Мавзолей в селении Аглоби

В конце прошлого года, в Южном Дагестане, дагестанскими исследователями в лице доктора исторических наук, профессора ДГУ З.Ш. Закарияева (род. 1971) и декана факультета востоковедения ДГУ М.А. Гасанова был исследован ранее никем неизученный уникальный по своей архитектуре мавзолей (усыпальница, пир) богослова в лезгинском селении Аглоби, предположительно XV–XVI вв. постройки.


Селение Аглоби (лезг. Агълаб) Дербентского района, расположено в приморской зоне Южного Дагестана, на правом берегу реки Рубас, в 18 км южнее г. Дербент. Основное население села лезгины — выходцы ныне покинутого села Цилинг Курахского района Дагестана. В названии села отразилось наименование средневековой династии Аглабидов — дербентских правителей (амиров) из рода Аглаба. Профессор А.К. Аликберов (род. 1964) пишет, что после смерти в конце XI в. влиятельного предводителя ра’исов Дербента (Баб ал-абваба) ал-Муфарриджа ал-Аглаби его потомки, амиры Дербента, назвали его именем крупный населенный пункт, который и поныне называется Аглоби (ал-Аглабийа). С 1813 года Аглоби — в составе Дербентской губернии, с 1860 г. — в Кюринском округе Дагестанской области.


В черте селения, в нескольких сотнях метров от федеральной автодороги «Кавказ» расположено обширное сельское кладбище. Старые надмогильные памятники находятся, в основном, в северной его части. Многие стелы повреждены, часть сохранилась лишь в фрагментах. Памятники кладбища прежде были почти не исследованы. Арабоязычная эпиграфика кладбища была совершенно не изучена и впервые арабистами вводится в научный оборот. Главным и самым значимым объектом аглобинского сельского кладбища является купольный мавзолей (пир), который возвышается в её северной части. Это один из самых крупных старинных мавзолеев в Дагестане. Высота однокамерного сооружения превышает 5,5 м, а внешние стены в основании имеют размеры 4,66;4,56 м. Размеры внутренней камеры — 3,24;3,20 м при высоте 5,24 м. У местных жителей мавзолей носит название «Мурад-пир», что означает «Пир [исполнения] желаний». Отметим, что мусульманские зийараты с таким названием встречаются и в других районах Южного Дагестана, в частности, в лезгинских селениях Хорель Магарамкентского района, Ашага-Стал Сулейман-Стальского района, Ахты Ахтынского района. Зийарат под названием «Мурад-пир» имеется и в северной части современной Азербайджанской Республики. Аглобинский мавзолей отличается от подавляющего большинства других мавзолеев Дагестана прежде всего тем, что он сложен из тонкого обожженного кирпича характерной удлиненной формы. Постройки из кирпича характерны для сооружений региона, начиная с сельджукской эпохи вплоть до Позднего Средневековья. В горных районах Дагестана старые постройки из кирпича почти не встречаются. Известным исключением является позднесредневековый мавзолей дагестанского суфийского шайха ширванского происхождения Амира ал-Мишлиши (ум. ок. 1562/63) в высокогорном цахурском селении Мишлеш (ныне Рутульский район Дагестана).


Какими-либо сведениями о времени и обстоятельствах постройки аглобинского мавзолея, как и о личности захороненного в нём человека, местные жители не располагают. Не знают аглобинцы и жители соседних селений и имени этого человека. Удивительно, что такой интересный и ценный архитектурный объект почти не упоминается в научной литературе. Лишь советский (дагестанский) археолог Владимир Герасимович Котович (1925–1979) кратко пишет об аглобинском мавзолее в «Отчёте по итогам работы Дагестанской археологической экспедиции в 1965 г.». Отметим также, что аглобинский мавзолей числится в перечне охраняемых государством объектов культурно-исторического наследия Дагестана. Со времени работы В.Г. Котовича какие-либо исследования мавзолея и кладбища в целом никем не проводились, хотя В.Г. Котович более полувека назад ставил вопрос о необходимости обстоятельного изучения этого уникального, по его словам, сооружения специалистами в области дагестанской архитектуры. При этом о необходимости участия эпиграфистов в изучении объекта ничего не говорилось. Основываясь на технике кирпичной кладки и характере обнаруженных на кладбище фрагментов керамики, В.Г. Котович предположил, что мавзолей относится к предмонгольскому времени (XII–XIII вв.). Декоративная облицовка основания мавзолея, по мнению В.Г. Котовича, была выполнена «совсем недавно». При датировке В.Г. Котовичем не учитывались, в силу его научной специализации, данные эпиграфики архитектурного объекта. Между тем, именно содержание надписей на арабском языке дала современным дагестанским исследователям возможность для более точной датировки мавзолея.


Мавзолей в сел. Аглоби довольно необычной формы. Он имеет три яруса, выделенные тягами, и плавно сужается кверху, начиная со второго яруса. Нижняя часть наружных стен первого яруса облицована декоративными панелями из известняка, украшенными геометрическим орнаментом. Стены лишены острых углов, поскольку стыки стен мягко закруглены. Стрельчатый купол увенчан высеченным из цельного камня резным навершием, которое представляет собой невысокий, покрытый декоративной резьбой массивный шпиль на крестообразном основании. Низкий и узкий входной проем (высота 103 см, ширина 46 см) имеет клиновидную форму и устроен в южной стене. В других стенах устроены узкие окна. В центре камеры мавзолея имеется захоронение без надмогильного камня. В восточной внутренней стене вмонтирована небольшая орнаментированная плита с фрагментом арабской позднекуфической надписи в высоком рельефе. Стиль угловатого письма позволяет датировать надпись не позже XIV–XV вв. Клиновидную форму входного проёма образует установленный над ним фигурный тимпан 100;66 см с тягами и глубоким вырезом внизу. Тимпан, который украшен каллиграфическими надписями, в сочетании с симметрично установленными у входа орнаментированными панелями создает форму декоративного портала, призванного усилить впечатление, подчеркнуть и зрительно выделить вход в мавзолей. Текст размерами 76;24 см состоит из трёх строк и выполнен в высоком рельефе превосходным почерком сулс. Под текстом имеется фриз растительного орнамента. Строительная надпись тимпана содержит имя человека, на могиле которого сооружен мавзолей, а также лица, отремонтировавшего постройку. Текст завершается отрывком из айата суры Корана «Покаяние» (9:120). Перевод:


«1) Имя владельца этой могилы — пир Далайчи. Отремонтировал (‘аммара) эту могилу студент-богослов (муджавир) 2) Ибрахим, сын Бунийата, как благодеяние ради Всевышнего Аллаха. 3) Ведь Аллах не пренебрегает воздаянием добродеющих».


Как правило, мавзолеи в Дагестане сооружались на могилах суфиев, мусульманских учёных и праведников. Наличие персидского термина «пир» (эквивалент арабского слова «шайх») не оставляет у исследователей сомнений в том, что захороненный в мавзолее человек был суфием. Они считают, что слово после термина «пир» изначально было не личным именем, а социальной характеристикой, как и слово «пир». В турецком языке термин «диленчи», в свою очередь означает «нищий, странствующий дервиш». Слово «далайчи» у некоторых дагестанских народов имеет значение «сказитель, поэт». О личности упомянутого в надписи «пир Далайчи» современным исследователям ничего не известно. Что касается социального термина «муджавир», то он обозначает по-арабски человека, проходящего обучение при мадраса или мечети. К слову, он впервые зафиксирован в эпиграфике Дагестана. Этот термин означает также смотрителя мечети. Именно в таком значении слово употребляется, например, в лезгинском языке (межевир). «Ибрахим, сын Бунийата» следует рассматривать не как мастера-строителя мавзолея, а как лицо, профинансировавшее ремонтно-восстановительные работы.


Отметим также, что культ святых является одним из самых устойчивых и парадоксальных явлений в исламе. Он был широко распространён в мусульманском мистицизме (тасаввуфе). Мусульманские святые (аулийа’), как известно никакими специальными решениями и институтами не утверждаются, в исламе нет процедуры определения святости, нет никаких исчерпывающих списков святых, официальных, то есть всеми признаваемых, официальных дней почитания, ритуалов поминания и прославления святых. Однако на протяжении всей истории, в описаниях путешественников и в различных хрониках, мы встречаем многочисленные рассказы о гробницах, могилах святых практически во всех районах распространения ислама. Известно, что культ святых существовал и у бедуинов, хотя, основа его была несколько другой.


Парадоксальность ситуации заключалась, прежде всего, в том, что Коран отрицал культ святых, их способность оказывать помощь и покровительство. Венгерский арабист И. Гольдциер (ум. 1921), замечает, что святые (аулийа’) «обладали огромной притягательной силой», если этот культ, находящийся в такой оппозиции Корану, существовал практически везде и имел много приверженцев. Культ святых в «недрах монотеистической религии отвечает политеистической потребности в том, чтобы заполнить огромное расстояние между людьми и божеством». Как отмечает российский историк-востоковед В.В. Наумкин (род. 1945), «идея посредничества между людьми и Богом была характерна для древней религии жителей Аравийского полуострова, где в период, предшествовавший возникновению ислама, помимо высшего божества существовал класс низших божеств, перешедший в ислам в виде джиннов». Культ святых заполнял (продолжая традиции джахилийи) присущую Востоку и узаконенную исламом пропасть между человеком и Богом.



Автор: ‘Али Албанви

На фото: Мавзолей в селе Аглоби, Южный Дагестан.




Литература


1. Аглоби [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U5ryk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2021). — Яз. рус.

2. Давудов О.М., Маммаев М.М. Он был беззаветно предан науке (к 90-летию со дня рождения В.Г. Котовича) // Вестник Института ИАЭ. 2015. №4. С. 186–195.

3. Закарияев З.Ш., Гасанов М.А. Мавзолей и памятники старинного кладбища в селении Аглоби (типология, эпиграфика, декор) // История, археология и этнография Кавказа. Т. 17. №1. 2021. С. 8–42. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1680, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2021). — Яз. рус.

4. На родине предков. Село Аглоби Дербентского района [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/U5rtB, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2021). — Яз. Рус.


Рецензии