я подумал, что Вы будете переживать, куда мы пропали,- сказал  мужчина,- вот и отпустил Шарика одного, рискуя, что может не вернуться.
- Кто же его теперь выгуливает?- спросила она и тут поняла, что Павлу нужна помощь.
- Соседа просил, вот он и костыли мне принёс,- пояснил он.

- Давайте сделаем так,- предложила Тамара,- я заберу собаку на то время, пока у Вас нога в гипсе. Мне легче будет его выводить утром и вечером, а в обед мы будем приходить. Я оставлю его у  Вас и могу сходить в магазин за продуктами и для себя, и для Вас.

   Целый месяц жил Шарик на две квартиры. Он даже протоптал собачью тропку между домами. В начале следующего месяца Павлу сняли гипс.
- Ну, вот и закончилось твоё временное проживание у меня,- сказала она псу и вздохнула.- Буду скучать. Ты вот дышал на своём коврике, а я знала, что не одна.

    Как обычно, позвонила в домофон, подвела Шарика и хотела, не входя в квартиру, просто отдать собаку.
Но Павел Петрович широко открыл дверь, приглашая. Был он одет в светлую рубашку и брюки, а не в спортивный костюм, как обычно.
- Проходите, сегодня я приглашаю Вас на чай. Я – Ваш должник,- улыбаясь, сказал он.

  Тамара шагнула в комнату и удивлённо остановилась. Посередине стоял стол, сервированный для гостей.
- Вы ждёте гостей?- спросила она.
- Я ждал самую дорогую гостью, но она уже пришла. Прошу к столу!- пригласил он.

  Они пили чай, разговаривая обо всём. Павел порывался что-то сказать, но не решался. Шарик сидел рядом со стулом и внимательно смотрел на хозяина. Наверное, ему надоело ждать. Он поднялся и ткнул носом в ноги мужчины.

- Тамара,- обратился Павел,- давай перейдём на «ты». Я не буду сейчас произносить красивых слов о любви. Их говорят в молодости. Просто скажу, когда ты рядом – мне тепло, спокойно и радостно.  Тебе нелегко одной живётся. Переходи жить ко мне. Мы с Шариком будем рады. Я тебя не обижу и никому не позволю  это делать. Ты можешь ничего сейчас не отвечать, подумай, а я подожду.

Женщина улыбнулась и  буднично сказала:
-  Ты отдохни, ходить меньше надо, нога разболится.  А я со стола уберу и посуду помою.


Рецензии