Питейный день

Солнечным летним утром я ехал в гости к Олегу. Гостинцево, где проживает мой друг, весьма колоритная деревушка. Попадая сюда, словно перемещаешься в пространстве и времени. Это необычная местность, до которой не дошёл мировой прогресс и не поглотил её. Здесь можно почувствовать удовлетворение от жизни и избавиться от забот, чем, в принципе, мы и собирались заняться.

Олег накануне нагнал самогона, отвёз на суточное дежурство жену Диану, а сами решили предаться Бахусу - выпивать, дурачиться, купаться в местной речке, жарить шашлыки... Такой день мы называли "питейным".

- Привет - помахал мне рукой Олег, открывая ворота.
Я заехал.
- Привет - улыбнулся я вынимая мясо из багажника своего автомобиля. - Давай посуду, сейчас замаринуем и к вечеру можно уже жарить.
- Олег, ты дома? - послышался хриплый голос и в проёме открытой калитки показался дед в кепке.
Олег подошёл к нему. Они о чём-то поговорили. Дед одобрительно кивнул головой, после чего надел свою кепку и ушёл.
- Хрипач приходил, просил помочь - вернувшись, каким-то извиняющимся голосом сказал Олег. - Неудобно отказать, тем более не задарма. Всем ведь будет лучше.
- Лучшее - враг хорошего, помнишь? Ну да ладно. А что нужно делать-то? - занося кастрюлю с мясом поинтересовался я.
- Земляные работы: яму выкопать.
- Ну яму так яму - пришлось согласиться мне.
- Тогда пошли - кивнул Олег.

Взяв баклажку с водой мы вышли за ворота. Деревня маленькая — всего одна улица, хотя и улицей назвать её сложно — широкая дорога между домами. По ней мы быстро дошли до околицы.

- Далеко ещё? - вытирая пот со лба поинтересовался я.
- Уже пришли - указал рукой Олег на старое деревенское кладбище - вон где дед Хрипач траву косит.
- Ты же говорил яму копать - опешил я.
- Яма на кладбище называется могилой. Да тебе какая разница? Дед Хрипач - могильщик. Через час привезут хоронить, а он сам за это время не справится. Вот он и нас позвал - оправдывался Олег - на подмогу. Тут работы на чуть-чуть, зато потом целый день отдыхать.

Мы подошли к деду.
- Здесь будем копать, - топнул ногой Хрипач, указывая место могилы - участок хороший, ровный, а главное "соседей" нет: никто не нарушит покой новопредставившемуся - тут не общежитие, тут навека. Траву я уже скосил, так что копайте здесь, сынки.

Делать нечего, взялись за работу. Довольно быстро мы углублялись в песчяной земле, а когда дошли до глинистой почвы наши лопаты наткнулись на какое-то препятствие.
- Не может быть!!! - подошёл на глухой звук из могилы Хрипач. - Здесь его не должно было быть!!!

И тут до нас стало доходить, что мы стоим на крышке чьего-то гроба. От этого мне стало не по себе.

- Ну и что теперь будем делать? - вылезая из ямы спросил Олег.
- Что, что - сдвинув кепку почесал затылок дед. - Скоро привезут усопшего и если копать на другом месте то не успеем. Сделаем так... - после короткого раздумья решил Хрипач и велел нам спускаться в яму.

Небольшой старинный полуистлевший гроб, с перекатывающимися в нём костями, был помещён в вырытую нами боковую нишу, освободив место в могиле для нового "постояльца", и заделан влажной глиной.

Вскоре подъехала немногочисленная траурная процессия. Вынесли и установили на табуретах гроб, обитый тёмной тканью. Всё проходило спокойно и чинно: краткие надгробные речи собравшихся, поцелуи близких через венчик на лбу усопшего. Затем крышку забили гвоздями, а когда стали опускать гроб в могилу задели нашу замазанную нишу и осыпавшаяся глина с неё оголила почерневший бок гроба предыдущего хозяина могилы.

Хоронившие стояли на стороне ниши и всего этого не видели. После традиционной горстки земли могилу закопали. Установив временный крест, всех желающих  пригласили на поминальный обед прямо у захоронения. Дед Хрипач, расплатившись с нами, пошёл пропустить рюмочку за упокой души.

- Интересно, чью это могилу мы раскопали? - поинтересовался я, когда мы возвращались с погоста.
- Не знаю - пожал плечами Олег. - Кладбище это старинное, точных границ его уже никто не помнит. До революции здесь и церковь стояла, но её разрушили. Так что это мог быть и священник, если захоронен около неё, или самоубийца, тогда это место за оградой погоста. Кто знает...

Свежий холм с деревянным крестом навсегда стёр тайну о предыдущем усопшем, чей покой мы хоть и нехотя, но потревожили.


Рецензии